Не спрашивай, что нужно миру. Спроси, что заставляет тебя ожить, и делай это. Ибо миру нужны люди, которые ожили. © Говард Терман
«Корпоративная культура Starbucks» — это вдохновляющая бизнес-автобиография Говарда Бехара, бывшего президента Starbucks, в которой он делится принципами лидерства, построения культуры и человеческого подхода к бизнесу. Книга — не про кофе, а про людей.
Эта книга даже не о культуре конкретной компании, а о том на основе чего мы живём. Экс-президент Старбакс говорит о принципах компании в которой он работал, а мы начинаем осознавать свои ценности и необходимость их построения.
Ключевые идеи:
Принцип 1: Самоосознание
«Всегда носить одну и ту же шляпу»
Настоящий лидер — это тот, кто знает свои ценности, живёт по ним и вдохновляет других личным примером. Следовать своим внутренним убеждениям важнее, чем играть корпоративные роли. Бехар говорит: «Управляй собой, прежде чем пытаться управлять другими».
Принцип 2: Понимание целей
«Делать то, что правильно, а не то, что хорошо для карьеры»
Ценности — это компас. Лидер должен быть в гармонии с собой, иначе не сможет быть искренним и последовательным в бизнесе. Starbucks выжил, потому что основатели следовали своим убеждениям.
Принцип 3: Самостоятельность
«Тот, кто подметает пол, вправе выбрать веник»
Слушать сотрудников, замечать их потребности и поддерживать обратную связь — основа устойчивого роста. Люди лишь должны осознавать ценности компании, а на основе этого принимать решения, которые наилучшим образом приведут к целям. Дайте им эту свободу и вы удивитесь, какие пути они вам откроют.
Действуя правильно, вы подчиняетесь не правилам, а своей единственной шляпе. Вы знаете, что действуете правильно, если:
- то, что вы хотите делать и что вдохновляет вас, находится в полном соответствии с тем, чего от вас ждут и в чем нуждаются ваши клиенты, босс и вся организация;
- вы можете мыслить самостоятельно, так как вам ясна цель следующего уровня;
- у вас есть информация и полномочия, необходимые для принятия решений в рамках исполняемой работы;
- вы в состоянии управлять своей жизнью;
- вы начинаете интересоваться — и спрашивать окружающих, — как ваш неповторимый набор навыков мог бы наилучшим образом послужить выполнению текущей задачи, проекта, решению возникшей проблемы.
Лучше всего вы чувствуете себя тогда, когда вас побуждают полностью использовать свои способности.
Принцип 4: Чуткость
«Забота должна быть неподдельной»
Нельзя быть лидером ни в бизнесе, ни в жизни, если не заботиться всей душой о людях. Вот что важно. Точка.
Принцип 5: Умение слышать правду
«Даже у вещей есть голос»
Настоящее лидерство — это умение слушать сотрудников так, чтобы они чувствовали себя услышанными. Это рождает доверие и лояльность.
Часто руководители говорят: «Я не желаю слушать ваших возражений». В действительности возражений не бывает — бывают только соображения. Все они позитивны, все представляют собой обратную связь и все полезны.
Принцип 6: Откровенность
«Только правда звучит правдоподобно»
Даже такую болезненную информацию, как сокращение, не стоит бояться объявлять открыто. Люди должны понимать к чему готовиться и причины по которым это происходит. Когда они понимают, они относятся к вам лояльнее.
На любом заседании, будь то собрание рабочей группы, сотрудников отдела или всей компании, спросите себя: за что мы стоим? Что мы здесь делаем? Какое участие требуется от меня? Рассказывайте о том, что вас беспокоит, и делайте это почаще. Как говорил один из моих учителей, руки и голову можно нанять где угодно. Вам платят за ваше мнение. У вас есть голос; пользуйтесь им.
Принцип 7: Активность
«Мыслить как человек действия, действовать как человек мысли»
Бехар всегда был согласен с поговоркой: «Занимайся любимым делом, и успех придет». Не беспокойся о карьере, дай лишь просиять твоим природным дарованиям.
Человек, знающий себя, в состоянии определить, к чему он более расположен, и научиться слышать внутри себя голоса с обеих сторон парадокса. Я не призываю вас всегда поддерживать строгий баланс между своим обычным стилем поведения и его противоположностью, но старайтесь чуть активнее подталкивать себя в направлении, отличном от того, которое было бы для вас естественным.
Невозможно получить результат, реализовать свой потенциал, ничего не предприняв. Если вы стремитесь на что-то повлиять, надеетесь совершить нечто существенное, начинайте действовать. Ничего нет хуже, чем провести жизнь в ложном покое бездействия.
Принцип 8: Противостояние трудностям
«Мы прежде всего люди»
Мы движемся не прямо к цели, различные события радостные, грустные, тяжелые — отклоняют нас от курса. Но если мы знаем и помним, куда идем, то отыщем дорогу. Не сбиваться с курса навык, который можно и нужно осваивать и использовать.
Принцип 9: Авторитет
«Спокойный негромкий голос посреди оглушительного шума»
Голос, который на самом деле ведет, звучит негромко. Если мы станем прислушиваться к нему — в самих себе, в наших руководителях, клиентах, партнерах, — то не уйдем от своих ценностей и не упустим из виду то, что всего важнее для нас самих и для организации. Тот, кто слушает этот голос, развивает в себе привычки слуги-лидера, а такой лидер — самый лучший.
Принцип 10: Смелые мечты
«"Да" - самое могущественное слово на свете»
Суть руководства не в том, чтобы говорить «нет», хотя это и выглядит как быстрый способ подняться к власти. Истинный лидер говорит людям «да», подтверждает их самостоятельность, предоставляет им ресурсы, оказывает доверие и помогает понять свое предназначение.
Советую читать эту книгу только лишь в трех случаях:
- Вы до безумия любите компанию Starbucks и стремитесь узнать о ней все.
- Вы планируете создать собственный бизнес и вам интересно познакомиться с опытом других компаний.
- Вы планируете узнать и выстроить свои собственные ценности и поэтому готовы браться за любую информацию, которая вам поможет.
Эта книга вам поможет.