Вот наконец-то пришло тепло, длинные дни – «травка зеленеет, солнышко блестит». Первая поездка этого сезона состоялась в Звенигород. Город, с наверное, самым красивым названием изо всех русских городов. Город древний, какие-то исследователи считают его ровесником Москвы, но все-таки первые упоминания о нем – это середина XIV века.
Современный Звенигород расположен чуть в стороне, чуть западнее того, первоначального города, хотя и в непосредственной близости. Это позволило сохранить древнее городище, высоченный холм с остатками земляных валов на берегу Москвы-реки. Звенигородская достопримечательность номер один – это городище и сохранившийся белокаменный Успенский собор. Не самый древний храм Подмосковья, но один из этого списка (самый древний – Никольская церковь в Наро-Фоминском районе). Собор построен сыном Дмитрия Донского спустя почти тридцать лет после Куликовской битвы.
Простой и строгий собор опоясан лентой из каменного кружева. Ничего похожего на причудливую каменную резьбу Владимирских древнейших храмов – тут свое, совсем другое. Смотришь на это кружево – вроде ничего особенного, современного человека таким не пронять, сейчас такого добра полно на любом строительном рынке… Но ведь это сделано страшно представить когда! И сделано без современных технологий и материалов, безвестными русскими мастерами. Надо просто «выключить» в себе XXI век, посмотреть неискушенным взглядом и тогда это чудо раскроется пред тобой во все своем величии.
Вот только с собором вышел небольшой облом. Еще в конце прошлого, 2024 года, я просмотрел несколько информационных роликов разных телекомпаний о восстановительных работах в это соборе. Общий смысл всех этих репортажей был таков – собор успешно реконструируется, последние работы уже завершаются, и в этом же 2024 году все леса будут убраны… Ха-ха три раза, как пишут в пьесах. Звонница над входом стоит в лесах, и конца работам по ее восстановлению не видно. Более того, ни федеральный, ни региональный, ни муниципальный бюджеты в реставрации этого памятника никак не отметились – эта информация не из ящика, а от служительницы церкви.
Я приезжал сюда 13 лет назад, в 2012 году. И тогда над звонницей еще не было никаких лесов. Возможно, она тогда не выглядела так, какой была задумана строителями храма, но как бы то ни было, фотография собора без лесов в моем фотоархиве есть.
Уже потом, во второй половине дня, уезжая из Звенигорода, я подумал, что имело смысл прогуляться по грунтовой дороге, что идет от улицы Красная Гора до городища. Ехать по ней на машине я не решился, судя по всему, она достаточно узкая, идет по крутому склону городищенского холма, и случись там встречная машина (а несколько машин у церкви стояли, и сейчас, в 2025, и 13 лет назад, в 2012) – разъехаться на такой дороге будет проблематично. Гораздо удобнее оставить свой автотранспорт на стоянке у подножия холма на Ратехинском шоссе и без проблем по лестнице подняться на холм непосредственно к собору. Но та грунтовая дорожка по склону холма должна быть исключительно живописной - возможно, это повод еще раз сюда вернуться и убедиться в этом, прогулявшись по ней пешком.
Не скажу, что родной брат, но точно близкий родственник Успенского собора – Рождественский собор, украшающий собой расположенный неподалеку от звенигородского городища Саввино-Сторожевский монастырь. Этот монастырь – вторая из главнейших достопримечательностей Звенигорода. Главный храм монастыря и сам монастырь – практически ровесники. Монастырь пользовался покровительством московских царей, а при Алексее Михайловиче какое-то время даже служил его загородной резиденцией. На территории монастыря работает историко-художественный музей – не монастырский, государственный! – небольшой, но интересный, и расположенный как раз в царицыных палатах.
Главный и самый древний храм монастыря – Рождественский – с Успенским храмом роднит тип отделки по всему периметру. Это такая же лента из каменного кружева. Только этот храм больше городищенского, и вокруг него есть более поздние пристройки, так что не со всех ракурсов можно оценить замысел древних зодчих во всем его великолепии.
Монастырь богатый и ухоженный. Ни в одном монастыре мне еще не доводилось видеть «именных» скамеек, изготовленных для этого конкретного места. Все местные скамейки парные, на их металлической несущей конструкции отлиты слова «Савино-Сторожевский» и «Мужской монастырь».
Забавно получилось с Царским дворцом. Еще в 2012 году обратил внимание, что некоторые двери на уровне 2 и 3 этажей выходят на наружную стену, а лестницы к ним – отсутствуют. В 2025 году ситуация изменилась, наружные лестницы и (как будет множественное число от слова крыльцо?) появились, но только до второго этажа, и под них построили каменные конструкции, немного исказив облик архитектурного и исторического памятника. Двери на третьем этаже так и остались ведущими в никуда.
Хочу заметить, что монастырь снаружи не менее интересен, чем внутри. Настоятельно советую обойти его вдоль всей крепостной стены. В отличие от 2012 года, сейчас появилась удобная асфальтированная пешеходная дорожка вдоль монастырских стен, охватывающая весь монастырь. Монастырь стоит на холме, и с этой дорожки открываются восхитительные виды на окрестности. И в это время, когда зелень уже есть, но она такая, прозрачная, интересных видов гораздо больше. Но думаю, что своя прелесть будет у любого сезона – была бы подходящая погода, а с погодой мне как раз повезло.
После монастыря я вернулся в город и погулял немного до двум центральным улицам. Город хоть и древний, но все его древности – на западе, вне городской черты современного Звенигорода. В самом городе в лучшем случае сохранилось немного старой застройки. Но здесь вовремя спохватились и стали беречь это немногое сохранившееся, хотя именно современные строения, по большей части унылые и неинтересные, определяют облик современного Звенигорода. Остатки старой застройки сохранились более-менее ансамблево на двух центральных улицах – Московской и Василия Фабричнова (в начале – Украинской). Судя по всему, ближе к вечеру, а особенно в теплое время суток, пространство между этими двумя улицами превращается в тусовочную зону. Надо сказать, что то немногое, что осталось от старого Звенигорода, поддерживается в идеальном состоянии, возможно даже слишком идеальном, иногда даже пряничном. Но лучше так, чем развалюхи и заколоченные окна…
Обращают на себя внимание два памятника, оба появились уже в новейшие времена. Первый – это памятник Любови Орловой, перед центром ее имени. По мне – так голимый кич. Дамочка в цилиндре и комбинации никак не ассоциируется с актрисой, ставшей символом эпохи. Другой памятник как раз наоборот – очень достойный. Чехов, сидящий на скамье, сделан просто здорово. Только, может, стоило немного отнести памятник от гостиницы и прогулочной террасы в центр сквера?
Завершающей частью этой моей поездки в Звенигород была усадьба Ершово. В Звенигороде (и его окрестностях) сохранились две дворянские усадьбы - Ершово и Введенское, и обе сейчас являются санаториями или домами отдыха. Только усадьба Введенское для посещений доступна чисто условно. В усадьбе располагается санаторий московской мэрии. Сюда вроде бы еще недавно организовывались автобусные экскурсии из Москвы - не знаю, как сейчас. А если не из Москвы и «самотеком» - то никак. Усадьба интересная, хозяев было много и разных, но ее взлет состоялся при императоре Павле, который приобрел эту усадьбу для подарка своей фаворитке Лопухиной. При Лопухиных и появилось то здание, которое с некоторым трудом можно разглядеть через усадебные ворота. После революции здесь располагался Звенигородский историко-художественный музей имени жены Троцкого (ею и возглавляемый).
Введенское расположено на южной окраине Звенигорода, а в нескольких километрах на север от города находится вторая сохранившаяся усадьба – Ершово, принадлежавшего роду Олсуфьевых. В Ершово тоже дом отдыха, но более демократичный. В одной публикации на Дзене мне попалась такая фраза – администрация не поощряет свободное гуляние по территории, но не препятствует. Не знаю, в чем проявляется «непоощрение», но что пройти на территорию и погулять можно свободно – чистая правда. В парке сохранилась система прудов с пешеходными мостиками, и это самая привлекательная часть парка и вообще усадьбы. Из «исторических» построек сохранился главный дом и один флигель, но дальше за ними в советское время понастроили еще всякого-разного, так что парк усадебный сохранился только перед главным домом, ну та часть, что с прудами. И главный дом, и флигель построены при Николае I. Только дух времени ощущается, лишь глядя на флигель слева от главного дома, пусть даже он сейчас затянут строительной сеткой. А главный дом, возможно, реставрировался и переделывался, и глядя на него трудно понять – это московский ампир XIX века или сталинский ампир века XX. Два гипсовых льва перед входом явно требуют реанимационной реставрации. Ершово можно считать даже литературной усадьбой – при Алексее Олсуфьеве тут часто бывал его приятель и бывший сослуживец Афанасий Фет, и ряд его стихотворений написан в Ершово. Неподалеку от дома отдыха, в паре минут ходьбы находится восстановленная усадебная церковь – ее нельзя не заметить.
Вот все, что у меня получилось увидеть в Звенигороде. Спасибо за внимание!