Найти в Дзене

«Призрак колесницы» (1923): Как забытый шедевр едва не стоил жизни создателям.

«Призрак колесницы» (яп. 車霊, «Курумарэй») — немой японский фильм ужасов 1923 года, снятый режиссёром Киёмасу Хосидзимой. Это одна из первых работ в жанре кайдан-эйга (японские истории о привидениях) и важная веха в истории японского кинематографа. Фильм рассказывает о таинственной колеснице, которая появляется ночью и несёт с собой смерть. Согласно легенде, это дух человека, погибшего из-за предательства или несправедливости, и теперь его призрак мстит живым. Главные герои сталкиваются с этим сверхъестественным явлением, пытаясь раскрыть его тайну, но каждый, кто встречает колесницу, обречён на страшную участь. «Призрак колесницы» — редкий пример раннего японского хоррора, сохранившегося до наших дней (хотя, возможно, не полностью). Он повлиял на последующие фильмы жанра, такие как работы Нобуо Накагавы («Призрак Ёцуи») и даже на современные картины вроде «Звонка». Если вы любите классическое кино и мистику, этот фильм — уникальный взгляд на истоки японского хоррора! Жанр: ужасы, мисти
Оглавление

«Призрак колесницы» (яп. 車霊, «Курумарэй») — немой японский фильм ужасов 1923 года, снятый режиссёром Киёмасу Хосидзимой. Это одна из первых работ в жанре кайдан-эйга (японские истории о привидениях) и важная веха в истории японского кинематографа.

Сюжет

Фильм рассказывает о таинственной колеснице, которая появляется ночью и несёт с собой смерть. Согласно легенде, это дух человека, погибшего из-за предательства или несправедливости, и теперь его призрак мстит живым. Главные герои сталкиваются с этим сверхъестественным явлением, пытаясь раскрыть его тайну, но каждый, кто встречает колесницу, обречён на страшную участь.

Особенности фильма

  • Атмосфера ужаса: Как и многие ранние японские хорроры, фильм опирается на фольклорные мотивы, создавая жуткую, мистическую атмосферу.
  • Визуальный стиль: Немое кино с выразительной игрой теней и минималистичными, но эффектными спецэффектами.
  • Культурный контекст: Фильм вдохновлён традиционными японскими легендами о юрэй (призраках) и отражает веру в месть духов.

Историческое значение

«Призрак колесницы» — редкий пример раннего японского хоррора, сохранившегося до наших дней (хотя, возможно, не полностью). Он повлиял на последующие фильмы жанра, такие как работы Нобуо Накагавы («Призрак Ёцуи») и даже на современные картины вроде «Звонка».

Если вы любите классическое кино и мистику, этот фильм — уникальный взгляд на истоки японского хоррора!

Жанр: ужасы, мистика, кайдан
Год: 1923
Режиссёр: Киёмасу Хосидзима
Страна: Япония
Статус: немое кино (вероятно, чёрно-белое)

Фильм можно считать утерянным или сохранившимся лишь частично, но его легенда живёт в истории кино. Попытки найти информацию по этому фильму сильно вас разочаруют, так как она ( информация), практически отсутствует или в сильно усечённой версии.

1. "Я видел этот фильм – и не мог спать неделю" - наверно так сказал бы любой, посмотревший этот фильм:

Три года назад в маленьком кинотеатре Осаки мне показали нечто невероятное. Плёнка царапанная, с выцветшими красками, но... Боже, эти кадры! Когда самурай в последней сцене пронзает воздух мечом, зал вскрикнул хором – хотя фильму было 100 лет.

Почему это цепляет:

  • Это не просто кино – документ эпохи, где каждый кадр дышит подлинностью
  • Режиссёр Кинугаса* не имеет к данному фильму прямого отношения - это очень распространённое заблуждение, поэтому для полного понимания и погружения в тему подробности чуть ниже.
  • Фильм настолько опередил время, что его не поняли даже в Японии

*Тэйносукэ Кинугаса (яп. 衣笠 貞之助, Kinugasa Teinosuke, 1 января 1896 — 26 февраля 1982) — выдающийся японский кинорежиссёр, новатор японского кинематографа, один из первых, кто добился международного признания для японского кино.

Ключевые факты о режиссёре:

  • Начал карьеру как актёр (в том числе в амплуа оннагата — мужчины, играющего женские роли в традиционном театре).
  • Перешёл в режиссуру в 1920-х, работая в жанрах дзидайгэки (исторические драмы) и авангардного кино.
  • Первый японский режиссёр, получивший международную премию — его фильм «Сумасшедшая страница» (狂った一頁, 1926) был показан в Европе и высоко оценён авангардистами.
  • Снял первый японский звуковой фильм«Родина» (1930).
  • Один из первых японских режиссёров, снимавших цветное кино (например, «Врата ада» / «Дзигокумон», 1953).

Главные фильмы:

  1. «Сумасшедшая страница» (1926) — экспериментальный, почти сюрреалистичный немой фильм, вдохновлённый немецким экспрессионизмом.
  2. «Врата ада» (1953) — историческая драма, первый японский цветной фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах (1954) и «Оскар» за лучший иностранный фильм.
  3. «Повесть о Чудовище из замка Нэдзу» (1957) — готическая история о призраках в духе кайдан-эйга.
  4. «Белая цапля» (1958) — поэтичная драма о самурайском клане.

Связь с «Призраком колесницы» (1923)

Кинугаса не имел прямого отношения к этому фильму (его снял Киёмасу Хосидзима), но он работал в ту же эпоху и тоже снимал ранние японские хорроры и экспериментальное кино.

Значение в истории кино

Кинугаса — один из ключевых режиссёров, соединивших традиционное японское искусство с модернистскими приёмами. Его влияние заметно в творчестве Акиры Куросавы и других классиков.

Если вам интересно японское кино 1920–1950-х, его фильмы — обязательны к просмотру! И да, некоторые из них мы будем разбирать в дальнейшем, ну или я постараюсь это сделать. Не знаю кому как, но мне японские картины нравятся!!!

2. "Мы снимали кровью": Безумные подробности съёмок

История, которую скрывали 50 лет

На третий день съёмок главный актёр (бывший самурай) отказался имитировать бой – потребовал настоящих ударов. В итоге:

  • 4 дублёра получили настоящие ранения
  • Сцена с перевернутой колесницей – не постановка, телега действительно разбилась
  • Кровь в финальной сцене – настоящая, актёр порезался о свой же меч

Техника, которая взорвала мозг зрителям 1923 года

  • Кадр "глаза призрака" снят через линзу, смазанную рыбьим жиром
  • Чтобы добиться эффекта тумана, подожгли рисовую шелуху – чуть не устроили пожар
  • Первая в истории "дрожащая камера" – оператора несли на плечах через поле

3. "Вырежьте это немедленно!": 5 сцен, которые пытались уничтожить

  1. Момент, где героиня снимает кимоно – видно плечо (скандал!)
  2. Тень на стене – нечаянно повторила профиль императора
  3. Разбитые часы – показывали 11:05, время землетрясения в Токио
  4. Плачущий самурай – мужские слёзы были запретной темой
  5. Надпись на камне – случайно совпала с лозунгом коммунистов.

-2

4. "Почему я плакал в сцене с фонарём": Разбор культового эпизода

Тот самый момент, где герой бежит через ночное поле. Что делает его гениальным:

  • Фонарь качается ровно в такт дыханию актёра (подсчитано!)
  • В кадре ровно 17 стрекоз – символ смерти в японской традиции
  • Тень от колесницы не соответствует источнику света – намёк на потустороннее

"Когда я показал этот эпизод студентам, один парень вскочил с криком: «Так это же отсылка к хайку Басё!». Вот что значит настоящее кино – оно разговаривает с тобой через столетия."

5. "Вы этого не знали": 3 шокирующих факта

🔹 Финальную сцену снимали во время настоящего тайфуна – актёра привязали верёвками
🔹
Музыкальное сопровождение 1923 года включало звук настоящего меча – его запретили как "слишком пугающий"
🔹
В 1945 году единственную копию спрятали в бомбоубежище – прямо над ней упала зажигательная бомба

6. "Как посмотреть в 2024?" – Инструкция для фанатов

  1. Полная версия (78 мин.) – только в Киотском музее 1 раз в год
  2. Самый четкий рип – торренты (ищите «Kuruma no Boken 4K»)
  3. Секретный способ – купить старый проектор и плёнку у коллекционеров (готовьте $3000+)

"Когда я наконец нашёл полную версию, то обнаружил... (О нет, это спойлер! Читайте продолжение завтра)"

АНОНС: "Танцующий призрак" (1927) – запрещённый японский шедевр, который сводил с ума цензоров

(Продолжаем цикл "Забытые шедевры Востока")

Что вас ждёт в следующем материале:

1. "Я держал в руках ту самую киноплёнку – и она обожгла мне пальцы"
Личная история о том, как мы нашли единственную уцелевшую копию в подвале токийского кинотеатра – плёнка до сих пор пахнет жжёной серой...

2. Кадры, которые пытались уничтожить:

  • Сцена, где актриса исчезает на глазах у оператора (не монтаж!)
  • Настоящий ритуальный танец – после съёмок шамана нашли мёртвым
  • Отражение в воде – показывает лицо, которого нет в кадре

3. Проклятие съёмочной группы:

  • Трое актёров сошли с ума во время производства
  • Все оригинальные негативы самовоспламенились в 1938 году

4. Сенсационная находка 2020 года:
Как цифровые технологии выявили на плёнке:

  • Тени нечеловеческих существ в массовке
  • Шёпот на древнем диалекте в титрах
  • Лицо в лунном диске – появляется всего на 3 кадра

🔥 Почему этот материал изменит ваше представление о кино:

  • Увидите 8 минут восстановленного материала
  • Узнаете, как фильм связан с реальными исчезновениями в Токио 1927 года
  • Поймёте, почему современные режиссёры боятся его переснимать

📅 Уже сегодня в 20.00– только для наших подписчиков.
💀 Предупреждение: материал содержит кадры, которые могут вызвать:

  • Нарушения сна (37% зрителей)
  • Аномальные отражения в зеркалах (12% случаев)
  • Необъяснимый запах ладана (зафиксировано 8 раз)