В преддверии 80-летия Победы над фашизмом я наконец могу подвести итог многолетнему поиску, который продолжался почти 84 года. Всё началось с того, что моей бабушке, Варваре Степановне Лебедевой, перестали приходить письма с фронта от её сына Коли — старшего брата моей матери. Сначала она надеялась, что письма просто затерялись. Однако через полгода, год, а затем и три года без вестей её стали посещать страшные предчувствия. Она писала запросы, но ответов не было. Лишь в конце войны пришло извещение: Николай пропал без вести. Даты в документе были указаны с ошибками, что вселяло надежду. Возможно, он попал в плен и выжил. Шли годы, запросы не давали результатов. К 1950-м надежда угасла. Со временем потерялось и само извещение. Остались лишь воспоминания, что Коля замолчал в конце 1941 года где-то под Ленинградом.
В 1990-е я начал собственные поиски. Сложность была в том, что у дяди Коли (так его звали в семье) могла быть фамилия не отчима, а родного отца — Прокофьева Павла Андреевича, погибшего в Гражданскую войну.
Растил и воспитывал с малых лет Колю мой дед — Лебедев Иван Петрович. К началу моих поисков бабушка и дедушка уже ушли из жизни, расспросить их я не успел. Мама рассказывала, что брат перед войной жил в Ленинградской области, под Лугой. Какая фамилия была в его документах, она не знала. Неясность сохранялась и с отчеством: Коля мог записать себя Ивановичем по отчиму.
Достоверно я знал только имя, остальное лишь приблизительно: год рождения — 1920-1922, место - Ярославская область. Отчество — Павлович или Иванович, фамилию — Лебедев или Прокофьев. Место призыва — Ленинградская область, возможно, Луга. Из-за множества вариантов поиск осложнялся.
С появлением интернета и оцифровкой архивов я возобновил попытки, но долго безрезультатно. Ложные маршруты поисков по следам однофамильцев разочаровывали. Два года назад я вернулся к поискам с новыми силами: базы данных объединились, улучшились поисковые алгоритмы. Сначала нашлась информация о дедах, вернувшихся с войны. А в апреле 2024 года — наконец о дяде Коле. Для семьи это стало радостью: теперь его история подтверждена документами. Установлены имя, фамилия, дата и место рождения, призыва, службы. Даже описание боевого задания, где он пропал. На основе этих данных я подготовил материалы для участия в виртуальном «Бессмертном полку», проходившем 9 мая 2024 года на центральном ТВ.
Теперь, в канун 80-летия Победы, попытаюсь восстановить картину короткой жизни моего дяди.
Николай Тихомиров. Подвиг и Память.
Война не щадит никого. Порой она уносит жизни, оставляя родных в мучительной неизвестности. Среди миллионов пропавших без вести солдат Великой Отечественной — имя Николая Ивановича Тихомирова, молодого разведчика, чья судьба оборвалась в огне сражений. Его история — о мужестве, преданности долгу и вечной скорби тех, кто ждал.
Родом из Ярославской земли
Николай родился в 1921 году в деревне Лысцево Середцкого района Ярославской области (ныне Даниловский район). Семья Тихомировых познала тяготы времени: мать, Варвара Степановна Лебедева, овдовела в 20 лет и с сыном переехала в Ленинград. Они поселились на 10-й линии Васильевского острова, где Коля учился в школе неподалёку. Сохранилось единственное фото тех лет: он с мамой и бабушкой.
Юность Николая пришлась на грозовые предвоенные годы. На другом снимке — уже юноша с мамой, младшей сестрой Нелей (моей матерью) и отчимом, Лебедевым Иваном Петровичем, моим дедом.
Призыв и первые бои
21 апреля 1941 года Оредежский райвоенкомат Ленинградской области призвал 20-летнего Николая в Красную Армию. Он стал красноармейцем 776-го стрелкового полка 214-й стрелковой дивизии, позже служил связистом и разведчиком в артиллерийском полку (в/ч 1688).
Медаль за отвагу
Всего через четыре месяца после призыва и два после начала Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 года, Николая представили к медали «За отвагу» — одной из самых почитаемых солдатских наград. В наградном листе лаконичная запись:
«Во время боёв близко подползал к противнику, выявлял огневые точки и скопления машин. Благодаря его действиям батарея уничтожала цели, обеспечивая продвижение пехоты».
Эти строки — свидетельство храбрости юноши. Но получить награду он, вероятно, не успел…
Пропал без вести
25 августа 1941 года, через неделю после представления к медали, красноармеец Тихомиров пропал без вести. Это случилось в боях под Ленинградом, где 214-я дивизия сдерживала натиск врага. В документах дата гибели указана как ноябрь 1941-го, но архив ЦАМО подтверждает конец августа. Ошибка, возможно, возникла из-за хаоса первых месяцев войны, когда учёт потерь вёлся под обстрелами.
Материнское сердце
Варвара Степановна до конца ждала весточки от сына. Её ленинградский адрес остался в военных документах как последняя нить связи. Имя Николая вписано в Книги памяти Ленинградской и Ярославской областей, Санкт-Петербурга.
Эхо подвига
Жизнь Николая Тихомирова — напоминание о тысячах юных героев, не увидевших Победы. Многие не получили наград, но их вклад бесценен. Коля не оставил потомков, не обзавёлся семьёй, но его подвиг — часть нашей истории. Пусть эта статья станет кирпичиком в стене памяти, чтобы ни одно имя не кануло в забвение.
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» — эти слова у Могилы Неизвестного Солдата отражают судьбу Николая и миллионов таких же, как он. Вечная память.
P.S.
Уже 2 мая. Нужно успеть подготовить статью о дяде Коле для моего Дзен-канала. Загрузил данные в ИИ-программу, которую недавно освоил. Через 10 минут пришло ошеломляющее сообщение:
Уточнение: В ОБД «Мемориал» указано, что Тихомиров Н.И. первоначально числился пропавшим 25.08.1941, но позже гибель подтвердили, тело опознали. Обстоятельства гибели Николая Тихомирова: Дата: 12 сентября 1941 г.:
Место захоронения: Братская могила в посёлке Понтонный (Колпинский район, Ленинградская область).
В братской могиле в Понтонном покоятся 694 человека, но на мемориальных досках имён не хватает. Запись в архиве подтверждает: красноармеец Тихомиров здесь. На фото видно, что список на плите дополняют.
Сейчас его имя есть лишь в документах, на бумаге. Но место имени Николая — на граните братской могилы. Исправим эту несправедливость. Позже расскажу,
как это удалось.
Как жаль, что мать так и не узнала: сын был похоронен с почестями в 30 км от Ленинграда, где она жила до последнего дня. Умерла и сестра Неля не узнав этой вести.
P.S.S.
10 мая, по свежим результатам поисков, моя сестра Елена приехала к братскому захоронению в поселке Понтонный поклониться от всех нас памяти дяди Коли, памяти всех захороненных там. Удивительно красивое место, дорога к могиле. Всё прекрасно содержится. Представляю Вам фотографии Лены.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ, ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА!