Найти в Дзене

ЕСЛИ БЫ НЕ ВОСТОЧНЫЙ БАМ...!

К 80-летию Великой Победы. Восточным БАМом в 30-50-е годы 20-го века называли участок железной дороги от Совгавани до Ургала. Если бы не Восточный БАМ, на строительстве Волжской рокады могли бы не успеть набрать нужного количества рельсов для спасения Сталинграда. Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, какую бы цену нам пришлось заплатить за войну с Японией. Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, на сколько лет замедлилось бы экономическое освоение Колымы и Арктики. Напомню: в годы войны вся страна работала на победу. Но только ПЯТИ предприятиям страны за наилучшие показатели в период Великой Отечественной войны приказом по Министерству внутренних дел СССР от 14 мая 1946 года на постоянное хранение были вручены Красные знамена с вручением грамот ВЦСПС. Одно из них - Строительство №500, которое строило участок БАМа от Комсомольска-до Совгавани. За участие в строительстве БАМа было награждено 1347 человек. .А «благодарные» потомки не только памятника не поставили строителям легендарно

К 80-летию Великой Победы.

Заключенные БАМлага на строительстве железной дороги. 1930-е годы.
Заключенные БАМлага на строительстве железной дороги. 1930-е годы.

Восточным БАМом в 30-50-е годы 20-го века называли участок железной дороги от Совгавани до Ургала.

Если бы не Восточный БАМ, на строительстве Волжской рокады могли бы не успеть набрать нужного количества рельсов для спасения Сталинграда.

Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, какую бы цену нам пришлось заплатить за войну с Японией.

Если бы не Восточный БАМ, неизвестно, на сколько лет замедлилось бы экономическое освоение Колымы и Арктики.

Строительство  № 500. 40-е годы.
Строительство № 500. 40-е годы.

Напомню: в годы войны вся страна работала на победу. Но только ПЯТИ предприятиям страны за наилучшие показатели в период Великой Отечественной войны приказом по Министерству внутренних дел СССР от 14 мая 1946 года на постоянное хранение были вручены Красные знамена с вручением грамот ВЦСПС.

Одно из них - Строительство №500, которое строило участок БАМа от Комсомольска-до Совгавани. За участие в строительстве БАМа было награждено 1347 человек.

МИтинг у Управления Перевального лагеря. Строительство № 500. 1940-е годы.
МИтинг у Управления Перевального лагеря. Строительство № 500. 1940-е годы.

.А «благодарные» потомки не только памятника не поставили строителям легендарного Восточного БАМа («столица» его – Комсомольск-на-Амуре), но и вообще выкинули из истории БАМа тысячи людей - строителей, проектировщиков, изыскателей, железнодорожников.

Подведем итоги строительства первой очереди БАМа.

Согласно плану первая очередь БАМа должна была составить 1995 километров.

К 1953 году было построено 1704,4 километра. Это без учета рельсов, отданных для Волжской рокады.

Конкретно:

- Железная дорога Тайшет – Братск. Во временной эксплуатации с 1947 года. Протяжение -310,9 км.

- Железная дорога Братск – Усть-Кут. Во временной эксплуатации с ноября 1950 года. Протяжение - 379 км.

- Железная дорога Известковая – Ургал. В постоянной эксплуатации 1 июля 1951 года. Протяжение – 339,5 км.

- Железная дорога Ургал – Комсомольск. Уложено 200 км главного пути.

Сюда приплюсовать 475 км железнодорожной линии Комсомольск-Совгавань, сданной в эксплуатацию в 1946 году.

Итого: 1704.4 км. Много или мало, учитывая техническую оснащенность работ и физическое состояние строителей?

Достройка первой очереди и строительство второй очереди БАМ уже не были связаны с МВД СССР. Но это не значит, что строительство БАМа собирались прекратить, о чем можно было прочитать в некоторых СМИ.

***

В 2024 году почти вся страна отмечала дату - 50 лет с начала строительства БАМа. То есть, отмечающие эту дату, были согласны с тем, что строительство БАМа началось только при «правлении» Л.И.Брежнева, а никак не раньше.

В это же время я написала и разместила на своем канале статью «Комсомольск-на-Амуре -«столица» Восточного БАМа», в которой я считаю, что несправедливость по отношению к строителям БАМа 30-40-х годов должна быть устранена, и датой начала строительства БАМа (от Тайшета до Совгавани) должно считаться 13 апреля 1932 года.

В этом , 2025 -м году, БАМу исполняется 93 года.

Но, поскольку внимание пользователей интернета было отвлечено на 50-летие БАМа, моя статья была им обделена.

Но сегодня есть повод обратиться к ней. Приглашаю! Это самая первая статья на моем канале "Комсомольск-на-Амуре - "столица" Восточного БАМа".

Марина Кузьмина

***