Найти в Дзене
Abrau Durso Official

Восставший из руин: как Абрау-Дюрсо пережил Великую Отечественную

Великая Отечественная война стала испытанием для всей нашей страны и каждой ее семьи. Абрау-Дюрсо — не исключение. Всего в сельском округе захоронено более 200 ветеранов ВОВ. Память обо всех жителях Абрау-Дюрсо, погибших на войне, тружениках тыла, партизанах и работниках завода продолжает жить. В преддверии 80-летия Великой Победы мы хотим рассказать, какой вклад внесли жители Абрау-Дюрсо в общее дело Победы. Это история о людях, которые ценой своих жизней защищали Родину, их героизме и подвигах. О тех, кто возрождал общее дело из пепла. Сегодня мы вспоминаем их имена с гордостью и почтением. С первыми днями войны тишина виноградников сменилась звуками прощаний. Работники «Абрау-Дюрсо» уходили на фронт — не по приказу, а по зову сердца. Николай Горбик стал командиром ПВО, его товарищ Андрей Яровой — пулеметчиком. Виноградарь Федор Ткаченко, некогда заботливо подвязывающий лозы, возглавил инженерно-саперный батальон. А в окрестных лесах виноделы: Яков Андрейченко, Павел Исочко, Ерж, Абш
Оглавление

Великая Отечественная война стала испытанием для всей нашей страны и каждой ее семьи. Абрау-Дюрсо — не исключение. Всего в сельском округе захоронено более 200 ветеранов ВОВ. Память обо всех жителях Абрау-Дюрсо, погибших на войне, тружениках тыла, партизанах и работниках завода продолжает жить.

В преддверии 80-летия Великой Победы мы хотим рассказать, какой вклад внесли жители Абрау-Дюрсо в общее дело Победы. Это история о людях, которые ценой своих жизней защищали Родину, их героизме и подвигах. О тех, кто возрождал общее дело из пепла. Сегодня мы вспоминаем их имена с гордостью и почтением.

Первые месяцы войны

С первыми днями войны тишина виноградников сменилась звуками прощаний. Работники «Абрау-Дюрсо» уходили на фронт — не по приказу, а по зову сердца. Николай Горбик стал командиром ПВО, его товарищ Андрей Яровой — пулеметчиком. Виноградарь Федор Ткаченко, некогда заботливо подвязывающий лозы, возглавил инженерно-саперный батальон. А в окрестных лесах виноделы: Яков Андрейченко, Павел Исочко, Ерж, Абштырь и другие — уходили в партизаны.

Будущий директор совхоза Дмитрий Кравченко прошел путь от агронома до фронтовика, чтобы позже вернуться и поднимать завод из руин. Молодые жители Абрау погибли под Белгородом, в Севастополе, под Сталинградом. На фронте сражались целыми семьями: Орловы, Харитоновы, Беспоясовы, Гамаджаны, Кориковы и многие другие.

1941–1942: уничтожить, но не оставить врагу

На момент 1941 года в тоннелях Абрау выдерживалось около 3 миллионов бутылок игристого. Коллекционные вина, самые ценные, были специально эвакуированы, остальные уничтожены — часть выпущена в озеро, а другая — взорвана.

С начала войны ценные виноматериалы отправлялись в Москву и Среднюю Азию, а работающие линии разливают… коктейли Молотова. Бутылки с горючей смесью едут на фронт прямо с этикетками из мирных времен.

-2

1942: каберне для Севастополя

Весной 1942 года в осажденном Севастополе вспышки инфекций пытались сдержать с помощью лечебной воды с добавлением красного вина. Вино закончилось. Тогда вспомнили о «Каберне Абрау» урожая 1939 года.

По распоряжению Анастаса Микояна вино морем доставляют из Абрау. А. В. Приходько, директор комбината «Абрау-Дюрсо», организует отправку под бомбежками. Вино разбавляется водой, разливается — за 70 дней выпускается 250 000 бутылок лечебного напитка. За этот героический труд А. В. Приходько получает одну из самых статусных наград — орден Ленина с непонятной для незнающих людей формулировкой «за образцовое выполнение заданий Правительства по снабжению продуктами питания Красной армии и Военно-Морского флота».

-3

1942–1943: оккупация и разрушения

С сентября 1942-го по сентябрь 1943 года Абрау-Дюрсо — под оккупацией. Из 5000 жителей остается лишь 500. Расстреляны 57 семей, включая женщин и детей, заподозренных в связях с партизанами. При отступлении немцы взорвали и сожгли все здания и оборудование.

Завод «Абрау-Дюрсо» практически полностью уничтожен. Фашисты так и не смогли наладить выпуск игристого вина.

-4

1943: освобождение и первые шаги восстановления

17 сентября 1943 года Абрау-Дюрсо освобождено после оккупации. Но на месте завода остался только пепел. Вместе с передовыми частями Красной армии на освобожденную территорию завода и совхоза «Абрау-Дюрсо» прибыла бригада работников хозяйства во главе с исполняющим обязанности директора Н. К. Соболевым.

Вспоминает один из участников этих событий:

Спустились вниз, в поселок. Перед глазами предстали страшные разрушения. На заводе — никаких признаков жизни. Но с появлением советских бойцов стали собираться люди, несмотря на то, что гитлеровцы все еще обстреливали поселок. Не прошло и получаса, как директор уже принес бутылки с вином:
— Я дал себе обещание: как только освободят Абрау-Дюрсо — угощу освободителей хорошим вином... Все время в земле хранил.

Символом надежды на будущее стали 1600 бочек вина, обнаруженных в горных тоннелях. Они открыли новую страницу истории — будущего «Абрау-Дюрсо». Выжившие жители и работники завода делали все и даже больше, чтобы возродить винодельню и виноградники. Уже в 1944 году собрали урожай — целых 500 тонн винограда, а в тоннели, которые пережили войну, вновь заложили 120 500 бутылок будущих игристых вин. Уже во время войны появился проект грандиозной реконструкции совхоза, которая продлится более 10 лет.

-5

1944–1950: завод, восставший из руин

Вместе с новым директором на предприятии «Абрау-Дюрсо» началась новая жизнь. В 1944 году в Абрау возвращается Дмитрий Кравченко — человек, который приложит все свои силы и возродит винодельню. Производство планируют не просто заново отстроить, но и превратить его главные здания в дворцы — настоящие храмы виноделия. Но суровое послевоенное время диктует свои условия. Проект не будет реализован в полном масштабе, к строительству подойдут более рационально, и здания утратят излишне роскошные украшения. Однако именно эти постройки станут архитектурной гордостью «Абрау-Дюрсо» и сформируют его уникальный и неповторимый облик.

К 1950 году «Абрау-Дюрсо» выпускает 1,25 миллиона бутылок. Реконструкция длится 10 лет, архитектурный ансамбль становится гордостью региона. Из Средней Азии возвращаются специалисты. Работают женщины, подростки, военнопленные. Абрау-Дюрсо не только переживает войну. Он становится символом того, как даже из пепла можно создать будущее.

-6

Вечная память

На территории сельского округа Абрау-Дюрсо захоронено более 200 ветеранов Великой Отечественной. Их имена и подвиги навсегда вошли в историю «Абрау-Дюрсо», мы с гордостью храним ее и сегодня.

Памятник воинам, погибшим при освобождении Абрау-Дюрсо в сентябре 1943 года, и местным жителям, отдавшим жизни на фронтах Великой Отечественной войны и расстрелянным в период оккупации, установлен в центре Абрау-Дюрсо.

-7

Благодарим фонд «Наследие Абрау-Дюрсо» за предоставленные материалы.