Найти в Дзене

Глазков Сергей Сергеевич (13.07.1920-07.10.1992). В теме "За нашу победу". Пилот самолета По-2 (133 полета за годы войны).

Сержант Глазков С.С., пилот самолета По-2 13-го авиаполка 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта. Глазков Сергей Сергеевич родился 13 июля 1920 года в городе Егорьевске Московской области. Отец - Глазков Сергей Александрович, высококвалифицированный слесарь-лудильщик, умер от тифа в 1922 году. Мать – Глазкова Дарья Николаевна, работала ватерщицей (работницей-текстильщицей на ватерной машине) на прядильно-ткацкой фабрике братьев Хлудовых (после 1922 года – Хлопчатобумажном комбинате «Вождь пролетариата»). В 1935 году Глазков С.С. закончил семилетнюю школу и был переведён в 8-й класс, однако вынужден был прервать учебу из-за тяжелого материального положения в семье и поступил работать на Механический завод № 7 в городе Егорьевске учеником слесаря (январь 1936 г. – декабрь 1937 г.). Брата – Глазкова Александра Сергеевича 1913 г.р., матери пришлось отправить к родственникам в Коломну, поскольку прокормить двоих детей она не могла. Брат получил рабочую специальность, стал слесар

Сержант Глазков С.С., пилот самолета По-2 13-го авиаполка 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта.
Сержант Глазков С.С., пилот самолета По-2 13-го авиаполка 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта.

Сержант Глазков С.С., пилот самолета По-2 13-го авиаполка 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта.

Глазков Сергей Сергеевич родился 13 июля 1920 года в городе Егорьевске Московской области. Отец - Глазков Сергей Александрович, высококвалифицированный слесарь-лудильщик, умер от тифа в 1922 году. Мать – Глазкова Дарья Николаевна, работала ватерщицей (работницей-текстильщицей на ватерной машине) на прядильно-ткацкой фабрике братьев Хлудовых (после 1922 года – Хлопчатобумажном комбинате «Вождь пролетариата»).

В 1935 году Глазков С.С. закончил семилетнюю школу и был переведён в 8-й класс, однако вынужден был прервать учебу из-за тяжелого материального положения в семье и поступил работать на Механический завод № 7 в городе Егорьевске учеником слесаря (январь 1936 г. – декабрь 1937 г.). Брата – Глазкова Александра Сергеевича 1913 г.р., матери пришлось отправить к родственникам в Коломну, поскольку прокормить двоих детей она не могла. Брат получил рабочую специальность, стал слесарем-лекальщиком и долгое время работал на Коломенском паровозостроительном, в последующем – тепловозостроительном заводе, с перерывом на участие в Великой отечественной войне, где был награжден двумя орденами «Красной Звезды» за ремонт боевой техники под огнём противника и двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Берлина» и «За Победу над Германией».

В 1937 году С.С. Глазков поступил на 1 курс Егорьевского станкостроительного техникума «Комсомолец». В октябре 1940-го года после окончания трёх курсов техникума был призван в ряды РККА.

Службу проходил красноармейцем (рядовым) в 25-м бронетанковом полку Забайкальского Военного Округа (разъезд 76 Транссибирской железнодорожной магистрали). Был назначен писарем танковой роты.

Рядовой Глазков С.С. – рядовой, в 25-м бронетанковом полку Забайкальского Военного Округа; Забайкальская железная дорога, разьезд 76 (Х-1940 г. – III-1941 г.)
Рядовой Глазков С.С. – рядовой, в 25-м бронетанковом полку Забайкальского Военного Округа; Забайкальская железная дорога, разьезд 76 (Х-1940 г. – III-1941 г.)

СПРАВОЧНО: Подготовка летных кадров в СССР накануне войны

".......Решающее влияние на резкое возрастание количеств летно-технических кадров оказали официальные взгляды Верховного командования РККА. Считали, что ежегодно советские ВВС в войне будут терять 33 – 35 000 самолетов, до
250 % летного состава и 50 % - технического
(ИСТОЧНИК: 1941 г. – опыт планирования и применения ВВС, уроки и выводы. М., Министерство обороны СССР, Военно-воздушные силы. 1989. С. 126).

В случае войны в 1941 г. требовалось 40 241 летчик, 27 140 штурманов и более 15 000 стрелков-радистов.

Вместо планируемых 52 500 человек летных кадров в 1941 г. ВУЗами ВВС было
выпущено лишь 14 300, т. е. 27,2 %
(ИСТОЧНИК: Стратегический очерк Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. М., Воениздат, 1961.С. 467).

В соответствии с этими положениями Глазков С.С. в марте 1941 года направлен в Иркутскую Военную авиатехническую школу Забайкальского Военного Округа (ЗВО), которую окончил в мае 1942 года, получив специальность авиамеханика самолетов – истребителей И-16 и ЛАГГ-3.

Центральный вход в учебный корпус
Центральный вход в учебный корпус

https://ilsvik.ru/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%83-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8-%D1%82%D1%80/

СПРАВОЧНО:

"......Приказом № 161 по военному ведомству в 1872 году по инициативе генерал-губернатора Восточно-Сибирским военным округом генерала от кавалерии Н. П. Синельникова. Это было первое военное училище в Восточной Сибири. 20 сентября 1874 года открыто Иркутское юнкерское училище, которое готовило офицерские кадры из сибиряков. В 1910 году юнкерское училище было преобразовано в Иркутское военное училище...."

".....Приказом № 452 от 23 августа 1915 года был введен нагрудный знак Иркутского военного училища. В 1915 году было начато строительство комплекса новых зданий для военного училища и кадетского корпуса, которое прекратилось в 1917 году.

  • 1 мая 1931 года – приказ по ВВС РККА № 55 об основании 4-й Военно-технической школы ВВС РККА, позже Иркутского ВВАИУ.
  • 1931—1938: 4-я Иркутская военная авиационная школа авиамехаников (4 ВШАТ)
  • 1938—1941: Иркутское военное авиационное техническое училище (ИВАТУ);

13 мая 1938 года – 4-я ВШАТ была переименована в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ) 7 июля 1938 года – на должность начальника училища назначается военинженер 2-го ранга Константин Васильевич Иващенко(3*)

  • 1941—1949: Иркутская военная школа авиационных механиков (ИВШАМ);
  • 1949—1975: Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ).
https://ilsvik.ru/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%83-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8-%D1%82%D1%80/
https://ilsvik.ru/%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%83-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D1%88%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%8F-%D0%B8-%D1%82%D1%80/
-5
Глазков А.С. (в среднем ряду, второй справа) в 1-й Летной школе Западно – Сибирского Управления ГВФ; станция Купино Новосибирской области
Глазков А.С. (в среднем ряду, второй справа) в 1-й Летной школе Западно – Сибирского Управления ГВФ; станция Купино Новосибирской области
-7

По окончании авиатехнической школы был направлен в 1-ю Летную школу первоначального обучения Западно-Сибирского Управления ГВФ (город Купино, Новосибирской области), ускоренный курс которой закончил в октябре 1943 года пилотом самолета По-2, получив воинское звание «сержант».

Поликарповский По-2 (также У-2, по своему первоначальному учебному, "тренировочному", предназначению в качестве учебно-тренировочного самолета) служил в качестве всепогодного многоцелевого советского биплана,
Поликарповский По-2 (также У-2, по своему первоначальному учебному, "тренировочному", предназначению в качестве учебно-тренировочного самолета) служил в качестве всепогодного многоцелевого советского биплана,
Рассказы об оружии. По-2. Король ночного неба

По окончании летной школы получил направление в 4-й Транспортный отряд Западно-Сибирского Управления ГВФ (город Новосибирск), где с 10.10.1943 г. по 20.12.1943 г. был на должности второго пилота транспортного самолета Юнкерс-52.

С 20.12.1943 г. по 5.05.1944 г. проходил обучение в Учебно-тренировочном отряде Западно-Сибирского Управления ГВФ ЗВО по программе подготовки к ночным полетам во фронтовых условиях.

В мае 1944 года направлен в действующую армию на должность пилота самолета По-2 эскадрильи связи 13-го авиаполка 15-й Воздушной Армии 2-го Прибалтийского фронта. 13-й авиаполк с 5.01.1945 г. был преобразован в 97-й Отдельный Краснознамённый Авиационный Полк (ОКАП) 15-й Воздушной Армии Ленинградского фронта, где проходил службу до 2.11.1945 г.

-9
Еще один герой Войны. Самолет По-2 изначально назывался У-2
Еще один герой Войны. Самолет По-2 изначально назывался У-2
Еще один герой Войны. Самолет По-2 изначально назывался У-2 .Вся правда в статье....
Звезда Хобби 26 апреля 2020

13-й авиационный полк Гражданского воздушного флота (ГВФ), который с 1 ноября 1943 года входил в состав 15-й воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Экипажи полка выполняли полёты практически круглосуточно, находясь в воздухе по 10–12 часов. За период битвы на Орловском направлении (июль–сентябрь 1943 года) самолётами полка было перевезено 13 457 бойцов и офицеров, в том числе 3265 раненых.  

13-й авиационный полк сформирован весной 1943 года.  

  • На вооружении имел самолёты По- 2.
  • Первоначально действовал на Центральном фронте, экипажи совершали полёты для обеспечения партизанских отрядов Брянщины.  
  • Летом 1943 года несколько экипажей полка были переброшены на Курское
    направление, где лётчики выполняли задания по перевозке командного
    состава и доставке документов.
  • В июне–июле 1944 года полк участвовал в операции по вывозу детей с оккупированной территории.  
-11

ИСТОЧНИК: Курочкин П. М . Курс — пылающий лес. Сперанский М. И . Партизанскими тропами. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 222 с., ил. — (Летопись Великой Отечественной). Тираж 100 000 экз. / Литературная запись Евгения Федоровского

С 20 июня по 13 июля 1944 года лётчики доставили партизанам более 67 тонн боеприпасов и продовольствия, вывезли из тыла противника 226 раненых партизан и 1629 детей.  

Пилоты ПО-2 вывезли из тыла противника 226 раненых партизан и 1629 детей.
Пилоты ПО-2 вывезли из тыла противника 226 раненых партизан и 1629 детей.
-13

7 ноября 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени и переименован в 97-й отдельный Краснознаменный авиационный полк ГВФ.  

В ноябре 1943 года
авиаполк в составе 15-й воздушной армии перебазировался из района
Брянска в район Торопца на 2-й Прибалтийский фронт. Здесь полку поручили
выполнение задания по обеспечению действий партизан Калининской
области. 

В ноябре 1943 года авиаполк перебазировался из района Брянска в район Торопца на 2-й Прибалтийский фронт. Здесь ему поручили выполнение задания по обеспечению действий партизан Калининской области.  

5 ноября 1944 года полк был награждён орденом Красного Знамени и переименован в 97-й отдельный Краснознаменный авиаполк.

-14
Командир 13-го отдельного авиационного полка гражданского воздушного флота майор 
Седляревич Владимир Алексеевич
Командир 13-го отдельного авиационного полка гражданского воздушного флота майор Седляревич Владимир Алексеевич
Пилот 2-й эскадрильи 97-го ОКАП ГВФ 15 ВА младший лейтенант Максимов Василий Петрович «…перед полетом на поиски «шнапса» и других съедобных и вкусных вещей по садам, огородам и хуторам освобождённой Латвии». XI-44 г.
Пилот 2-й эскадрильи 97-го ОКАП ГВФ 15 ВА младший лейтенант Максимов Василий Петрович «…перед полетом на поиски «шнапса» и других съедобных и вкусных вещей по садам, огородам и хуторам освобождённой Латвии». XI-44 г.
Пилот 2-й эскадрильи 97-го Отдельного Краснознаменного Авиационного Полка сержант Глазков С.С. (в верхнем ряду первый слева). На обороте фотографии надпись рукой С.С. Глазкова: «После прилёта с задания, Латвия, апрель 1945 г.»
Пилот 2-й эскадрильи 97-го Отдельного Краснознаменного Авиационного Полка сержант Глазков С.С. (в верхнем ряду первый слева). На обороте фотографии надпись рукой С.С. Глазкова: «После прилёта с задания, Латвия, апрель 1945 г.»

За время службы в действующей армии С.С. Глазковым выполнено 66 боевых полетов, из них: на линию фронта и в тыл противника по заданиям командования 15 ВА и 2-го Прибалтийского фронта - 14 полетов; внетрассовых по связи (доставка штабных офицеров) – 52 полета. Всего на фронте С.С. Глазковым за десять месяцев 1945 г. выполнено 133 полета.

В ноябре 1945 г. после расформирования 97-го ОКАП выполнил 4 полета по перегонке самолета По-2 в составе эскадрильи по маршруту Рига – Ленинград, с посадкой на Комендантском аэродроме Ленинграда (600 км, суммарной продолжительностью 6 часов).

Награжден медалью «За Победу над Германией».

13 оап ГВФ/97 оап ГВФ

Источники информации:

1. Курочкин П. М. Курс — пылающий лес. Сперанский М. И. Партизанскими тропами. — М.: Молодая гвардия, 1984.

2. Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. - М.: Воениздат, 1974.

3. Перечень No. 36 частей и учреждений военно-топографической службы;
представительств штабов и оперативных групп партизанского движении при
военных советах направлений, фронтов и армий; соединений и частей
гражданского воздушного флота; иностранных формирований на территории
СССР со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. ЦАМО, ф. 33, оп. 690155, д. 2916, л. 199.