Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Миранда глазами художников: образ чистоты и надежды

На безлюдном острове, среди дикого ветра, шепота волн и чар колдовства, расцветает один из самых нежных и поэтичных образов в творчестве Шекспира — Миранда, героиня пьесы «Буря». Она словно сама природа: чистая, искренняя, не ведающая зла — и потому беззащитная, прекрасная, способная любить всем сердцем. Пьеса "Буря" считается одной из последних пьес, написанных Шекспиром самостоятельно. А первая её публикация состоялась уже после смерти писателя. По жанру это трагикомедия — пьеса с трагическими событиями, но счастливым концом. Миранда - единственный женский персонаж пьесы. Её отец, Просперо, законный герцог Миланский, был свергнут и вместе с младенцем-дочерью отправлен в ссылку. Судьба, казалось, лишила девочку всего — родины, семьи, будущего. Но в изгнании Миранда обрела особый дар — чистый взгляд на мир, не затуманенный ложью и жестокостью цивилизации. Она выросла среди природы и волшебства, под присмотром отца-мага, с духом Ариэлем в небе и дикарём Калибаном в подземелье. Жизнь её

На безлюдном острове, среди дикого ветра, шепота волн и чар колдовства, расцветает один из самых нежных и поэтичных образов в творчестве Шекспира — Миранда, героиня пьесы «Буря». Она словно сама природа: чистая, искренняя, не ведающая зла — и потому беззащитная, прекрасная, способная любить всем сердцем.

Джон Уильям Уотерхаус. Миранда, 1875. Частная коллекция
Джон Уильям Уотерхаус. Миранда, 1875. Частная коллекция

Пьеса "Буря" считается одной из последних пьес, написанных Шекспиром самостоятельно. А первая её публикация состоялась уже после смерти писателя.

По жанру это трагикомедия — пьеса с трагическими событиями, но счастливым концом.

Миранда - единственный женский персонаж пьесы. Её отец, Просперо, законный герцог Миланский, был свергнут и вместе с младенцем-дочерью отправлен в ссылку. Судьба, казалось, лишила девочку всего — родины, семьи, будущего. Но в изгнании Миранда обрела особый дар — чистый взгляд на мир, не затуманенный ложью и жестокостью цивилизации.

Она выросла среди природы и волшебства, под присмотром отца-мага, с духом Ариэлем в небе и дикарём Калибаном в подземелье. Жизнь её было спокойной и размеренной.

Уильям Гамильтон. Просперо, Ариэль и Миранда, 1797. Старая национальная галерея, Берлин
Уильям Гамильтон. Просперо, Ариэль и Миранда, 1797. Старая национальная галерея, Берлин

Но однажды всё изменилос в жизни Миранды. Просперо, узнав, что мимо острова проплывает корабль,на котором находится его брат, свергнувший его строна, вызывает бурю. Корабль терпит крушение.

Джон Уильям Уотерхаус. Миранда, 1916. Частная коллекция
Джон Уильям Уотерхаус. Миранда, 1916. Частная коллекция

После трагедии Миранда встречает на берегу спасшегося Фердинанда, сына короля Неаполитанского, плывшего на том корабле.

Ангелика Кауфман. Сцена с Мирандой и Фердинандом, 1782. Галерея Бельведер, Вена, Австрия
Ангелика Кауфман. Сцена с Мирандой и Фердинандом, 1782. Галерея Бельведер, Вена, Австрия

Это первый человек, которого встречает Миранда. Между молодыми людьми вспыхивает любовь. Любовь Миранды и Фердинанда — не страсть, а откровение. Она словно первая любовь человечества — нежная, робкая, беззаветная. Их любовь - словно цветок, распустившийся в тени бурь. Их любовь способна преодолеть любые штормы.

Поэтому ничего удивительного в том, что образ Миранды вдохновил многих художников на создание картин.

Томас Френсис Дикси. Миранда, конец 19 в. Частная коллекция
Томас Френсис Дикси. Миранда, конец 19 в. Частная коллекция

Фредерик Сэндис. Миранда, 1868. Частная коллекция
Фредерик Сэндис. Миранда, 1868. Частная коллекция
Фредерик Гудолл. Миранда, 1888. Частная коллекция
Фредерик Гудолл. Миранда, 1888. Частная коллекция
Джордж Холл. Миранда, 1856. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Джордж Холл. Миранда, 1856. Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон

Томас Стотард. Просперо, Ариэль и Миранда, ок. 1800. Йельский центр британского искусства
Томас Стотард. Просперо, Ариэль и Миранда, ок. 1800. Йельский центр британского искусства
Уильям Риммер. Сцена из пьесы "Шторм", ок. 1850. Детройтский институт искусств, США
Уильям Риммер. Сцена из пьесы "Шторм", ок. 1850. Детройтский институт искусств, США
Уильям Хогарт. Сцена из шекспировской «Бури», ок. 1730. Ностелл Прайори, Великобритания
Уильям Хогарт. Сцена из шекспировской «Бури», ок. 1730. Ностелл Прайори, Великобритания
Чарльз Ролт. Просперо и Миранда,
Чарльз Ролт. Просперо и Миранда,
Томас Кантрелл Дагдейл. Просперо и Миранда, 20 в. Частная коллекция
Томас Кантрелл Дагдейл. Просперо и Миранда, 20 в. Частная коллекция

Джон Генри Фредерик Бэкон. Миранда и Фердинанд, 19 в. Частная коллекция
Джон Генри Фредерик Бэкон. Миранда и Фердинанд, 19 в. Частная коллекция
Генри Томсон. Просперо и Миранда видят Фернандо, 1803. Петуорт-хаус, Великобритания
Генри Томсон. Просперо и Миранда видят Фернандо, 1803. Петуорт-хаус, Великобритания
Жилло Сент-Эвр. Миранда и Фердинанд, 1822. Музей Романтичной Жизни, Париж
Жилло Сент-Эвр. Миранда и Фердинанд, 1822. Музей Романтичной Жизни, Париж