Друзья, мы продолжаем проект совместно с Институтом Карпинского. В нашей рубрике мы смотрим на Эрмитаж и его экспонаты с точки зрения геологии.
Сегодня мы предлагаем вам познакомиться со стразами, а также со знаменитыми часами «Павлин», основание которых декорировано этим материалом.
Вот уже более двух веков в коллекции Эрмитажа хранится удивительный экспонат, неизменно вызывающий восхищение у посетителей – знаменитые часы «Павлин». Главные персонажи композиции – павлин, петух и сова, которые приводятся в движение с помощью специальных механизмов. Все элементы часов выполнены из традиционных для подобных автоматов металлов и сплавов – позолоченной бронзы и серебра. Однако в декоре часов использовался также новый для того времени материал, завоевавший всемирную популярность гораздо позднее.
В этом выпуске «Эрмитажной геологии» предлагаем более подробно познакомиться со стразами и с их необычной историей.
Всё началось со стекла
На протяжении многих веков люди использовали стекло для изготовления бусин и посуды. Этот материал производят из кварцевого песка и других минералов, таких как кальцинированная сода (для снижения температуры плавления) и известняк (для придания прочности). Иногда стекло образуется природным путём, например, когда молния ударяет в песок. В результате получается фульгурит – застывшая стекловидная масса необычной формы. Такие находки встречаются редко и представляют ценность для коллекционеров.
Самые старые стеклянные изделия были созданы примерно в 1400 году до н. э. Высококачественное стекло отличалось абсолютной прозрачностью и отсутствием какой-либо окраски. Более дешёвые сорта могли иметь лёгкие голубоватые или зеленоватые оттенки.
В 1674 году английский стеклодув Джордж Равенскрофт обнаружил, что добавление в стекло оксида свинца – порошкообразного вещества, улучшающего оптические свойства, – делает его более привлекательным внешне, а также облегчает процесс плавления по сравнению с традиционным стеклом. Так появился материал, который мы сегодня называем хрусталём – высокосортное стекло с большим содержанием оксида свинца – не менее 24% в соответствии с европейскими стандартами.
Оксид свинца – неорганическое соединение металла свинца и кислорода с формулой PbO. Это красные, жёлтые или оранжевые кристаллы, плохо растворимые в воде. Встречается в природе, но очень редко – в самородном состоянии.
Оксид свинца является основой для двух минералов, которые также называются свинцовой охрой – свинцовый глёт (красная тетрагональная модификация) и массикот (желтая ромбическая модификация). Путём контролируемого нагревания и охлаждения оксид свинца можно перевести из массикота в глёт и обратно – эта реакция многократно обратима.
Для производства хрусталя оксид свинца можно получить различными способами. Например, в Европе для этой цели применяли галенит – сульфид свинца, из которого выплавляли металлический свинец. Затем его прокаливали до образования оксида свинца путём обжига и соскабливания с обломков. В современном производстве чаще всего используют свинцовый сурик – порошок ярко-оранжевого цвета. Его получают, прокаливая глёт при температуре 360–380°С.
Свинцовый хрусталь, или просто хрусталь имеет ряд преимуществ перед натуральным минералом – горным хрусталём. Его пластичность и мягкость упрощает обработку и резку. Он также позволяет стеклодувам дольше формовать заготовку без дополнительного нагрева и даёт возможность создавать изделия со сложными конфигурациями.
Свинцовый хрусталь широко применяется уже несколько веков, из него создано множество произведений декоративно-прикладного искусства. Однако существуют некоторые опасения относительно его использования для подачи еды и напитков, так как оксид свинца токсичен, как и все соединения этого металла. Он относится ко второму классу опасности (высокоопасное вещество). Ионы свинца могут вымываться из стенок посуды, особенно при длительном контакте с кислыми жидкостями, такими как вино, сок или уксус. Поэтому сейчас одним из альтернативных материалов является современное хрустальное стекло, в котором вместо оксида свинца используется оксид бария, оксид цинка или оксид калия.
Стразы вместо бриллиантов
Как же стекло «превратилось» в стразы? В 1746 году австрийский ювелир Георг Фредерик Штрасс пошёл дальше своего предшественника Джорджа Равенскрофта. Штрасс не просто добавил в стекло оксид свинца, но также подметил, что если придать свинцовому хрусталю определённую форму, то его можно будет выдать за бриллиант. Справедливости ради, необходимо отметить, что ещё в Древнем Египте был хорошо известен способ приготовления искусственных драгоценных камней из хрусталя с добавлением окиси свинца. Поэтому Штрасс, по сути, не изобрёл, а возродил этот утраченный способ создания украшений.
Камни получались действительно прекрасными: они ярко блестели и переливались разными цветами. Отличить их от настоящих бриллиантов было непросто – из-за особенностей химического состава свинцовый хрусталь обладал высоким показателем преломления и мерой дисперсии, что придавало изделиям сильный блеск и цветную игру света на гранях. Кроме того, в зависимости от добавления различных примесей можно изготовить изделия разных цветов. Красный получался с помощью кадмия или соединения золота; розовый – при добавлении кремния; синий – кобальта, зелёный – оксида меди, а фиолетовый – оксида марганца.
Существует версия, что изобретатель не сразу раскрыл истинную природу своей продукции. Он выдавал её за настоящие драгоценности, а потому вошёл в историю как успешный авантюрист. Впоследствии обман Георга Штрасса был раскрыт, а искусственные кристаллы в его честь стали называть стразами. Известен факт, что среди найденных украшений периода балов Наполеона половина оказалась подделкой. Это доказывает тот факт, что производство стразов в то время уже процветало.
Однако всемирную славу и признание стразы получили благодаря другому человеку. История создания знаменитых во всём мире камней началась в Австрии в 1895 году. Тогда Даниэль Сваровски вместе с партнёром из Парижа основал фабрику в городе Ваттенс в Тирольских Альпах. Компания получила название «A. Kosmann, Daniel Swarovski & Co.», позднее оно ыло изменено на известное всем – «Swarovski».
Даниэль Сваровски смог разработать особую формулу для создания прозрачного и высококачественного хрусталя, который стал основой для страз Swarovski. В отличие от Штрасса, он никогда не пытался выдавать свои кристаллы за настоящие бриллианты. Со временем бренд также отказался от огранки хрусталя в пользу обработки циркония, поскольку в последнем нет вредных соединений свинца.
Часы «Павлин»: стразы у подножия холма
В знаменитых эрмитажных часах «Павлин» тоже можно встретить стразы. Мастер разместил их на основании часов – весь холм по периметру обрамлён крупными образцами на фольге рубинового цвета в золочёной бронзе.
В конце XVIII века одним из самых выдающихся мастеров по созданию подобных механизмов был лондонский ювелир и золотых дел мастер Джеймс Кокс. Его фирма изготовила множество сложных автоматов, которые отличались роскошью и разнообразием декора. Эти механизмы создавались для европейских и восточных заказчиков.
В 1772 году Джеймс Кокс обрёл настоящую славу, когда открыл в Лондоне свой музей Spring Gardens. В нём были представлены многочисленные механические фигуры экзотических животных, птиц и людей. Чтобы собрать средства на создание этих сложных автоматов, Кокс организовал лотерею. В 1773 году она прошла в Лондоне, а в 1774 году – в Дублине. В сохранившихся документах дублинской лотереи упоминаются два павлина. Из описания экспонатов становится ясно, что эти парные автоматы отличались от композиции, представленной в Эрмитаже: павлин помещался на пне дуба, ствол которого обвивали две змеи. Отсутствовали фигуры петуха, совы и гриба с циферблатом часов.
История эрмитажных часов «Павлин» началась в 1777 году. В это время в Санкт-Петербург с визитом приехала герцогиня Кингстон. Согласно одной из теорий, именно она приобрела в Англии знаменитые часы. А из её коллекции «Павлин» поступил в собрание князя Григория Александровича Потёмкина. Согласно второй, наиболее вероятной теории, часы были куплены князем в Лондоне в 1780 году. Возможно, герцогиня Кингстон указала Потёмкину на мастерскую Джеймса Кокса, рассказав о его необыкновенных изобретениях. Вероятнее всего, князь заказал эту механическую диковинку в подарок для Екатерины II.
Для скорейшего исполнения дорогого заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию также были добавлены петух, сова и часовой механизм, его циферблат помещён в шляпку гриба. Из произведения убрали двух змей.
Часы «Павлин» прибыли в Санкт-Петербург в 1781 году. Их привезли в Россию в разобранном виде. Механик Иван Петрович Кулибин по просьбе Григория Александровича Потёмкина не просто собрал часы, а, по сути, отреставрировал их, так как многие детали были повреждены при перевозке. На это у мастера ушло более 10 лет. По сей день часы «Павлин» остаются одним из самых известных экспонатов Эрмитажа. Это единственный в мире крупный механизм XVIII века, который сохранился до наших дней без изменений и в рабочем состоянии.
В часах объединено четыре самостоятельных механизма: три из них приводят в действие фигуры птиц, а четвёртый – часы. Все устрой ства соединены с системой рычагов, запускающей их в определённой последовательности. Первой «просыпается» сова – символ ночи. Звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Далее «пробуждается» павлин. Он кланяется несколько раз, раскрывает свой огромный хвост и демонстрирует золотые перья – символ солнца. Затем птица разворачивается на 180 градусов и показывает внутреннюю сторону хвоста – посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним «оживает петух». Он кукарекает, сообщая точное время, которое можно увидеть на двух циферблатах, скрытых внутри шляпки гриба. Один оснащён римскими цифрами, другой – арабскими, обозначающими часы и минуты.
Увидеть часы «Павлин» можно в Павильонном зале Эрмитажа, а также онлайн. А чтобы поближе познакомиться со свойствами свинцового хрусталя, вы можете посетить Геологоразведочный музей Института Карпинского.