К 80-летию Великой Победы размещаю несколько публикаций, рассказывающих о том, как в посёлке Комарово Новгородской области (я там родился) в 1942 году была экстренно организована разработка Комаровского месторождения бурого угля.
Шахты по добыче бурого угля возле деревни Комарово Любытинского района (железнодорожная станция Вомпе) начали строить еще в предвоенные годы, но в самом начале войны работы были остановлены, а шахты ввиду угрозы немецкой оккупации - затоплены. В 1942 году в связи с крайней нуждой блокадного Ленинграда в топливе началось восстановление добычи угля на Комаровском угольном месторождении. В Комарово направляли людей из разных районов страны, их размещали в палатках, крестьянских домах и бараках. Строительство шахт велось в болотистой местности при отсутствии многих необходимых материалов.
Через несколько месяцев шахты были готовы к работе. Добывать уголь было трудно. Толщина пласта составляла не более метра, а в некоторых шахтах - всего 30-40 см. Работать приходилось лёжа, передвигаться по-пластунски. Мешали плывуны, сырость в забоях. Все это преодолевалось мужеством людей, призванных в короткие сроки дать топливо Ленинграду.
Ещё одной серьёзнейшей проблемой была организация доставки угля в блокированный город. Железнодорожная ветка, которая шла на Окуловку, грузы для города на Неве не принимала – северо-западнее Малой Вишеры главная магистраль Ленинград-Москва была захвачена войсками врага. Поэтому в мае 1942 года, параллельно со строительством шахт, началась поистине народная стройка специальной железнодорожной ветки Зарубино-Неболчи для переброски войск и дополнительного обеспечения блокадного Ленинграда продовольствием, медикаментами, боеприпасами и бурым углём в обход оккупированных территорий. Срок на строительство дали самый жесткий – закончить работы к началу зимы…
Прокладывали дорогу сразу с двух концов: и со стороны Зарубино, и со стороны Неболчи силами жителей Любытинского, Окуловского и Дрегельского райнов, 11-й железнодорожной бригады и одной из воинских частей. Колея пролегла через леса и болота, работы выполнялись вручную: при помощи лопат, носилок и тачек, пил и топоров. Особенно трудно было девушкам. Ветеран войны и труда В. Кожевников вспоминал: «Мы с тачками сделали выемку и пошли, а они, бедняжки, на носилках дополняли насыпь до проектной отметки, беря грунт со стороны. Когда я вспоминаю эту дорогу, прежде всего, вижу вереницу девчат, поднимающих груженые носилки на насыпь. И это целые-то дни!». На этих работах юной девчонкой трудилась и моя мама, Мария Ларионова…
Вслед за местными жителями путевые бригады укладывали шпалы, рельсы, производили рихтовку, подъемку и засыпали путь песчано-гравийной смесью. Работали от зари до зари – вставали до солнца, заканчивали с наступлением сумерек. Еды не хватало: кормили три раза в день, но уставшим людям этого было мало. Выручала природа: созрела рожь, появились грибы, копали картофель…
Люди работали самоотверженно, и уже 1 ноября 1942 года железнодорожная ветка на Неболчи вступила в строй. По ней следовали составы, перевозившие танки, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. А в марте 1943 года комаровцы отправили в Ленинград первый эшелон с углем. Добыча угля нарастала. В действие было введено двенадцать шахт. До конца 1943 года в блокадный город отправили около 60 тысяч тонн топлива. Памятные мемориальные доски во славу этого трудового подвига установлены на зданиях вокзалов посёлка Неболчи и станции Зарубинская.
Почти половину шахтерского коллектива посёлка Комарово составляли женщины. В своих трудовых показателях они не уступали опытным шахтерам-мужчинам. Горняки снабжали город на Неве четко и бесперебойно. Многие шахтеры были отмечены правительственными наградами. Одним из первых на Новгородчине к званию Героя Социалистического Труда был представлен крепильщик Комаровской шахты Сергей Касьянович Васютин. Многие получили ордена Ленина и Трудового Красного Знамени. 150 горняков были награждены медалями «За оборону Ленинграда». О славных делах жителей Любытинского района свидетельствует и тот факт, что медалью «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» были награждены 528 человек.
Вечная слава героям, выстоявшим в тяжёлых испытаниях! Вечная слава героям-труженикам тыла, которые напряжённым трудом приближали светлый миг Победы!
Приложение:
Постановление Государственного Комитета Обороны ОКО-1747с от 13.05.1942г. О строительстве железнодорожной линии Любытино-Неболчи.
См. ниже ведомость материалов, выделенных на строительство железнодорожной линии Любытино-Неболчи Октябрьской железной дороги. Основной инструмент - лом, кувалда и лопата... И заодно поясню то, в чём многие, не жившие в тех краях, путаются: железнодорожная станция Любытино - это посёлок Зарубино (позже, где-то в восьмидесятые станция Любытино была переименована в станцию Зарубинскую), посёлок Любытино - это станция 61-й километр. А посёлок Комарово - это станция Вомпе. Вот такая запутанная топонимика, чтоб шпионы не разобрались. То есть, фактически ветка строилась от Зарубино до Неболчи.
Ещё материалы о Комаровском угле:
Там, где не растёт трава. Труд для Победы
Комаровский уголь. Как ленинградские метростроевцы строили Комаровские шахты. Труд для Победы
Шахты в Комарово: как на Новгородчине добывали уголь для блокадного Ленинграда