"Летающий танк", "бетонный самолет", "мясорубка", "чума" - так немецкие пилоты и солдаты называли советский самолет Ил-2.
Автором идеи создания Ил-2 стал мой земляк, вологжанин Сергей Владимирович Ильюшин.
Будущий создатель истребителей, бомбардировщиков, пассажирских самолетов родился 30 марта 1894 года в деревне Дилялево, что в 50 км от Вологды. Он прошел длинный путь, начиная от чернорабочего и землекома до знаменитого конструктора, изобретателя, академика АН СССР.
В 2024 году в Вологде в издательстве "Древности Севера" вышла книга для детей, которая рассказывает о том, как деревенский мальчишка из вологодской глубинки стал выдающимся авиаконструктором.
Одним из самых известных изобретений Ильюшина стал боевой самолет Ил-2. Сергей Ильюшин проявил инициативу в создании самолета, обобщив опыт боевых действий в Испании, который показал, что советской армии нужны самолёты, атакующие врага непосредственно на поле боя или в прифронтовой полосе.
Советские самолёты предвоенного периода не имели бронирования. А если просто обвешать самолёт бронеплитами - он не сможет летать из-за нарушения аэродинамики и резкого увеличения веса. Конструкторы Великобритании и США попросту отказались от этой идеи, переложив задачи на пикирующие бомбардировщики.
Сергей Владимирович Ильюшин перед началом Великой Отечественной войной занимал должность начальника главка авиационной промышленности. Используя, как теперь говорят, административный ресурс, он дал задание металлургам в короткий срок разработать технологию изготовления брони двойной кривизны для самолёта, которого пока не было. Конструктор А.А.Микулин пообещал мощный двигатель, однако, это был двигатель водяного охлаждения, очень уязвимый в случае обстрела.
Тогда Ильюшин принял неординарное решение: разместил внутри бронекорпуса воздушный туннель, поперёк которого стоял радиатор. Набегающий поток воздуха втягивался через верхний воздухозаборник, охлаждал радиатор и выходил под днищем самолёта. Таким образом, уязвимый радиатор оказался внутри, под надёжной защитой брони.
Преодолев все сложности, Сергей Ильюшин сконструировал самолёт, который не вписывался в тактико-технические требования, предъявляемые военными. Испытания показали недостаточную скорость и дальность полёта, продольную неустойчивость. Требовался более мощный двигатель, однако, он пока не был готов.
Ильюшин принял еще одно непопулярное и неоднозначное решение - сделал самолёт одноместным. Это позволило поставить дополнительный бензобак, уменьшить бронекорпус и облегчить самолёт. Кабину немного приподняли, и штурмовик приобрёл характерный горбатый профиль.
Самолёт был принят на вооружение под индексом Ил-2. В феврале 1941 года на авиационном заводе № 18 в Воронеже началось его серийное производство, как раз перед самым началом войны.
Боевое крещение Ил-2 принял 25 июня 1941 года, когда два штурмовика из состава 74-го штурмового авиационного полка атаковали механизированную колонну вермахта на участке дороги от станции Коссово до станции Грудополь Брестской области. Илы оказались единственным видом авиации, поддерживающим отступающие наземные части с высоты 50 метров и ниже. Конечно, их 20-миллиметровые пушки не пробивали танковую броню, да и точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Но колонны, автомашины, артиллерия или пехота противника были для них подходящей целью.
В первый год войны необученность пилотов, отсутствие пулемётчика и истребительного прикрытия привели к большим потерям летчиков и самих штурмовиков. К концу 1941 года из переданных в войска 1500 самолётов Ил-2 было потеряно 1100 штук.
Впоследствии конструкция самолета была доработана. Он получил форсированный двигатель и 23-миллиметровые пушки. А настоящей грозой вражеской бронетехники штурмовик стал с появлением противотанковых кумулятивных бомб мелкого калибра (ПТАБ). Высыпая из своих бомболюков по 192 такие бомбы, Ил-2 гарантированно поражал немецкие танки , заставляя врага срочно менять порядок построения колонн на марше.
Со временем вернулся на своё место воздушный стрелок. Правда, ему приходилось летать в спартанских условиях и без броневой защиты.
Вырабатывались новые тактические приёмы: не только построение в круг над целью, когда один самолёт прикрывает другой, но и неожиданные массированные атаки, скоординированные по времени и проводившиеся с разных направлений с интервалом не более 12 минут. Таким образом, наши наступающие наземные войска получали непрерывную воздушную поддержку.
Ил-2 стал пользоваться заслуженной любовью пехоты, которой он много помогал. Кроме того, Ил-2 успешно применялся и на море. Так, штурмовики Ил-2 Черноморского флота часто привлекались к действиям на коммуникациях противника в Керченском проливе, где немцы использовали небольшие манёвренные корабли и суда.
Ил-2 был чрезвычайно живуч - он летал с повреждениями, которые для других машин были смертельны. Иногда самолеты возвращались на аэродром с сотнями пробоин, они могли без критических повреждений приземлиться даже на брюхо (за счёт не полностью убирающихся шасси и бронекорпуса).
Конструкторы называли своё детище «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его «Бетонный самолёт» (Betonflugzeug). У наземных войск вермахта Ил-2 получил несколько почётных прозвищ, в том числе «Мясорубка» (Fleischwolf) и «Чума» (Schwarzer Tod).
Всего за время войны было выпущено 36 943 боевых Ил-2. Он оказался самым массовым боевым самолётом в истории авиации, небесным воином, с помощью которого Красная Армия дошла до Берлина, полностью разгромив фашистскую Германию.
Друзья, поздравляю вас с 80-летием Победы над фашизмом. Желаю мирного неба над головой, ясных, светлых дней, всегда помнить о людях, приближавших нашу победу, низкий им поклон!
Спасибо, что дочитали до конца!