Найти в Дзене
Александр Еликов

На Запорожце к перевалу Дятлова. Часть 2.

Часть 1. Утром почти сразу после избы уперлись в торфяное болото, которым нас так пугали перед выездом. Осмотрелись. Хм, да вроде ничего страшного. Выбрали траекторию, поубирали бревна из колеи, где-то, наоборот, подложили и ходом дошли почти до самого конца. Одно лебежение — и мы на твердом. Вот и всё болото. А вот потом начался каменистый подъем на хребет Чарканур. Дело в том, что самое главное и критическое отличие Запорожца от полноценного внедорожника вовсе не колесная формула, а отсутствие пониженной передачи. И если по грязи, колеям и бродам эта машинка на удивление хорошо ехала, то на крутом подъеме с крупными камнями перегруженный Запорожец просто не мог тронуться. Приходилось набирать высокие обороты двигателя, потом отпускать сцепление и, тронувшись, просто давить педаль газа что есть силы. Но быстро ехать из-за корней, торчащих бревен и камней там невозможно, поэтому приходилось постоянно отпускать педаль газа, машина сразу переставала тянуть и вставала. От таких скор

Часть 1.

Утром почти сразу после избы уперлись в торфяное болото, которым нас так пугали перед выездом. Осмотрелись. Хм, да вроде ничего страшного. Выбрали траекторию, поубирали бревна из колеи, где-то, наоборот, подложили и ходом дошли почти до самого конца. Одно лебежение — и мы на твердом. Вот и всё болото.

Эх, какое же это уютное место — изба в кедровнике. Огромное спасибо людям, её построившим.
Эх, какое же это уютное место — изба в кедровнике. Огромное спасибо людям, её построившим.

-2

Болото после избы.
Болото после избы.

А это уже выход из него.
А это уже выход из него.

К сожалению, все деревья в этом болоте выглядят вот так…
К сожалению, все деревья в этом болоте выглядят вот так…

А вот потом начался каменистый подъем на хребет Чарканур. Дело в том, что самое главное и критическое отличие Запорожца от полноценного внедорожника вовсе не колесная формула, а отсутствие пониженной передачи. И если по грязи, колеям и бродам эта машинка на удивление хорошо ехала, то на крутом подъеме с крупными камнями перегруженный Запорожец просто не мог тронуться.

-6

-7

Приходилось набирать высокие обороты двигателя, потом отпускать сцепление и, тронувшись, просто давить педаль газа что есть силы. Но быстро ехать из-за корней, торчащих бревен и камней там невозможно, поэтому приходилось постоянно отпускать педаль газа, машина сразу переставала тянуть и вставала. От таких скоростных прыжков по камням оторвали глушитель:

Лес очень быстро наполнился запахом горелого сцепления и рёвом.
Лес очень быстро наполнился запахом горелого сцепления и рёвом.

А ближе к концу подъема сцепление начало все сильней и сильней пробуксовывать, пока совсем не перестало подавать признаков жизни. И вот мы уже присматриваем хоть какую-то площадку на крутом склоне для замены сцепления. А для этого нужно полностью снять с машины двигатель вместе с коробкой, которые в сборе весят почти 200 килограммов. Решили изготовить треногу из брёвен и через блок вытаскивать двигатель руками.
Но как только все было готово к демонтажу, мы услышали звук двигателей. В гору снизу ползли три машины – УАЗ Патриот и две Нивы. Это ребята из Перми шли на плато Маньпупунер. Да еще оказалось, что я с ними был заочно знаком по интернету. И мы тут же были просто с ног до головы окутаны их вниманием и заботой! Сергей, водитель УАЗа, предложил нам снимать двигатель лебедкой его машины. Его штурман начал кормить нас вкуснейшими бутербродами. Ребята из двух Нив быстро организовали бивуак, и уже очень скоро на костре готовилась вкуснейшая каша. Мало того, Сергей категорически отказался ехать дальше до тех пор, пока мы не переберем сцепление и он своей лебедкой не поставит нам двигатель на место.

Готовимся к демонтажу двигателя. Машину затолкали задом на две доски, немного выкопали под движком, чтобы его можно было вытащить под задней частью кузова.
Готовимся к демонтажу двигателя. Машину затолкали задом на две доски, немного выкопали под движком, чтобы его можно было вытащить под задней частью кузова.

А это вид от сломанного Запорожца вниз, откуда мы приехали. Крутизна склона такая, что Ниве приходится тянуться на лебедке.
А это вид от сломанного Запорожца вниз, откуда мы приехали. Крутизна склона такая, что Ниве приходится тянуться на лебедке.

-11

Вы знаете, все-таки человек испытывает незабываемые ощущения, когда находясь где-то далеко в тайге, видит мотор с коробкой отдельно от своей машины. :)
Вы знаете, все-таки человек испытывает незабываемые ощущения, когда находясь где-то далеко в тайге, видит мотор с коробкой отдельно от своей машины. :)

Ребята на Нивах вообще решили остаться ночевать рядом с нами. Ко всему этому у нас было сильное сомнение, что нам хватит бензина до Перевала Дятлов. Узнав об этом, с УАЗа нам даровали канистру бензина, да еще, не терпя каких-либо возражений, ребята навалили нам с собой целую гору еды. Вот такие вот они, настоящие пермяки!

На следующий день с новым сцеплением машина поехала гораздо интересней, да и крутой подъём уже закончился. Правда, даже с подаренным нам бензином как-то тревожно быстро стрелка уровня топлива шла к нулевой отметке. Дело вот в чем: помимо того, что нам пришлось максимально обогатить смесь в карбюраторе, еще и появился люфт в трамблёре, и зазор между контактами выставить было невозможно. С таким вот букетом мотор начал просто глотать бензин, громко стреляя при перегазовках и каждые два-три часа наглухо закоксовывая свечи, которые за поездку мы выкручивали раз сто, наверное.

Потом машина вдруг резко встала, как будто пропали передачи — оказалось, что из КПП вылетел привод, передающий момент к колесу.
Потом машина вдруг резко встала, как будто пропали передачи — оказалось, что из КПП вылетел привод, передающий момент к колесу.

Уж не знаю, то ли мы, когда ставили назад двигатель, как-то не так собрали (хотя приводы мы не вытаскивали), то ли привод сам выпал. Но к нашей радости, всё оказалось цело и не порвано, и мы достаточно быстро поставили его на место и продолжили путь.
Уж не знаю, то ли мы, когда ставили назад двигатель, как-то не так собрали (хотя приводы мы не вытаскивали), то ли привод сам выпал. Но к нашей радости, всё оказалось цело и не порвано, и мы достаточно быстро поставили его на место и продолжили путь.

А потом после очередного удара днищем о камень рычаг скоростей вдруг потерял связь с КПП. Полезли смотреть:

-15

И всё это с шутками и прибаутками, конечно же. :)
И всё это с шутками и прибаутками, конечно же. :)

Оказалось, что вырвало траверсу коробки. Сняли, посмотрели — нужна либо траверса, либо сварка, либо несколько здоровенных шайб, хотя бы. Но есть еще альтернативный и самый надёжный в полевых условиях вариант:

У каждого уважающего себя путешественника с собой в ЗИПе должна быть хорошая проволока. :)
У каждого уважающего себя путешественника с собой в ЗИПе должна быть хорошая проволока. :)

И опять мы ехали. Убирали с дороги бревна, рубили корни, искали объезды:

-18

Вот уже начался березняк, вот уже через деревья видны первые каменные останцы. Пару раз подсели в глиняной колее так, что пришлось тянуться лебёдкой. Выбираемся, еще немного… И вдруг машина, попав одной стороной в яму и сильно накренившись на левый бок, внезапно глохнет. Кручу стартером – не заводится. Пытаюсь снова завести и понимаю, что аккумулятор у нас совсем плох – лебедка и слабый генератор сделали свое дело. Открываем капот – фильтр пустой. У нас кончился бензин. Точнее, весь перетёк на левую сторону и топливозаборник хватанул воздуха. Становится весело…