Александр Александрович Блинков (1911–1995) — фигура, незаслуженно забытая в отечественном искусствознании, но сегодня вновь возвращающаяся в поле культурного внимания. Художник, педагог, фронтовой летописец, он прошёл путь от ученика знаменитого живописца Рудольфа Френца до автора монументальных полотен и создателя партизанского зала в Музее обороны Ленинграда.
- Сегодня, на выставке «41. Дробь. 45» в Центре книги и графики, мы можем заново открыть Блинкова — не только как мастера, но и как свидетеля и участника одного из самых страшных и героических периодов XX века.
Рабфак
Блинков родился 12 января 1911 года в станице Лозовая Харьковской губернии. В 1932 году он переехал в Ленинград и поступил на рабфак при Институте живописи, скульптуры и архитектуры. Рабфак — рабочий факультет, особая подготовительная структура, созданная в СССР для того, чтобы молодёжь из рабочих и крестьянских семей могла получить необходимую базу для поступления в вузы. Это было важнейшее социальное лифтовое явление советской эпохи, открывшее путь к профессиональному образованию тысячам талантливых, но малообеспеченных людей.
После его окончания курсов, Блинков был зачислен на живописный факультет Академии, где выбрал мастерскую батальной живописи под руководством профессора Р. Р. Френца. Этот выбор предопределил его творческую судьбу: интерес к историческим темам, внимательность к деталям, выразительная композиция стали отличительными чертами его художественного языка.
Уже в дипломной работе 1939 года — картине на тему Гражданской войны — проявился тот стиль, который позднее получит развитие в военных полотнах художника: точность, напряжённость, психологизм. В том же году Блинков получил своё первое командировочное задание — по поручению политуправления Ленинградского военного округа он был направлен на Карельский перешеек, где шла советско-финская война. Работая в боевых условиях, он выполнял натурные зарисовки прямо в окопах и на позициях, а позже создал ряд графических и живописных работ, в том числе «Линия Маннергейма» и «Взятие Выборга».
В 1940 году Александр Блинков был принят в Ленинградский Союз художников — это стало официальным признанием его профессионального уровня и значимости его творчества.
Блокада, фронт и партизанский край
22 июня 1941 года Блинков находился на соревнованиях по стендовой стрельбе в составе ленинградской команды. Именно там он узнал о начале Великой Отечественной войны.
На следующий день он добровольно вступил в народное ополчение. В первые месяцы войны находился на передовой под Павловском, где командовал артиллерийской батареей. Однако вскоре, в соответствии с постановлением о демобилизации студентов и лиц с инвалидностью, был отведён с фронта. После этого Блинков вернулся в Ленинград и был прикомандирован к Ленинградскому Союзу художников.
С первых дней блокады Дом Союза художников на Большой Морской улице стал координационным центром художественных сил Ленинграда. Здесь организовывались агитационные бригады, создавались плакаты, листовки, специальные выпуски газет. Блинков активно включился в эту работу.
Художник пережил первую блокадную зиму 1941–1942 годов в осаждённом Ленинграде. Это был период острых лишений — холод, голод, эпидемии, массовая смертность. Несмотря на это, он продолжал работать в коммунальной мастерской Союза художников.
Партизанский край. 1942–1944
Весной 1942 года Александр Блинков получил задание в Ленинградском штабе партизанского движения, располагавшемся в Смольном. По решению штаба и при поддержке Ленинградского отделения Союза художников, ему было поручено пересечь линию фронта и отправиться в партизанский край — обширную территорию в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, находившуюся под контролем партизанских соединений. Цель командировки была чётко определена: сбор художественного и документального материала для будущего Музея обороны Ленинграда, идея создания которого возникла уже в 1942 году, ещё до полного снятия блокады. Блинкову предстояло фиксировать жизнь, быт и борьбу партизан непосредственно в местах боевых действий.
Блинков пересёк линию фронта и оказался в составе 2-й Ленинградской партизанской бригады и начал работу в партизанской республике — уникальной территории, освобождённой от немецкой оккупации, где действовали советские сельсоветы, школы, медпункты и штабы отрядов.
В 1942–1944 годах художник жил и работал в сложных условиях: делал натурные зарисовки в землянках, лагерях, на маршрутах, при штабе, в госпиталях, на разрушенных окраинах деревень. Из-за нехватки профессиональных материалов он использовал всё, что было доступно: уголь, золу, самодельные чернила. Иногда к работе его возвращали предметы быта — местные женщины приносили тушь для ресниц и губную помаду, чтобы он мог продолжать рисовать.
Позднее, в послевоенные годы, именно этот полевой материал лег в основу оформления партизанского зала в первом Музее обороны Ленинграда, созданного вскоре после войны и разрушенного в рамках "Ленинградского дела" в 1949 году .
Блинков стал не только участником военных событий, но и одним из тех, кто помог визуально сохранить и представить историю сопротивления. В партизанский период были созданы графические работы: «Юный партизан», «Проводник», «За работой» (Автопортрет), «Деревенская окраина», «Деревня Беседки. Часовой», «Командир партизанского отряда им. Горянова».
Важной живописной работой стала картина «Партизанский обоз» (1943). Она посвящена реальному событию марта 1942 года, когда из партизанского края было отправлено в осаждённый Ленинград 223 подводы с продовольствием. Обоз шёл более 120 километров по оккупированной территории, при сильных морозах, скрываясь от вражеской авиации и наземных патрулей. Этот подвиг был зафиксирован Блинковым с документальной точностью и большой эмоциональной силой: в картине передана не только сцена движения, но и напряжение, усталость, целеустремлённость тех, кто вез хлеб городу, переживающему самую тяжёлую зиму блокады.
- Работы, созданные в период Великой Отечественной Войны, являются уникальным пластом в изобразительном искусстве ХХ века. Произведения представлены на выставке «41/45», и их значимость невозможно переоценить. Впервые за десятилетия они доступны для широкой публики.
В экспозиции также представлены такие значимые произведения, как «Рейд» (1943) — сцену партизанского движения в Псковской области, и «Левый берег Невы» (1943) — изображение Невского пятачка, одного из ключевых участков обороны Ленинграда. Работа «Исаакий. Зима 1942 года» отражает визуальную среду блокадного города: архитектурный ландшафт, холодную монохромную гамму, ощущение пустоты и напряжённого выживания.
Возвращение в Ленинград и работа над памятью
С 1944 года Александр Блинков вновь работает в Ленинграде — сначала как художник при Ленинградском отделении Союза художников, затем как преподаватель и декан факультета монументально-декоративной росписи в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. В этот период он активно участвует в создании диорам, панорам и крупноформатных исторических полотен для государственных музеев. Среди них — «Оборона Петрограда», «Штурм Зимнего дворца», «Сталинградская битва». Его живопись становится частью музейного нарратива, ориентированного на сохранение и интерпретацию исторической памяти.
Среди поздних работ художника — «Хлеб городу» , посвящённая событиям 1942–1943 годов, когда из партизанского края в блокадный Ленинград отправлялись продовольственные обозы. Картина, созданная спустя десятилетия после войны, обращается к теме с позиции очевидца, сохранившего личное участие и память о тех событиях.
Ленинградская школа
Александр Блинков принадлежал к ленинградской школе живописи — художественной традиции, сформировавшейся в 1930–1950-х годах.
В более узком смысле Ленинградская школа включает в себя традиции, сложившиеся в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (ЛИЖСА), который был ориентирован на синтез академизма, историзма и современной повестки. Живопись, присущая представителям школы, характеризовалась высоким уровнем профессионального мастерства, обращением к реалистической манере письма, вниманием к композиции и и стремлением к созданию произведений высокой общественной значимости.
В батальной живописи Блинкова в центре всегда остаётся человек — не как часть военного механизма, а как личность, оказавшаяся внутри исторического события. Его композиции точны и выверены, драматургия сцен разворачивается без внешней патетики, но с внутренним сосредоточением, вниманием к позе, взгляду, жесту. Работы сочетают документальную основу с выразительной живописной образностью.
С 1949 по 1979 год Александр Блинков преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, ныне СПГХПА им. А. Л. Штиглица, где занимал должность декана факультета монументально-декоративной росписи и доцента кафедры живописи.
После окончания Великой Отечественной войны Александр Блинков посвятил себя сохранению памяти о подвиге советского народа. Его творчество этих лет проникнуто глубоким патриотизмом и героико-романтическим настроем.
Блинков активно сотрудничал с крупнейшими музеями города: Музеем революции, Военно-морским музеем, Музеем артиллерии. Он создавал батальные картины, посвящённые ключевым сражениям войны. Среди его знаковых работ — «Переход кораблей Балтийского флота из Таллина в Кронштадт», «Залп гвардейских миномётов», «Сражение у острова Тендра» и «Сталинградская переправа».
В тяжёлые времена он не оставил своё призвание. Продолжал писать, участвовать в выставках, воспитывать новое поколение художников. В 1970–1980-е годы Блинков создавал охотничьи и военные сцены, а в начале 1990-х, пережив крушение советской эпохи, ушёл из жизни в возрасте восьмидесяти лет.
...
Зачем идти на выставку «41/45»?
У зрителей есть редкая возможность увидеть Великую Отечественную войну глазами Блинкова, человека, который не просто фиксировал её события — он был их непосредственным участником.
В экспозиции представлены как крупные живописные полотна — «Партизанский обоз», «Хлеб городу», «Левый берег Невы», «Пулковская высота (Обсерватория), так и камерные графические партизанские листы, выполненные в карандаше, угле, акварели. Эти произведения создавались в полевых условиях — во время рейдов, в минуты короткой передышки, в лесных укрытиях и на пепелищах разрушенных деревень.
Особую значимость выставке придаёт то, что представленные произведения — это не музейные фонды и не архивные копии. Это подлинные работы, доступные для приобретения. У коллекционеров, исследователей, музеев и всех неравнодушных к отечественной истории есть уникальный шанс включить в своё собрание подлинники, созданные рукой мастера, прошедшего войну.
Наряду с партизанскими зарисовками, живописью и плакатами А.А. Блинкова, в залах Центра представлены работы других ленинградских художников военного и послевоенного времени: Карпова Ю.М., Соколова А.И., Чуднова В.М., Смирнова А.И., Степанова В.Л., Кетова А.Д. Эти авторы представляли разные художественные направления, но объединены общей темой — отражением человеческой судьбы в условиях войны. В их произведениях — сцены из блокадного Ленинграда, тыловая повседневность, образы партизан, память о погибших, тревога и надежда. Работы Степанова В.Л. и Кетова А.Д. включают также фронтовые зарисовки и эскизы агитационных плакатов, созданные в период боевых действий и для театральных постановок, что подчёркивает роль искусства как формы духовного сопротивления.
Выставка «41/45» работает в Санкт-Петербурге до 12 мая.
Центр книги и графики, Литейный проспект, 55
Текст:
Светлана Мякеля,
куратор выставки "41.Дробь.45"