Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Девять главных, но таких разных картин Казимира Малевича. Смотрим вместе.

Казимир Малевич – одна из самых ярких фигур русского авангарда, художник, чье творчество стало настоящим прорывом в искусстве начала XX века. Его путь от реализма к беспредметности демонстрирует удивительную эволюцию художественного мышления этого талантливого человека-новатора. Одна из первых его известных работ "Триумф небес". Это было началом его уникальной живописной манеры. Шел 1907 год. В эту эпоху декаданс и символизм захватили культурную жизнь двух столиц. Он метался, стараясь пробовать все новое в искусстве. Так в его творчестве появился импрессионизм. Его необычная картина "Пейзаж с желтым домом" словно вдохновлена работами Матисса, Гогена и Ван Гога. Кубофутуризм стал первым серьезным шагом Малевича в сторону экспериментального искусства. В его работах этого периода, таких как «Точильщик», художник мастерски передает динамику движения через геометрические формы. Картина буквально оживает перед зрителем, создавая эффект вращающегося механизма . Супрематизм – это революционн

Казимир Малевич – одна из самых ярких фигур русского авангарда, художник, чье творчество стало настоящим прорывом в искусстве начала XX века. Его путь от реализма к беспредметности демонстрирует удивительную эволюцию художественного мышления этого талантливого человека-новатора.

Триумф небес. Русский музей.
Триумф небес. Русский музей.

Одна из первых его известных работ "Триумф небес". Это было началом его уникальной живописной манеры. Шел 1907 год. В эту эпоху декаданс и символизм захватили культурную жизнь двух столиц.

Он метался, стараясь пробовать все новое в искусстве. Так в его творчестве появился импрессионизм. Его необычная картина "Пейзаж с желтым домом" словно вдохновлена работами Матисса, Гогена и Ван Гога.

 "Пейзаж с желтым домом"
"Пейзаж с желтым домом"

Кубофутуризм стал первым серьезным шагом Малевича в сторону экспериментального искусства. В его работах этого периода, таких как «Точильщик», художник мастерски передает динамику движения через геометрические формы. Картина буквально оживает перед зрителем, создавая эффект вращающегося механизма .

Точильщик.
Точильщик.

Супрематизм – это революционное направление, которое Малевич создал сам. Термин происходит от латинского слова supremus – высший.

"Черный квадрат" и  другие картины художника на выставке «0,10», 1915 год. Фото.
"Черный квадрат" и другие картины художника на выставке «0,10», 1915 год. Фото.

В центре этого направления находится знаменитый «Черный квадрат», ставший символом освобождения искусства от традиционных форм и функций. Малевич поместил его в "красный угол" выставки, как священную икону нового искусства. Но жто не просто черный цвет. Для создания самого черного из существующих тогда оттенков художник использовал жженую кость, черную охру и арсенид меди. Таким образом он хотел добиться особого бархатистого эффекта. Также он добавлял мел, чтобы поверхность не бликовала и цвет казался более глубоким.

Есть несколько этих квадратов. Черный квадрат как образ впервые появился в 1913 году в декорациях художника к футуристической опере "Победа над солнцем". Затем последовали еще черные квадраты, каждый из которых словно закрывал большую главу русского реалистического искусства.

В "Черном супрематическом квадрате» 1915 года, который находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, можно увидеть яркие краски, проступающие через трещины черного. Может показаться, что это реализм вылезает наружу через эту черноту...

Третьяковская галерея. Черный супрематический квадрат. 1915 год.
Третьяковская галерея. Черный супрематический квадрат. 1915 год.

Оказалось, что художник так торопился написать задуманное, что накладывал мазки, не дожидаясь просушки предыдущих слоев. Вот эта черная краска и покрылась тонкой сеткой трещин. А яркая краска под черной объясняется лишь повторным использованием холста. Он писал новую картину по уже использованному холсту. Эта картина среди всех "Черных квадратов " сохранилась хуже всего. "Черные квадраты " 1923, 1929 и 1930 года сохранились горазда лучше.

Супремус 56, 1915 г.
Супремус 56, 1915 г.

А потом были еще квадраты. В том числе и белый. Он видел в белом фоне картин космическую субстанцию, а квадрат считал универсальной формой, из которой можно создать целый мир. Посмотрите на эту картину "Белый на белом".

Картина "Супрематическая композиция: Белое на белом"  1918 год. Музей современного искусства. Нью-Йорк. США.
Картина "Супрематическая композиция: Белое на белом" 1918 год. Музей современного искусства. Нью-Йорк. США.

На мой взгляд, одна из его потрясающих работ. Сколько оттенков белого может различать ваш глаз? Она написана в 1917 году. Это полотно является провокационным и новаторским. Удивительно, как монохромный квадрат на белом, передает ощущение цвета, света, глубины и объема. Но, говорят, когда эта картина была представлена зрителям, кто-то сказал, что это "абсолютно чистый белый холст с очень хорошей грунтовкой".

В тридцатых годах он оказался в тюрьме. После освобождения Малевич вернулся к рисованию крестьян, спортсменов и рабочих. Это была попытка немного "очеловечить" супрематизм, выразить его принципы в форме человеческих фигур. 

Спортсмены. 1931 год. Русский музей, Санкт-Петербург.
Спортсмены. 1931 год. Русский музей, Санкт-Петербург.

Последний этап творчества Малевича ознаменовался возвращением к реалистичной живописи. Это давалась ему нелегко. И не сразу... Он написал эту "Девушку с гребнем в волосах".

Казимир Малевич. Девушка с гребнем в волосах. 1932-1933. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Казимир Малевич. Девушка с гребнем в волосах. 1932-1933. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Впервые она была представлена под названием "Эскиз к портрету (абстрактный)". Удивительно слово "абстрактный" ведь портрет - это всегда индивидуальное изображение с уникальными чертами лица... Но Малевич назвал так картину неслучайно.

Это - лишь маленький шаг к реальному, живому человеку. Посмотрите, как тело этой девушки буквально сконструирована из геометрических фигур. Это словно супрематизм в контуре человека. Но в этом супрематизме, словно из тумана проступают черты лица. Глаза приобрели осмысленное выражение, на губах заиграла приветливая улыбка. Они еще полупрозрачны и почти реальны...

Так супрематический "полуобраз" стал превращаться почти в живой, но еще абстрактный образ... Но это было только начало.

Женщина-работница.  1933 год,. Музей Тейт. Лондон.
Женщина-работница. 1933 год,. Музей Тейт. Лондон.

Женщина-работница настораживает положением рук. Словно в руках не достает Младенца. А может быть для Малевича это был образ Богоматери? И на этой картине уже нет подписи Малевича... В левом нижнем углу картины можно увидеть маленький "Черный квадрат" - словно второе имя художника....

Автопортрет. 1933 год
Автопортрет. 1933 год

Эта же подпись есть и на его автопортрете 1933 года, выполненном в духе итальянского Возрождения. Это портрет стал своеобразным манифестом свободы творчества. Художник, будучи смертельно больным, все же указывал путь вперед, соединяя традиции Ренессанса с супрематической философией. Через два года художник написал еще один портрет в стиле живописи Веласкеса. Это была последняя крупная работа художника, который оставил после себя огромное культурное наследие, позавидовать которому могут многие живописцы. Это было яркое воплощение в живописи той эпохи.

Казимир Малевич.
Казимир Малевич.

Малевич не просто создавал картины – он менял само восприятие искусства. Его работы стали мостом между прошлым и будущим, между традиционным и экспериментальным, между материальным и духовным. В этом и заключается величие его творческого наследия и бессмертия как живописца...