Найти в Дзене
Василий М.

​​Татуировки и психика: как чернила под кожей становятся терапией, бунтом и иногда криком о помощи

​​Татуировки и психика: как чернила под кожей становятся терапией, бунтом и иногда криком о помощи

Фото к посту это не просто эксгибиционизм с моей стороны, а демонстрация того, что мое тело покрывает множество татуировок. У людей порой возникает вопрос, а не долбанутый ли я на всю голову псих, что загоняет себе чернила под кожу с элементами крови и боли. Разумеется это правда, только с тату это никак не связано.

Признаюсь честно: я сижу в тату-студии, где пахнет антисептиком и жжёной кожей, а мастер с рукавом из пионов рассказывает, как набил портрет умершей собаки клиентке, которая три года не могла плакать. «После сеанса она рыдала в углу, а потом сказала, что наконец отпустила», — бросает он, заливая зелёный пигмент в жужжащую машинку.

Часть 1: Когда шрамы становятся искусством, или Почему психологи обожают истории с тату

Вы когда-нибудь видели, как человек впервые смотрит в зеркало на свежую татуировку? Это смесь восторга, ужаса и катарсиса. Учёные в курсе: исследование 2018 года (Body Image) доказало, что люди с тату чаще любят своё тело, даже если раньше ненавидели «эти бока» или «эти растяжки». Один парень из исследования забил рукав, чтобы скрыть ожоги от детской травмы, и теперь ходит в майке — впервые за 20 лет.

А вот вам мрачноватый лайфхак от науки: жертвы насилия рисуют на шрамах розы, драконов или надписи «Я выжила», чтобы перестать дрожать при виде собственного тела (Journal of Trauma & Dissociation, 2020). Это как переписать учебник истории своего тела чернилами вместо крови. Одна женщина в интервью сказала: «Теперь, когда я вижу шрам, я вспоминаю не его, а тот день, когда выбрала себе новый узор».

Часть 2: Тёмная сторона: когда тату-машинка становится оружием

Но не всё так радужно. В той же студии мастер-ветеран с лицом, как у моряка XIX века, выдаёт мне историю: «Ко мне приходила девушка, которая за год покрыла 80% тела. Говорила, что каждый раз, когда режет себя, вместо этого делает тату. Потом призналась, что хочет превратиться в «невидимку», чтобы её наконец перестали трогать».

Учёные кивают: исследование 2019 года (Journal of Psychiatric Research) связало множественные тату с пограничным расстройством. Тут всё как в плохом триллере — импульсивные решения, попытки заглушить боль, а ещё… да, иногда это самоповреждение под видом искусства. «Но это исключения», — огрызается мастер, пока я рассматриваю его собственный череп с розами на шее.

Часть 3: «А тебя возьмут на работу с этим?» — или Почему общество всё ещё боится

Выхожу на улицу, и тут же старушка с сумкой-тележкой тыкает в мой экспериментальный накожный рисунк и шипит: «Уродство!».

Учёные подтверждают: даже в 2023-м видимые тату могут закрыть двери офисов и вызвать косые взгляды (Social Science & Medicine, 2021).

Но есть и обратное: в Новой Зеландии традиционная та-моко — это история предков, а не «плохая репутация».

Что говорят чернила под кожей?

Возвращаюсь в студию. Мастер, который теперь набивает клиенту цитату Ницше, философствует: «Тату — это как шрам, который ты выбрал сам. Может быть терапией, может — криком, а может, просто глупостью в пьяном угаре».

Учёные согласны: связь между тату и психикой — это коктейль из мотивов. Для кого-то — шаг к исцелению, для кого-то — маркер внутренней бури. Психолог Мария Ковач как-то сказала: «Татуировка — это диалог между вами и вашей кожей. Иногда это «я тебя люблю», иногда — «я тебя ненавижу», а иногда — «давай попробуем не сойти с ума»».

А если захотите свою — спросите себя: это бальзам для души или крик в никуда? И да, алкоголь — плохой советчик.

P.S. Автор не несёт ответственности за тату в стиле «я люблю маму», сделанные под текилу. Но если решитесь — выбирайте мастера, который спросит «зачем?», прежде чем включить машинку.

Источники :

1. Swami, V. (2018). Body Image and Tattoos. Body Image Journal.

2. Lewis, S. (2020). Trauma Recovery Through Body Art. Journal of Trauma & Dissociation.

3. Grant, J.E. (2019). Tattoos and Impulsivity. Journal of Psychiatric Research.

4. Adams, J. (2021). Stigma and Discrimination. Social Science & Medicine.