Евгения Олеговна Трифонова недавно вместе с мужем, художником Феликсом Смирновым, переехала в Тульскую область, в город Венёв. Об этом сказано в публикации газеты Веневского района "Красное знамя", посвящённой выставке работ Евгении Трифоновой, проходившей в августе прошлого года. А родом художница из Сибири, и до недавнего времени жила и работала в Красноярском крае, в городе Железногорск. Сведений о ней найти удалось совсем немного. Родилась Евгения в 1972 году, по профессии — музыкант. Имеет начальное художественное образование. Так она сама представила себя на сайте одной из галерей, где продаются её работы. Сообщила, что является членом Союза художников и принимает участие в региональных выставках Союза художников Красноярского края. (Я так понимаю, что эта информация была размещена до переезда.) Любимый жанр — натюрморт. Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Натюрморты Евгении Трифоновой соответствуют переводу слова натюрморт как "тихая жизнь". Уютные и спокойные, они умиротворяюще действуют на зрителя. И кроме того, обращают внимание на красоту и лиричность привычных вещей, подчёркивают её. Казалось бы, что поэтичного может быть в луке или чесноке. Но, посмотрите как они достойно смотрятся на картинах Евгении, как красиво. Просто загляденье! Лук радует цветом шелухи, разными оттенками и игрой бликов, а головки чеснока, даже не очень-то упорядоченно насыпанные в чашку, привносят в натюрморт нотки строгости, чёткости и свежести.
А на следующем натюрморте некоторые головки лука украшают проросшие зелёные "стрелки". И всё оттенено тёмной драпировкой в мелкий цветочек.
В натюрмортах Евгении Трифоновой нет буйства и чрезмерной яркости красок. Но работы наполнены теплом и добротой. Старые табуретки и тумбочки, на которых поставлены натюрмотры, чайники и вазочки, керосиновая лампа и ключи на верёвочках, висящие на вбитых в стену гвоздях, неброские садовые цветы — всё это вызывает воспоминания о детстве, о летних каникулах, проводимых в деревне у бабушки, погружает в соответствующую атмосферу.
Слоники и куклы, украшающие комод, репродукции картин из журналов на стенах — всё это возвращает в то прекрасное беззаботное время, когда деревья были большими... И даже обои у нас были очень похожие.
Заинтересовала изображённая на стене репродукция. С помощью поиска по картинкам определила, что это "Фехтовальщик" — картина фрацузского художника Жана Луи Эрнеста Мейссонье (Jean-Louis-Ernest Meissonier, 1815 — 1891 гг.).
Но вернёмся к натюрмортам Евгении Трифоновой.
Здесь на стене пришпилена кнопками репродукция написанной в 1899 году картины Владимира Маковского. На ней изображено озеро Мустамяки близ деревни Неувола (ныне – поселок Горьковское Ленинградской области), где Маковский часто бывал в 1890–1900-е годы. Два рыбака в лодке — видимо, дедушка с внуком — на фоне спокойного пейзажа. Эта картина, как и натюрморты Трифоновой, создает чувство гармонии и атмосферу спокойствия и умиротворения.
Ниже — два натюрморта с настурциями. Но какие они разные!
Первый — строгий, напоминающий работы голландских мастеров. Тёмный фон, темная красная, а вернее, бордовая, скатерть с узором на столе, на котором расположены старинный кувшин и маленькая вазочка из синего стекла. И в них настурция, яркие цветы которой как фонарики, огоньки, освещающие пространство. Этот натюрморт выделяется среди прочих представленных здесь работ, отличается от них.
Второй натюрморт с настурциями ближе к лёгкому "дачно-деревенскому" стилю других работ, но заметьте, фон не прописан, просто светлый стол постепенно переходит в тёмную стену.
Как видим, Евгения Трифонова работает маслом на холсте. К сожалению, я не смогла найти названия и размеры всех представленных здесь её работ. Но думаю, в данном случае это не очень критично, не умаляет очарования натюрмортов. Их просмотр может служить своеобразным сеансом арттерапии, дающим возможность немного вырваться из суеты.
Приведённая выше работа имеет некий восточный колорит. Слоник на столе напоминает об Индии, белые цветы на обоях и репродукция на стене — о Японии. Видимо, это зеркальное изображение гравюры, которую создал Утамаро Китагава (1753−1806 гг.) — японский художник, мастер гравюры укиё-э, известный своими изображениями красавиц.
Продолжим просмотр натюрмортов.
И завершу этот небольшой вернисаж сиренью. Уже скоро она снова расцветёт!