Найти в Дзене

"Никто мне тебя не заменит"

Помните , была такая фраза: "За каждым великим мужчиной стоит женщина"? Я её вспомнила, потому что в данном случае нужно вспомнить то, КАК она звучит изначально. “За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая в него верила”. Ну а сказал эту гениальную фразу Джордж Бернард Шоу. *** Иногда, вчитываясь в биографии известных или не очень людей, понимаешь, что жизнь сложнее, чем её могут придумать самые мудрёные сценаристы фильмов. Она запутанна, не предсказуема и, главное, никогда не понятно, как поведут себя персонажи в предлагаемых условиях... Личная жизнь маршала Константина Константиновича Рокоссовского была одной из самых табуированных тем в советской исторической литературе. Почему? Да кто же теперь скажет? Официальные биографии ограничивались скупым упоминанием его супруги Юлии Петровны и дочери Ады. Рокоссовский действительно очень нравился женщинам, а о его романах слухов ходило бессчётное количество. (Кстати на один из них отлично среагировал И.В. Сталин, который на вопрос:

Помните , была такая фраза: "За каждым великим мужчиной стоит женщина"? Я её вспомнила, потому что в данном случае нужно вспомнить то, КАК она звучит изначально.

“За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая в него верила”.

Ну а сказал эту гениальную фразу Джордж Бернард Шоу.

***

Иногда, вчитываясь в биографии известных или не очень людей, понимаешь, что жизнь сложнее, чем её могут придумать самые мудрёные сценаристы фильмов. Она запутанна, не предсказуема и, главное, никогда не понятно, как поведут себя персонажи в предлагаемых условиях...

Личная жизнь маршала Константина Константиновича Рокоссовского была одной из самых табуированных тем в советской исторической литературе. Почему? Да кто же теперь скажет? Официальные биографии ограничивались скупым упоминанием его супруги Юлии Петровны и дочери Ады.

Рокоссовский действительно очень нравился женщинам, а о его романах слухов ходило бессчётное количество. (Кстати на один из них отлично среагировал И.В. Сталин, который на вопрос: "Ну и что мы с этим будем делать?" - ответил замечательно: "Завидовать!") Но в жизни маршала было всего две женщины: жена Юлия, с которой он прожил всю жизнь, и военный врач Галина, ставшая его ангелом-хранителем в самые тяжёлые военные годы.

К Рокоссовский со своей женой Юлией. Фото 1928 г.
К Рокоссовский со своей женой Юлией. Фото 1928 г.

Молодой офицер К. Рокоссовский познакомился со своей будущей женой в 1922 году. Тогда его часть, которой он командовал базировалась в городе Троицкосавске (сегодня г Кяхта). Константин увидел Юлию в театре, где бывал довольно часто. Девушка, надолго лишившая его сна и покоя, стояла в группе своих подруг. Чем она его привлекала, он так никогда и не сказал. Зато он узнал, где она живёт и каждое утро намеренно проезжал мимо её дома. А вот подойти и познакомиться никак не мог решиться.

Прошёл почти год, прежде чем состоялось их знакомство: друг Рокоссовского уже ухаживал за подругой Юлии Барминой. Знакомство их было уже вполне логичным. Но она всегда смеялась и говорила, что если бы не вмешательство его друга, не было бы их свадьбы в апреле 1923 года. Слишком застенчивым был боевой красный командир, гарцевавший на коне под её окнами...

А ведь Юлия влюбилась едва ли не с первого взгляда. На самом деле, и интерес красного офицера к своей персоне Брамина заметила почти сразу. Трудно было не заметить: стоило Рокоссовскому появиться на улице, и вся семья кричала: "Юля, опять твой рыцарь!"

Юлия Петровна Бармина происходила из купеческого рода, знала несколько языков и вообще слыла образованной девушкой. Она работала учительницей, подрабатывала в местной библиотеке. Миниатюрная девушка с большими глазами и кудрявыми волосами не особо заглядывалась на местных ухажёров, словно ждала своего рыцаря. Но ухаживания Константина Рокоссовского приняла. Когда же Юлия представила семье своего жениха, родители чуть не намертво легли: какой может быть брак?

Проблемы было две:

- родной брат Юлии Петровны воевал на стороне белогвардейцев. Это было очень серьёзным препятствием,

-ну и по мнению родителей, их дочери категорически не подходила военно-полевая жизнь жены красного офицера. ("Военные – как цыгане", – буквально так ей сказали. "Завезёт куда-нибудь и бросит…")

Однако именно Юлия, а не её будущий супруг, сумела добиться своего:
все доводы родных просто разбились о её решимость стать супругой Константина Рокоссовского. Свадьба состоялась 30 апреля 1923 года. И была она очень скромной.

Ну а дальше, как родители и говорили, последовало первое назначение молодого супруга. Не так уж и далеко - в Монголию, на должность Инструктора Монгольской армии... В 1925 году в семье родилась дочь, которую назвал Ариадной...

При всех переездах и новых назначениях главы семьи Ю лия Петровна всегда старалась создать в их жилье домашний уют. Потом она напишет:

"...он всегда тянулся к домашнему уюту, но служба не позволяла ему жить подобной жизнью".

Судьба отмерила их семейному счастью и покою всего 12 лет.

К.К. Рокоссовский в 1936 году. Фото из открытых источников интернет
К.К. Рокоссовский в 1936 году. Фото из открытых источников интернет

Рокоссовский служил во Пскове с 1936 года. Маховик репрессий тогда только начал раскручиваться. Не попасть под него человеку, у которого в официальной биографии было много белых пятен, да ещё и жена "из купцов", да ещё знающему несколько иностранных языков, было сложно.

За ним пришли люди из НКВД на исходе августа 1937 года в Ленинграде, куда его вызвали. Комкор Иван Семёнович Кутяков, арестованный за несколько месяцев до этого, дал показания на командарма 2-го ранга Михаила Дмитриевича Великанова и прочих, а тот, в числе прочих, "показал" на К. К. Рокоссовского. Бывший начальник разведотдела штаба ЗабВО дал показания, что К. Рокоссовский в 1932 году встречался с начальником японской военной миссии в Харбине Мититаро Комацубара. Хотя доказательств этой встречи документально не было.

К.К. Рокоссовский был арестован по другому обвинению. Такому же ложному: его обвинили в связях с польской разведкой. Два с половиной года разжалованный командир кавалерийского корпуса провёл под следствием (следственное дело № 25358-1937).

Доказательства строились на показаниях поляка Адольфа Юшкевича, соратника Рокоссовского в гражданскую. Но Рокоссовский хорошо знал, что Юшкевич погиб под Перекопом. Он сказал, что всё подпишет, если Адольфа приведут на очную ставку. Стали искать Юшкевича и обнаружили, что он давно умер.— К. В. Рокоссовский, внук. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рокоссовский,_Константин_Константинович

И всё это время, начиная с 1937 года, Юлия Петровна активно боролась за его освобождение. Она писала письма в НКВД, обивала пороги различных инстанций, собирала доказательства его невиновности. Это требовало немалого мужества в те годы, когда родственники арестованных автоматически становились "социально опасными элементами".

От неё требовали отречься от мужа, как делали многие жены репрессированных. Она с этим не согласилась. Её и дочь после ареста Константина Константиновича выслали из Пскова, где тогда по месту его службы жила семья, в Армавир... Юлия Петровна ждала и верила: они преодолеют всё.

Они встретились только после освобождения К.К. Рокоссовского, в 1940 году. Муж был полностью реабилитирован. Константина Константиновича полностью восстановили в правах, в должности и в партии, и весну он провёл с семьёй на курорте в Сочи. В том же году, после двухмесячного отпуска с семьёй, уже в звании генерал-майора Рокоссовский был назначен в распоряжение командующего Киевским особым военным округом (КОВО) генерала армии Г. К. Жукова. Так семья оказалась в Киеве.

К. Рокоссовский с семьёй. Фото из открытых источников интернет
К. Рокоссовский с семьёй. Фото из открытых источников интернет

1941 год внёс коррективы в жизнь всех советских людей. Пока супруг командовал 9-м механизированным корпусом в сражении под Дубно — Луцком — Бродами, семью эвакуировали в Москву, оттуда в Новосибирск... Связь была полностью потеряна. Но Юлия Петровна снова, как когда-то, ждала и верила: они преодолеют всё. Супруг искал их, рассылал письма всем родным, друзьям и знакомым, она же не знала, жив ли он, и понятия не имела, куда писать...

К этому времени относится интересная история, которую описал П.И. Трояновский в книге "На восьми фронтах".

...В октябре 1941 года семья Константина Константиновича, тогда еще командующего 16-й армией, была временно эвакуирована в Новосибирск. Местные органы, ведающие распределением трудовых ресурсов, направили Юлию Петровну Рокоссовскую в госпиталь. Там ей предложили работать прачкой.
Месяца через два начальнику госпиталя попалось личное дело Ю.П. Рокоссовской. Он был в шоке, вызвал к себе Юлию Петровну и спросил:
— У вас в анкете сказано, что ваш муж, Рокоссовский, находится на фронте.
— Да, он на фронте,— подтвердила Юлия Петровна.
— А это не тот ли генерал Рокоссовский, армия которого отличилась при обороне Москвы?
— Мой муж командует шестнадцатой армией, которая действительно обороняла Москву.
— Так вы являетесь женой Константина Константиновича Рокоссовского?
— Да.
— А что же вы об этом никому не сказали?
— Меня не спрашивали.
Полковник снова начал просматривать личное дело.
— «Владею французским, английским, польским и немецким языками»,— прочитал он.— А кто же вас поставил прачкой?
— Я горжусь тем, что в меру своих сил и возможностей помогаю нашей Красной Армии в тяжелые для страны дни! — с достоинством ответила Рокоссовская.
— Это правильно. Но знаете, как многие военные училища нуждаются в преподавателях иностранных языков?
Юлия Петровна пожала плечами. А утром ее вызвали в военкомат и дали направление на работу в училище...
Трояновский П.И. «На восьми фронтах» - М.: Воениздат 1982 г.
Ю.П. Рокоссовская
Ю.П. Рокоссовская

Они "нашлись" когда Юлия Петровна и Ариадна вернулись в Москву. Там их ждала целая пачка писем от Константина Константиновича. Юлия Петровна, держа их в руках, плакала: она тоже писала письма мужу, только не знала больше полугода, куда их можно отправить...

***

В архиве семьи есть письмо от февраля 1942 года, где К.К. Рокоссовский писал жене:

— Милая Люлюсик! Наконец-то получил от тебя целую пачку писем. Всё это передал мне лично корреспондент “Правды”, побывавший у тебя. Сижу, перечитываю письма и переживаю медовый месяц. Никто мне тебя не заменит, и никого мне не надо. Не грусти, Люлю, бодрись и верь, что мы с тобой встретимся и опять заживём по-прежнему. Целую тебя, мой светлый луч, бесчисленное количество раз. Любящий тебя твой Костя.
17 февраля 1942 года"...

Она тогда не знала, что в самом начале войны, когда они с мужем потеряли друг друга, и жизнь их была полна неизвестности, Константин Константинович встретил другую женщину - военврача Галину Васильевну Таланову. Именно она будет рядом с Рокоссовским вплоть до осени 1944 года. Она даже родит дочь в январе 1945 года, которую назовёт Надеждой, а К.К. Рокоссовский даст девочке свою фамилию и потом будет продолжать заботиться о ней. Это было чрезвычайно смелым поступком для военачальника такого ранга в то время. Он какое-то время содержал вторую семью, открыто навещал их, несмотря на то, что это могло вызвать недовольство партийного руководства, ведь такое поведение не соответствовало образу "морального облика строителя коммунизма".

Константин Рокоссовский с женой и дочерью
Константин Рокоссовский с женой и дочерью

Он не ушёл из семьи. Она знала об этой его "истории". Юлия Петровна несмотря ни на что сохранила с ним отношения. В письме к подруге, которое стало доступно исследователям лишь в 1990-е годы, она писала:

"Я понимаю, что на войне все происходит по-другому. Константин - человек исключительной честности, и если он не смог поступить иначе, значит, его чувства были настоящими. Я не могу его за это осуждать".

Такое отношение к параллельной семье было совершенно нетипичным для советского общества, где подобные истории обычно заканчивались скандалами и разрывом отношений. Это говорит о незаурядном характере и мудрости Юлии Петровны.

Их гостеприимная семья готова была встречать гостей бесконечно.

Празднование Нового года у Рокоссовских. Фото 1946 года(?) Фото из открытых источников интернет
Празднование Нового года у Рокоссовских. Фото 1946 года(?) Фото из открытых источников интернет

Ну а дальше был переезд в Польшу. К.К. Рокоссовский получил новое назначение...

Только в 1956 году они вернулись в СССР. В связи с конфликтом между К.К. Рокоссовским и Н.С. Хрущёвым, первый сначала был "отодвинут с должности", а затем фактически отправлен на пенсию, хотя и занимался расследованием сдачи недостроенных кораблей на флоте.

Нельзя сказать, что привыкший к деятельности К.К. Рокоссовский чувствовал себя в подобной ситуации хорошо. Но он, выезжая на дачу, снова увлёкся рыбалкой и охотой, занимался с внуками дачным огородом. Юлия Петровна всегда была рядом...

В Москве Константин Константинович занимался мемуарами, писал статьи в "Военно-исторический журнал". За день до своей смерти в августе 1968 года Рокоссовский подписал в набор свои воспоминания "Солдатский долг".

***

Этот брак продлился до самой смерти маршала К.К. Рокоссовского. Со своей женой Константин Константинович прожил 45 лет.

Юлия Петровна была преданной женой и вынесла вместе со своим мужем все тяготы его непростой судьбы.

***

Ну что можно сказать? Я преклоняюсь перед этой женщиной. Читая скупые строки о семье маршала К. Рокоссовского, понимаешь, что всё могло быть совершенно по-другому. Ведь она могла в 1923 не настоять на их свадьбе... В 1937 году - могла отречься от мужа ... В 1941 году - перестать его ждать и верить, что он жив и с ним всё хорошо... В 1944 году Юлия Петровна могла просто отпустить его к другой женщине...

Но она всегда ждала мужа и верила: они преодолеют всё.

Может и прав был Б. Шоу сказав : “За каждым великим мужчиной стоит женщина, которая в него верила”?

Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!