Найти в Дзене

Дейл Карнегай (Карнеги): гениальный манипулятор (не вошедшая в книгу Gaudeamus : судьба и история гениев науки и искусства в лицах глава).

В XX веке появляется новое направление, которое своими корнями восходит к майевтике и ораторскому искусству, а цели ставит вполне меркантильные и респектабельные. Недавно я общался с коллегами из Америки и спросил, упоминают ли они фамилию или труды такого, как бы мы сейчас сказали, коучера или бизнес-тренера – Дейла Карнеги? Мне ответили, что для современных американцев это архаика. Но я, как историк, знаю, что слегка забытая архаика имеет тенденцию обязательно возвращаться и повторяться, иногда в виде трагедии, иногда - в виде фарса и буффонады. А в конце 80-х гг. ХХ в., в СССР он был очень популярен. Выпускались дайджесты, сшивались бумажные копии его изданий, его работы изучали очень подробно. Да и названия его книг звучали весьма заманчиво. Чуть позже их у нас в стране будут издавать тоннами - эти самоучители счастья и успешности. Но, приступим.. Итак, Дейл Карнеги. Родился 24 ноября 1888 года в фермерской, достаточно бедной семье. Полное его имя Дэйл Брэкенридж Карнегей. Родился

В XX веке появляется новое направление, которое своими корнями восходит к майевтике и ораторскому искусству, а цели ставит вполне меркантильные и респектабельные.

Недавно я общался с коллегами из Америки и спросил, упоминают ли они фамилию или труды такого, как бы мы сейчас сказали, коучера или бизнес-тренера – Дейла Карнеги? Мне ответили, что для современных американцев это архаика. Но я, как историк, знаю, что слегка забытая архаика имеет тенденцию обязательно возвращаться и повторяться, иногда в виде трагедии, иногда - в виде фарса и буффонады. А в конце 80-х гг. ХХ в., в СССР он был очень популярен. Выпускались дайджесты, сшивались бумажные копии его изданий, его работы изучали очень подробно. Да и названия его книг звучали весьма заманчиво. Чуть позже их у нас в стране будут издавать тоннами - эти самоучители счастья и успешности. Но, приступим..

Дэйл Брэкенридж Карнегей
Дэйл Брэкенридж Карнегей

Итак, Дейл Карнеги.

Родился 24 ноября 1888 года в фермерской, достаточно бедной семье. Полное его имя Дэйл Брэкенридж Карнегей. Родился он в штате Миссури, в небольшом городе Мэривилл.

Ему выпало более непростое время, если бы он был европейцем. Впрочем, застал американскую Великую депрессию и даже косвенно - войны.

Прожил он 66,5 лет и умер в 1955 году. Смотрите, интересное сочетание:

888

55

66

Три восьмёрки, две пятёрки, две шестёрки. в этих числах можно увидеть некие интересные повторения того, на что Лев Николаевич Толстой, столь чуткий к нумерологии, обязательно бы обратил внимание, обозначив их отнюдь не случайными числами, следовательно, и судьба самого их носителя была отмечена чем-то особым. Стоит упомянуть, что дата рождения Льва Николаевича Толстого тоже имеет повторения. Кстати, его Пьер Безухов в "Войне и мире" также занимается нумерологией. Лев Николаевич родился 28.08.1828, ну а равно как и выказал понимание, что настало время уходить из Ясной Поляны 28.10.1910.

Да, Карнегей был явно непростым человеком, впрочем, его происхождение как раз, наоборот, самое простое. Сейчас его фамилия звучит несколько иначе – Карнеги, но, по его мнению, в зрелые годы ему было необходимо её поменять для того, чтобы привлечь к своим книгам больше внимания. Почему?

Известный миллиардер - Эндрю Карнеги (1835 - 1919) был широко известен в Америке как крупный предприниматель, сталепромышленник, мультимиллионер и филантроп.

А у нашего героя фамилия похожа, и он несколько видоизменил свою фамилию для того, чтобы быть почти сопричастным к этой фамилии.

У нас в русской литературе подобное было. Шляхетский, а затем графский род Соллогубов в Российской империи. И наш замечательный представитель Серебряного века, преподаватель математики в народном училище, в 1893 году по рекомендации коллег-литераторов, выбрал себе псевдоним Фёдор Сологуб.

Зинаида Николаевна Гиппиус в своём двухтомнике “Живые лица” так описывает это событие:

“Мы уже знали, что это — скромный учитель, школьный. Петербуржец, но служил до сих пор в провинции. Молодой? Даже не очень молодой. А фамилия его — Тетерников. И Минский (мой комментарий - Николай Максимович, а настоящая его фамилия - Виленкин, из бедной семьи, но по фамилии ясно, что из Вильно, тогда Польша, потому, видимо, он и сам взял себе псевдоним более русский - Минский), тогда секретарь «Северного вестника», решил, что с такой фамилией нельзя выступать. Предложил ему наскоро, очевидно по неудачной ассоциации (выдумать не успел), — псевдоним «Сологуб». Только и было его выдумки, что одно «л», — вместо двух в имени старого, весьма среднего, писателя — графа Соллогуба (мой комментарий - Владимир Александрович, 1813 - 1882, автор романов, пьес, очерков, но Гиппиус права - сейчас он нам не известен). Не знаю, как понравился псевдоним новому поэту, но он его принял. Минский очень увлекался и псевдонимом, и самим поэтом”.

Случай замены фамилии Карнегай на Карнеги - это уже магический приём привлечения к себе успеха и богатства (как у С.А.Есенина в стихотворении “Ты прохладой меня не мучай”:

“Было время, когда из предместья

Я мечтал по-мальчишески — в дым,

Что я буду богат и известен

И что всеми я буду любим”.

В случае с Карнегеем - это некая форма социальной мимикрии, которую он реализовал ради успешности.

Но давайте вернёмся к его детству. Его родители, Аманда и Джеймс, простые фермеры, много работали, но из бедности им никак не удавалось выйти, денег на излишества не было, и они пытались обходиться самым. Дейл донашивал старые вещи старшего брата, при этом он это делал, даже обучаясь ещё и в колледже, это продолжалось долго, словно висела над ним какая-то карма бедности.

Ещё в детстве, у Дейла проявился очень интересный талант, он умел просто говорить о сложном, он был очень хорошим рассказчиком и, как бы можно было бы сейчас назвать его, обладал определенной харизмой, харизматическим воздействием на людей, умел привлечь внимание слушателей. Но это было единственное, что дала ему природа. Денег на образование для последующей достойной жизни у родителей не было и, соответственно, все годы детства он проводит в штате Миссури на ферме, где, по его воспоминаниям, питается водой и хлебом и помогает родителям на ферме.

Статус бедняков мешает юному Карнегей заводить друзей, он стесняется, комплексует, да и свободного времени у для детских игр у него почти нет - он помогает родителям, это необходимость. И когда ему исполняется 16 лет, родители принимают важное решение, чтобы он смог поступить в педагогический колледж в городе Оренсберг. Почему именно туда. Всё просто. Обучение в колледже бесплатное, но в том-то всё и дело, что, проживание в колледже платное, что логично. Также самостоятельно надо платить за форму и еду. На эти потребности уходят и итак столь небольшие средства его родителей.

Итак, Карнегей поступает в педагогический колледж и учится, разумеется, на учителя. Учёба становится для него испытанием. Для того, чтобы оплачивать дальнейшие траты, он должен подрабатывать ещё больше. Дейл помогает отцу. Он встаёт в три утра для того, чтобы убраться, подоить коров. Затем он четыре часа едет на лошади, чтобы добраться до колледжа. Одежду и обувь донашивает за старшим братом, ввиду чего стыдился, был неуверенным, и его одноклассники считают его неуклюжим и неудачником.

Классическая история для голливудского фильма.

Но Дейл начинает подавать надежды, он талантливый студент, и очень многое меняется в его жизни, когда он поступает в дискуссионный кружок. Наконец он находит некое отдохновение от своего чрезмерного одиночества. Чтобы окончательно погрузиться в самоуничижение и почувствовать себя частью общества, он обучается искусству диспута, упражняется в ораторском мастерстве, и делает это регулярно. Вскоре начинает выступать с красноречивыми монологами перед сокурсниками, они не ожидали от него такого. Постепенно Карнегей начинает обретать уверенность в себе, поднимать свою самооценку и становиться все более коммуникабельным. Он становится популярным, его начинают приглашают на выступления и мероприятия. Вообще, немножко, если присмотреться, эта биография напоминает биографию молодого Адольфа Гитлера. Отличие, к счастью, есть. Карнеги выбрал не политику.

Еще обучаясь в колледже, ему приходит в голову идея написать книгу о своём открытии - о обретении навыков красноречия. Первоначально это только идея. Но он понимает, что нужно каким-то образом помочь людям его социального слоя, фермерам, бедным, малообеспеченным людям, которые из-за невозможности оттачивать свои навыки общения не могут занимать более высокое положение в обществе, более высокие должности и также страдают от недостатка общения не зная, как это можно решить эту ситуацию.

Вопросы, с которыми Дейл сталкивался в юности, потом отразятся на названиях его будущих книг: “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”, “Как перестать беспокоиться и начать жизнь”.

Никколо Макиавелли перед созданием своего “Государя” учился, наблюдая за поведением государей. Карнегей - учится на своих ошибках больше, нежели на поведение кого-то другого. Самое главное – преодолеть гнёт бедности. Это важным стимул для развития, в его случае - стать успешным оратором.

Учителя в колледже отмечали его хорошие способности, его коммуникабельность, способность правильно вести дискуссии, и вскоре, Карнеги оказывается одним из перспективных учащихся. Но через четыре года он так и не смог сдать экзамен по латыни. Это стало для него точкой невозврата. Позже, его знакомые утверждали, что причиной того, что он не стал учителем, был этот злополучный экзамен. Так, благодаря принципиальности преподавателей колледжа, американское общество потеряло прекрасного учителя. В случае с Гитлером в Венской академии искусств - архитектора.

Были и такие, кто считал, что он за время обучения в педагогическом колледже разочаровался в профессии и не хотел связывать свою жизнь с преподавательской деятельностью. Но это не совсем так, в дальнейшем он будет преподавателем. Но не учителем.

Итак, колледж он так и не заканчивает. А чтобы заработать на хлеб, Карнегей пробует себя в разных сферах деятельности - занимается торговлей, но начинает понимать, что надо обращать внимание на тот талант, который дан ему от природы - талант рассказчика.

Тогда он организует курсы ораторского мастерства и начинает выступать перед фермерами. Они с интересом слушают молодого оратора, хотя не всегда понимают, о чём он рассуждает, и не желают выказывать потребности учиться, мало того, они вообще отказываются платить за курсы, которые предложил им молодой Карнегей. Фермерам идея формирования ораторского мастерства не интересна - ораторствовать перед домашним скотом.. С позиции Дейла, ему лично выступать было лучше перед фермерами, чем перед коровами. Но фермерам выступать не перед кем - они заняты сельским хозяйством, у них другие цели и задачи.

Тогда Карнегей начинает заниматься продажей мясных продуктов от Armour Company в качестве торгового представителя. Его задача - убеждать покупателей, важно, чтобы они приобрели этот потрясающий товар.

Он много ходит от дома к дому, навязчиво внушает необходимость покупки своего товара, который он продаёт, и делает определённые выводы. Сын неудачливого коммерсанта, писатель Аркадий Тимофеевич Аверченко, подробно обыгрывает приёмы коммивояжёров - один из них - Волокита из рассказа “Сердце под скальпелем”, где этот персонаж под каждый тип человека подбирает свою модель поведения.

Карнегей учится каждый раз, когда получает негативную реакцию, его задача - научиться, чтобы люди его слушали и принимали нужное ему решение.

Он отрабатывает стратегии поведения, классифицируя их по двум группам:

Стратегии, которые не действуют по отношению к покупателям

Стратегии, которые работают.

Так появляется на свет его первая брошюра. Он сначала её называет “Very valuable” - “Очень ценно”. Потом решает назвать так - “Useful tips” - Полезные советы. Книга издана небольшим тиражом в 100 экземпляров, один из них даже приобрели.

На этом, история этой книги была завершена. Судя по всему, автор книги сжёг. Почти повторение истории с первой книгой Н.В.Гоголя “Ганс Кюхельгартен”, которую он издал под псевдонимом В.Алов, получил нелестные отзывы, подарил двоим друзьям по экземпляру книги, выкупил весь тираж и со слугой Якимом сжёг их все.

Карнегей продолжает поиски. Теперь он становится агентом по продаже бекона, сала и мыла.

что он сам пишет о себе в то время: "Я был одним из самых несчастных парней. Я ненавидел свою работу, ненавидел жизнь в дешевой меблированной комнате, полной тараканов. Я питался в дешёвых грязных забегаловках, тоже населённых тараканами. Я приходил домой вечером с головной болью, вызванной чувством разочарования, озабоченности, горести, горечи и протестов”.

Он пробовал торговать, но мечтал заниматься своим делом. Вёл записи о том, что важно для него, что ему не хватает, и к чему он стремится. И поэтому, его будущие книги получатся жизненными, написанными лёгким и понятным языком, и, самое главное, они будут заставлять задумываться о том, что можно и нужно менять в своём поведении для того, чтобы быть успешным. Он писал эти записи первоначально для себя - как ему самому выбраться из проблем, из нищеты, как сделать так, чтобы изменить эту ситуацию и стать успешным.

По признанию Карнегай, чувства горечи и озабоченности часто вызывали у него сильную головную боль (реакция, знакомая нам - подобное было и у Уильяма Джемса). Этот, тёмный, тяжёлый период, потом серьёзно скажется на его здоровье ближе к смерти.

В своих книгах он пишет о том, что необходимо не переживать по пустякам. Именно пустяки нас губят, даже уничтожают.

Карнегай продолжает работать коммерсантом, он испытывает некоторое отвращение к своей работе, но он смог скопить некоторую сумму и организовать (наконец-то) на эту сумму собственные курсы - по риторике.

На пике экономического кризиса в США, Карнегей умудряется отложить заработанные деньги и принимает решение переехать в Нью-Йорк. В Нью-Йорке он начинает сотрудничать с такой достаточно почтенной организацией, которая называется Young Men's Сhristian Association. Это довольно авторитетная американская организация, известная, кстати, по одиозному творчеству группы 70-х годов, которая называлась "Village People", одну из песен эта группа нетрадиционных певцов, одетых в клипах в костюмы ковбоя, индейца, полицейского, рабочего и пр., посвятила этой организации “Young Men Christian Association”.

Карнегей начинает читать в этой христианской ассоциации лекции. Его слушатели - местные жители. Но его талант рассказчика делает его лекции популярными, и вскоре появляется при Ассоциации его собственная школа, а вскоре его начинают приглашать в качестве спикера (спикер от лектора отличается харизматическим, особым воздействием на аудиторию, лектор может просто прочитать лекцию).

Слушателей у него становится всё больше, у каждого из них разные проблемы, начиная от личных, от депрессии, от неуверенности в себе, до решения семейных проблем и до продвижения по бизнесу.

В YMCA Карнеги начинает зарабатывать довольно неплохие деньги для того времени - до 500 долларов в неделю, В переводе на современные американские доллары, это 15185. Даже по современным меркам, сумма вполне приличная. Постепенно, YMCA повышает его ставку за лекции, и вскоре слух о его успешности распространяется по разным городам Америки, его стали приглашать в разные штаты.

Наконец-то, он может забыть о своей нелюбимой работе, и в период с 1911 по 1926 год он с удовольствием занимается только преподавательской деятельностью, и не так, как ему когда-то предлагал колледж, а именно в качестве школьного учителя, это амплуа для него слишком приземлённо, а именно в качестве лектора, спикера, оратора, специалиста по сценическому мастерству.

Да, он не учитель, но, в некотором плане, социальный педагог - тот, кто обучает взрослых. Сейчас мы бы сказали, что это тренер, бизнес-тренер, может быть даже коуч.

Чем он занимается? Помогает людям отвечать на важные, значимые вопросы - как избавиться от стеснительности, как обрести уверенность в себе, как добиваться высоких должностей, как хорошо зарабатывать, как продвигаться в бизнесе.

Параллельно с этим, Карнеги собирает досье о биографиях богатых и успешных людей, продолжая классификацию приёмов воздействия на других - что работает, а что нет. Он старается выяснить, какие ещё правила успешности можно обнаружить, и документально описать. Это правила по созданию успешного человека, "self-made man".

Эту роль выполняет сам Карнеги, как в сказке про Золушку, начавший с самых низов и достигший успеха. Это он сам себя создаёт - классическая американская мечта.

В письменном виде, его теория первоначально публикуется в виде брошюр в 1926 году.

И первая (но по счёту - уже вторая) его брошюра называется "Ораторское искусство и оказание влияния на деловых партнеров". Для того, чтобы книга лучше распродавалась, он берёт псевдоним “Карнеги” - Карнегая больше нет. Фамилия миллионера Карнеги хорошо известна в Америке, и книга, изданная под этой фамилией, привлекает больше читательского внимания, словно читатель соприкасается с магией успеха и больших денег. Америка..

В 1933 году Дейла Карнеги увидел и услышал главный управляющий издательства Саймон Энд Шустер Леон Шинкен. Шинкен под большим впечатлением от выступлений Карнеги. Он предлагает систематизировать все созданные и наработанные материалы и опубликовать их в виде полновесной книги в жёстком переплёте.

Так, 12 ноября 1936 года, выходит самая известная, пожалуй, книга Карнеги - "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей".

Как появились названия, заголовки книг Карнеги, столь нам хорошо известных, по крайней мере, известных людям моего поколения?

Типы внушения в торговле и рекламе в 50-е гг. ХХ в. были классифицированы Доном Альвио. Он предложил ряд приёмов, при помощи которых возможно воздействовать на потенциального клиента или покупателя. Один из приёмов назывался “Know how” - “Знаю, как”. Он включает в себя в себя вопрос, и дополнительно содержит указание на изменение ситуации в нужную сторону и предлагает конкретное решение.

"Как Завоевывать Друзей и Влиять На Людей", “Как перестать беспокоиться и начать жить”. Только Дон Альбио классифицировал эти приёмы в середине 50-х гг. ХХ в., а наш с вами герой умер в 1955 году. Откуда, можно предположить, что Альбио использовал опыт именно Карнеги.

С первой книгой связано многое в его биографии, и в этой книге в понятной, четкой, ясной, столь свойственной Карнеги, форме изложены основные его положения теории эффективного общения. Лозунг книги - если ты хочешь добиться успеха - ты его добьёшься.

Милтон Эриксон, обучая гипнозу слушателей, говорил: "Если гипноза нет, делай вид, что он есть, и он будет". Аналогично.

Для Карнеги одна из наиважнейших задач - правильно себя презентовать.

Какие правила в этой книге он описывает? Не осуждайте, а пытайтесь понять людей. То есть учитесь смотреть на вещи с позицией собеседника. И часто это оказывается гораздо более полезно, чем критиковать. Это неоспоримо.

В современном медиа общении, люди больше склонны обзывать друг друга, навешивать ярлыки, доносить - всё просто - им кажется, что в интернете все доступно, и они могут себе позволить то, что в реальной жизни совершить бы побоялись.

Я обычно говорю, что в споре не рождается истина, но рождаются два дурака, даже если один из них и был умным до того, как решился на спор. У каждого человека своя точка зрения, своя субъективная истина. Когда мы включаем любое телевизионное ток-шоу, то видим аналогичную картину каждый говорит своё и другого слышать не желает. Люди друг друга совершенно не слышат.

Следующее положение Карнеги – искренне интересуйтесь другими людьми. Так можно в течение короткого промежутка времени привлечь к себе большее количество людей, нежели чем пытаясь заинтересовать людей собственной оригинальностью, собственной необычностью и нестандартностью.

Следующее положение – дайте собеседнику почувствовать себя особенным и постарайтесь делать это искренним. Манипуляции ли это? Не совсем. Людям нравится чувствовать себя особенными, каждый человек, в некотором плане, особый. Это особая, никогда более не встречающаяся перекомбинация генетического материала от отца и от матери, от предков. Та перекомбинация, которая больше никогда не повторится в истории. И, естественно, найти эту оригинальность, это своеобразие – это очень важно.

Следующее. Звучание имени собеседника для него является самым главным и приятным звуком. Соответственно, не пробовать говорить о себе, а запомнить, как его зовут, запомнить его имя, называть его по имени. Важное правило.

Следующее – улыбаться. Типично по-американски. Сколько Карнеги в начале пути получал отказов. Но он продолжал улыбаться. Когда человек улыбается, он испытывает радость и удовольствие от общения с другим. Но, американская улыбка весьма дежурная. Хотя, даже когда вы разговариваете по телефону с клиентом, обязательно улыбайтесь. Почему? Объясняется просто. Человек на другом конце провода, телефонный собеседник, неосознанно чувствует это. Происходит некий раппорт (доверие), передача эмоционального состояния от того, кто говорит, тому, кто слушает.

Быть хорошим слушателем, уметь слушать. Это очень непростой навык, который тоже весьма важен. Вспомним Карла Роджерса и его слова о том, что психолог должен уметь слушать своего клиента.

Говорить на те темы, которые интересны собеседнику. Можно сказать, что не каждому интересно говорить, допустим, на тему рыбалки. Но если вас рыбалка совершенно не интересует, для вас этот разговор будет довольно тяжелым, тягостным. Но в то же время научиться говорить на темы, важные для собеседника – это важный навык.

Не забывать, что единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него.

Проявлять уважение к мнению собеседника. Ни в коем случае не говорить ему, что он неправ. А если вы неправы, то признавать это быстро и решительно. Складывается так, что обычный человек настроен на противодействие, а если его оппонент сразу соглашается с своей ошибкой, то он не знает, как себя вести дальше.

Эта книга становится бестселлером в США, и в дальнейшем её дополняет выпущенная в 1948 году книга "Как перестать беспокоиться и начать жить". Она посвящена преодолению стресса, новым способам и методам эффективной коммуникации. Книга более 10 лет продаётся как бестселлер - это очень высокий показатель. Она переводится на разные языки мира.

Следующее правило внутренней гармонии, которое вырабатывает для себя Карнеги.

Здесь вновь обращу ваше внимание на то, что при анализе биографии человека, мы должны разделять:

Лирического героя (каким человек желал быть).

Человек в работе

Человек в жизни.

Эти роли обычно отличаются. И в данном случае очень часто литератора склонны идеализировать в соответствии с его произведениями. Это не всегда совпадает. И этот момент очень важный. что касается, допустим, поведения людей и их черт личности. С точки зрения биографии, Карнеги это тоже достаточно ярко проявляет себя. В частности, согласно Карнеги, он объясняет на примере своих ошибок и наблюдений, как нужно себя вести. В своей обычной жизни, это могло не совпадать с тем, о чём он говорил. Но, посредством собственных проб и ошибок он эти нормы и разрабатывает. Поэтому не стоит подвергать его положения критике относительно того, что это манипуляции. Карнеги всего лишь талантливый наблюдатель и классификатор.

Итак, правила внутренней гармонии:

- Жить в отсеке сегодняшнего дня, изолировать прошлое, не заглядывать в туманную даль будущего.

- Действовать здесь и сейчас в направлении, которое очевидно.

Это правило работает там, где проявляются какие-то серьёзные проблемные ситуации в жизни человека. Именно там он не должен задумываться о будущем или вспоминать прошлое. Он должен решать сиюминутные задачи. Могу добавить, что правило хорошо помогает при снятии панических атак.

Второе правило: Лучшее лекарство от беспокойства – это деятельность, быть просто занятым.

Чарлз Дарвин называл подобное состояние "духи уныния". Что делают эти духи? Они опустошают душу, уничтожают свободу воли и потребность действовать. Отсюда, когда человек сталкивается с трудной жизненной ситуацией, он должен просто действовать, занимать себя какой-то работой для того, чтобы держать себя на плаву.

Третье правило — не позволять пустякам сокрушать себя. Надо учитывать то, что жизнь достаточно коротка, чтобы растрачивать её на мелочи.

Считаться с неизбежным. Если невозможно исправить ситуацию, необходимо объяснить себе, что это так и иначе быть не может.

А это положение в биографии Карнеги сыграет с ним весьма злую шутку.

Следующее – установить ограничения на беспокойство. Решить для себя, какого беспокойства событие заслуживает, а какого нет.

Не пилить опилки. Какая прекрасная ассоциация. То есть оставить прошлое в прошлом и начать заниматься настоящим. Или думать и вести себя жизнерадостно.

Если человек начинает внешне проявлять некоторую жизнерадостность, через несколько времени он начинает её чувствовать. Вообще-то это теория Джемса - Ланге, согласно которой, эмоция и есть восприятие соматических (телесных) изменений. Если человек внутренне чувствует себя определённым образом, постепенно это начинает проявляться в его внешнем поведении, в его мимике и жестах. Верно и обратное. Если он внешне начинает проявлять некоторые эмоции, через некоторое время, он начинает их чувствовать внутренне.

Не ждать благодарности. Творить добро ради собственной радости. И не ожидать благодарности от других людей. Здесь, наверное, имеет смысл вспомнить Макиавелли, который говорил, что люди не меняются, и у людей достаточно много сырого в характерах для того, чтобы ожидать от них благодарности.

Вести счёт своим неудачам. Это то, чем Карнеги сам занимается в своей биографии, не неприятностям, а именно неудачам — делать выводы и поступать по-другому. Именно делать выводы.

Следующее — не подражать другим, пытаться найти себя, потому что каждый человек — это совершенно новое в этом мире. И отсюда надо радоваться своим отдельным проявлениям и быть просто собой.

Когда судьба вручает лимон, постарайтесь сделать из него лимонад. То есть, во-первых, надо его попробовать, а во-вторых, из негатива сделать позитив, постараться сделать что-то продуктивное.

В биографии Карнеги, лимоном выступает бедность его семьи, а лимонадом – это то, что он смог сделать себя сам, делая правильные выводы, наблюдая за успешными людьми и постепенно приближаясь к продуктивности.

Наконец, уметь забывать о своих неприятностях. Для того, чтобы дать немного счастья другим людям, то есть жить в других людях, делать добро другим. Когда человек создает добро другим, он в некотором смысле помогает себе. Важная, христианская тема.

Надо сказать, что эта книга – это отличная реклама для Карнеги, его курсы становятся ещё более популярны, он становится теперь уже мировой знаменитостью.

Основывает тренинговую компанию "Дейл Карнеги Тренинг", которая существует и по настоящее время. Карнеги выпускает еще несколько книг, основывает Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений, становится миллионером, как и мечтал. Получается всё, как в сказке про Золушку.

Существует миф, согласно которому Дэйл Карнеги всю жизнь был одиноким, часто находился в состоянии депрессии, и на своих лекциях компенсировал свои потребности и несчастья рассказывая, как быть счастливым, своим слушателям. Словно классический "сапожник без сапог".

Это миф. У Карнеги было два брака. Первая его жена – это Лолита Бокер. Женщина была с серьезными претензиями к себе, мужу, жизни. Ей было свойственно высказывать мужу претензии в отношении его манер, вернее, их отсутствии.

Так, на людях, Карнеги старался выглядеть весьма респектабельно. Он любил одеваться дорого, любил демонстрировать утонченность манер, но дома он становился просто сыном фермера, каким и являлся. Простые бытовые привычки, лишённые утончённости и изыска.

А для Лолиты Бокер это было испытанием. Она желала быть женой почти аристократа, и традиционно, довольно резко высказывалась относительно его внешности и привычек, закатывая ему скандалы на пустом месте почти ежедневно.

Аналогия - Мачеха в сказке о Золушке, где Золушка - Карнеги. только кто в этой сказке Принц? Образ успешного человека, который создал Карнеги?

Объяснялось такое поведение Лолиты просто - у них не было совместных детей. Возможно, осознание собственной бездетности сильно её тревожило и даже раздражало, и было причиной абьюзивного поведения к мужу. Можно сказать, что Лолита не очень любила Дейла, брак оказался не очень успешным.

Для того, чтобы найти решение этой проблемы, Карнеги задумывается о том, что сделать, чтобы сохранить брак. Так, появляется книга "Семь правил счастливого брака".

Это были такие варианты решения или правила:

Первое – не придираться. Вы догадываетесь, это было посвящено Лолите Бокер. Придирки, жалобы, истерики – это самый простой способ погубить любовь, особенно если эти придирки на людях, со сторонними свидетелями.

Второе. Не пытаться переделывать вторую половину. Когда люди находятся во взаимоотношениях друг с другом, нельзя мешать им быть счастливым. Надо дать им возможность быть самими собой. Не забывать, что хороший брак – это нечто большее, чем просто нахождение правильного, подходящего человека. Это способность быть таким человеком для второй половины, чтобы она была более успешной.

Третье. Не критиковать. Не придираться, не критиковать. Нудная критика – это одна из самых важных причин, когда романтические отношения превращаются в развод.

Выражать своей второй половине искреннюю признательность, давать понять, как много вторая половина значит для вас.

Оказывать небольшие знаки внимания, так как брак состоит прежде всего из бытовых, обыденных эпизодов, и поэтому здесь должны быть обязательно приятные моменты, сюрпризы.

Обращать внимание на мелочи, быть вежливым, давать честную оценку.

Тут немножко спорно. Не критиковать, но давать честную оценку. Где найти золотую середину? Здесь имеет смысл подумать.

Прочитать книгу о сексуальной составляющей семьи. На самом деле, наверное, эта тема достаточно важная. Сексуальное воспитание.

Книга получилась весьма добротная, она действительно помогла укрепить союз многих супругов. Но в ситуации с Дейлом Карнеги- нет.

Все пошло совсем не так, и усилий самого Дейла Карнеги не было достаточно для того, чтобы сохранить брак. В итоге Лолита оформляет развод, а Дейл постарался сделать так, чтобы развод прошел тихо, без шума.

И всю свою оставшуюся жизнь он не позволял себе отрицательных, негативных высказываний в сторону бывшей супруги. Хотя она даже после развода продолжала высмеивать и критиковать бывшего мужа.

В браке они были 10 лет и развелись втайне. Здесь был и некоторый коммерческий момент, чтобы не испортить впечатление от очередной книги Карнеги.

Второй супругой Карнеги стала Дороти Прайс Вандерпул, и с ней он прожил до самой смерти. Дороти была его поклонницей таланта, посещала все его семинары, читала его книги. Она была очень внимательна. Вплоть до того, что составила брачный договор, так что львиная доля прибыли Карнеги отправлялась ей.

Карнеги, успешный знаток взаимоотношений, в личной жизни видел обратное - первая жена - абьюзер (в русском варианте - “женщина - пила”, от “пилить” или “выносить мозг”). Вторая - рассчётливая манипулятор.

Но она постаралась сделать так, что хобби мужа превратилось в выгодное дело, которое приносило хороший доход. В семье у них было два ребёнка, обе - девочки. Одна - ребёнок от первого брака Дороти, вторая - общая с Карнеги.

Дороти переоформила на себя большую часть активов мужа. Да, она имела право на доходы супруга, а сам Дейл этому не препятствовал.

Но чувства и страсть между ними с годами утрачивались, отношения становились номинальными, и к концу жизни Карнеги остаётся в своём доме один. Сначала просто они достаточно мало общаются друг с другом, если только на деловые темы.

Вспомним правила счастья, которые предлагал Дейл Карнеги. Пусть в вашей голове будут правильные мысли о мире, смелости, здоровье и надежде. Жизнь такова, как и делают наши мысли, и мы таковы, каковы наши мысли. Не тратьте время и силы на врагов. Лучшее, что вы можете сделать – забыть о их существовании. Не ожидайте ни от кого благодарности. Не расстраивайтесь из-за неблагодарности. Не уподобляйтесь таким людям. Вместо того, чтобы переживать из-за собственных проблем, начните дарить радость людям. смотрите, опять же, даже во втором браке эти правила счастья отчетливо работают.

На что здесь надо обратить внимание? Культура позитивного мышления, которую предлагает Карнеги, это то, о чём, собственно говоря, в своё время рассказывали Мэри Джоел и Курт Чампион Тойч и Носсрат Пезешкиан.

У Карнеги культура позитивного мышления была выработана.

Человек, который играет по правилам Запада, говорит о необходимости вести себя не как жертва, но вести себя стойко и формировать у себя позитивное мышление. Это очень важно.

Что пишет в этот период Карнеги? "Наша жизнь такова, какой делают её наши мысли. Научитесь ставить себя на место других. Три четверти людей, с которыми вы завтра встретитесь, жаждут сочувствия. Проявите его, и они вас полюбят".

Является ли это положение манипуляцией - нет, просто правилом поведения.

Мы можем сказать, с одной стороны человек может быть манипулятором, а с другой стороны эгоистом. Что лучше, эгоистическое поведение или поведение, когда ты знаешь, чего ожидают от тебя услышать люди и чего они хотят услышать вообще?

Следующее – признавать свои ошибки. На мой взгляд, это достаточно важное правило. Когда мы чувствуем, что нам собираются устроить хорошую головомойку, не лучше ли опередить обвинителя и сделать это собственноручно. Не легче ли вынести самокритику, нежели выслушивать порицание из чужих уст?

Карнеги приводит пример, когда он выгуливает собачку без намордника. Там, где это делать было запрещено, его останавливает полицейский, который предупреждает его, что если встретит его с собачкой в следующий раз так же, то он его оштрафует. И когда однажды Карнеги забывает о наморднике, завидев полицейского, он подходит к полицейскому, и первым начинает говорить. Он говорит о том, что сознает вину и готов понести любое наказание. Полицейскому этот подход понравился, и он ответил - ну да ладно, Такая собачка никому вреда не причинит.

У нашего психолога, Михаила Ефимовича Литвака в книжке "Психологическое айкидо" также описывается подобное правило. "Повинную голову меч не сечет". Литвак называет эту технику “профилактической амортизацией”. Он предлагает использовать её в производственных и семейных отношениях, особенно в тех случаях, когда конфликт идет по одному и тому же стереотипу.

М.Е.Литвак приводит такой пример из “Похождений Швейка” Ярослава Гашека:

Родоначальником ее можно считать бpавого солдата Швейка. Он не отвечал на оскоpбления обидчиков, а соглашался с ними. "Швейк, вы идиот!" - говоpили емy. Он, не споpил, а тyт же соглашался: "Да, я идиот!" - и одеpживал победy, как в боpьбе айкидо, не дотpагиваясь до пpотивника.

это и есть профилактическая амортизация. И Михаил Ефимович Литвак также предлагает такое же правило, которое вообще-то мы впервые видим у Карнеги. Но я повторюсь, подобные мысли не являются авторскими. Они, как правило, повторяются из поколения в поколение и переходят из века в век. Эти правила универсальны для любого времени. И Литвак предлагает их как раз для профилактической амортизации в семейной жизни.

Следующее правило, которое предлагает Дэйл Карнеги. Взывайте к благородству и будьте сами благородны. Увидите в человеке хорошее, и он станет вашим другом. Откажитесь от приказного тона, и тогда работник выслушает вас.

Теперь еще правило по самооценке. Тема, которая для Карнеги была с детства очень болезненна. Естественно, он её пропускал через себя. Итак, что же это за правило?

Первое. Не сравнивайте себя с другим. Вы – это не они, а они – это они, а вы – это вы.

Второе. Если вы хотите преуспеть в чём-то, но пока в начале пути, сравнивайте себя не с другими, а с собой, с собой вчерашним. Очень мудро.

Третье. Составьте список вещей, которые вам нравятся, но которые вы не делаете.

Четвертое. Сократите до минимума общение с нытиками, неудачниками, пессимистами и критиками. Следующее. Не обращайте внимания на негативное мнение окружающих. Просто скажите себе, что эти люди меня не знают.

Ставьте позитивные задачи, научиться чему-то новому, сделать что-то хорошее для себя и для других.

Есть и правила, связанные с тем, как правильно делать комплименты. Комплимент должен быть доброжелательным, чтобы соблюдалось чувство меры, чтобы было больше разнообразия, чтобы была конкретика, касающаяся человека и его особенностей, чтобы не было лжи. И, естественно, чтобы комплимент был искренним.

Безусловно, мы называем Карнеги в некотором плане, манипулятором.

Но, с другой стороны, в этих частичных манипуляциях очень много мудрости, очень много личного опыта самого Карнеги. Он учит читателя и слушателя, чтобы не допускать этих ошибок.

Но тяжёлое детство не стало единственным испытанием для Карнеги, и его в старости ждало ещё одно серьёзное, даже трагичное, испытание. Он, скорей всего, не заслужил такого финала. У Карнеги была почечная недостаточность, а чуть позже у него обнаружили лимфому Ходжкина. В этом случае, постепенно происходят хаотичные изменения в размерах лимфоузлов, сдавливаются внутренние органы, появляется кожный зуд, сыпь, по телу начинает распространяться кожный герпес, гнойные поражения кожи, появляется затруднённое дыхание, кашель.

Человек, который презентовал себя как успешного и респектабельного, не может выступать перед аудиторией в таком виде, он напугает её и произведёт обратный ожидаемому эффект. Для него это стало очень большой трагедией. Лимфома Ходжкина считалась длительное время заболеванием вирусным и опасным для окружающих, в силу чего Карнеги был вынужден находиться в одиночестве в своём доме.

Изменившись внешне, причём так, захотел бы предстать перед своими зрителями и читателями? У него была обида на врачей, которые рассказали ему о этом заболевании, но он, в соответствии с одним из своих правил постарался принять это как некую данность.

Супруга его говорила, что эта новость очень серьёзно изменила его внутренне, он стал не свой, впал в глубокую депрессию, и ему особо ничего не помогало. В результате успешный человек стал прятаться от людей, пытаясь сокрыть свои внешние уродства.

Мучения его длились до 1 ноября 1955 года. Официально он скончался, но естественно есть конспирологическая версия, согласно которой он, не выдержав такого практически сгнивания заживо, застрелился.

Супруга сделала всё, чтобы не допустить огласки. Похороны были проведены достаточно скромно и быстро, без лишних свидетелей. Информации о похоронах не давалось. Полицейский отчёт был отредактирован. Есть точка зрения, согласно которой, не бесплатно - это миллионер.

Опять же ничего личного, просто семейный бизнес. Возможно, был и элемент уважительного отношения к мёртвому супругу.

Но недоброжелатели, критики творчества Карнеги приписывали неискренность и фальшь как в его поведении, так и в поведении его жён. Интересно, как они воспринимали себя? Видимо, очень искренними. Можно было им пожелать, чтобы каждую ночь им снилась первая жена Карнеги, Лолита..

После своей смерти он оставил несколько очень важных для читателей книг, большое количество лекций и семинаров, которые он лично проводил. Остались стенограммы. Увы, не видеозаписей, не то ещё было время для таких записей.

Разговоры о том, что на его похороны никто не пришел, не соответствовали действительности. Семья не хотела, чтобы на его похоронах было много людей. Тем более, вы прекрасно понимаете, гроб должен был быть закрытым. Карнеги было 66 лет.

С 1955 года его труды продолжали своё путешествие по планете, и в Советском Союзе они стали крайне популярны в 1989-1991 годах. Хотя, ещё в 1989 году, я припоминаю, уже были дайджесты из книг Дейла Карнеги, маленькие блокнотики с основными правилами поведения с людьми.

В 1991 году в издательстве "Лениздат" выходит серия книг Дейла Карнеги. Я прекрасно помню, как их копировали и эти копии разрезали, сшивая их в большие книги, и внимательно изучали с фломастерами-маркерами.

Надо сказать, что идеи Карнеги оказались действительно универсальными для разных культур, и в первую очередь, это культура делового общения.

Он никогда не был психологом. Он - профессиональный коммерсант и лектор. Аналог ему - австралийский коммерсант и исследователь невербальной коммуникации, Аллан Пиз, создатель компании “Сан энтерпраизиз”.

Базовая задача, которую Карнеги ставил перед собой - достичь внутреннего спокойствия, для себя, и успешности в бизнесе - для себя и близких. Он учился на собственных ошибках, обучал себя решать собственные проблемы и становиться успешным, не останавливаясь перед разными неурядицами ошибками.

Увы, часто теория и практика не всегда совпадают, а в ряде случаев они могут идти параллельными путями. И у Карнеги вышло именно так.

Карнеги является автором теории эффективного общения, включающего в себя более 40 базовых положений, которые делятся на главы, но основные правила следующие. Сблизиться с людьми, расположить к себе людей, склонить людей к своей точке зрения, изменить человека, не нанося ему обид, и сделать семейную жизнь счастливой.

Правила простые, понятные, актуальные.

Я думаю, лучше изучить его труды, тем более они написаны традиционно интересно и легко.

Но есть некоторые вопросы:

Не был ли Карнеги в некотором плане убежденным бихевиаристом? Если ты даешь правильный стимул, получаешь должную реакцию, то есть стимул-реактивную связь. Карнеги обучает тому, как правильно пользоваться коммуникацией, а это очень важно, как средством достижения поставленных целей в бизнесе, в личных отношениях, в семье и в дружбе.

Теория такова, что универсально её применить достаточно сложно, и критерии личной эффективности не всегда могут быть применимы для каждого человека. Если каждый будет стремиться говорить только о том, что хочет услышать его собеседник, то что мы получим в результате? Безусловно, доведение до абсолюта равно абсурдизации. Здесь нужныо учитывать контексты.

Часто Карнеги критикуют за то, что он пишет, что для того, чтобы быть успешным, необходимо отказаться от собственного "я" ради наиболее эффективного общения. Но вообще то, предложенные им положения помогли в развитии теории самопомощи и самосовершенствования.

Освоить новые навыки ведения бизнеса, улучшить свой образ, достигнуть стабильных, положительных, выгодных результатов. Но всё равно Карнеги будут критиковать за некоторую манипуляцию и, возможно, неискренность. Эта неискренность, может быть, напоминает нам американскую улыбку, в которой очень мало улыбки, а больше демонстрации белых зубов, отбеленных зубов - “Я OK, и могу постоять за себя”. На языке невербальной коммуникации такая улыбка - проявление агрессии.

Были у Карнеги ниспровергатели. В частности, Тоби Янг. Он написал книгу "Как потерять друзей и заставить себя всех ненавидеть". Это некая пародия на Карнеги. Кстати, по этой книге в 2008 году был снят одноименный фильм с Саймоном Пеггом в главной роли.

Среди ниспровергателей был один гуманистический психолог, ученик Абрахэма Маслоу - Эверетт Шостром, написавший книгу "Человек-манипулятор или анти-Карнеги".

В России его книга впервые была издана в 1993 году, и, именно с неё, триумфальное шествие книг Карнеги в нашей стране завершилось.

Может быть, потому он и в нашей стране сейчас становится человеком из прошлого, который предлагал какие-то свои варианты решения поставленных задач, так же как и об этом недавно рассказали мои американские коллеги. Впрочем, всё всегда повторяется в выступлениях некоторых современных бизнес-тренеров, и не сложно догадаться, откуда они брали эти выводы, ибо всё новое - это хорошо забытое старое.

И последнее. Дейл Карнеги не был гением, хотя открыл свой институт, у него было много учеников и последователей. Он - талант. Но решать, кто он, талант или гений, я предоставляю вам.