Его бархатный тембр и строгий тон знакомы всем. Юрий Левитан стал настоящей легендой, оставив неизгладимый след в истории советского радиовещания. Его голос звучал во время важнейших моментов истории нашей страны. О жизни и творческом пути великого диктора в нашем материале.
Начало пути
Юрий Левитан родился в 1914 году во Владимире. Еще подростком получил прозвище Труба за зычный, глубокий голос. Одним из первых ярких событий, которые повлияли на его творческое становление, стало посещение выступления Владимира Маяковского. Левитану тогда было 13 лет, и его поразила манера речи, мимика, артистизм и смелые шутки поэта.
После окончания школы Левитан с другом поехали в Москву поступать во ВГИК, но их попытка не увенчалась успехом. Тогда они решили попробовать свои силы на конкурсе дикторов Центрального телеграфа. Левитан, несмотря на девять классов образования и владимирский говор, был принят как стажер, с условием улучшить произношение. Он впечатлил комиссию упорством и, конечно, красивым голосом.
Работоспособности юноше было не занимать. В первые годы работы на радио Левитан часто ошибался в эфире, но его уверенность позволяла слушателям не замечать накладок. Ростислав Плятт, принятый в дикторскую группу вместе с ним, вспоминал: «Общительный, очень веселый… с каким-то странным, неустоявшимся еще голосом, в котором временами неожиданно слышались бархатные нотки. Он буквально вгрызался в работу».
Среди учителей Левитана были диктор Михаил Лебедев и актер Василий Качалов. Они помогли ему найти свой стиль, отслеживать ошибки в произношении. Юрия все любили: по воспоминаниям коллег, он был шутник, часто устраивал розыгрыши и веселил всех своими выходками. Подшучивал над дежурным диспетчером, разговаривая с ним в трубку голосом начальника, стоял на голове и показывал фокусы.
Карьерный взлет
Резкие изменения в жизни 19-летнего диктора произошли в 1934 году, когда Сталин, готовивший доклад к ХVII съезду ВКП(б), услышал передачу на радио с его участием. Уверенность, четкость произношения и голос понравились вождю, он позвонил председателю Радиокомитета с распоряжением, чтобы доклад читал Левитан. Четыре с половиной часа чтения без единой ошибки — после этого юноша стал главным диктором СССР. Но несмотря на успех продолжал работать с педагогами, совершенствуя свое мастерство. Левитан не оставлял мечты поступить в театральный институт, но смерть отца и необходимость заботиться о семье помешали ему.
Великая Отечественная война стала поворотным моментом в жизни Левитана. 22 июня 1941 года, после экстренного вызова в Радиокомитет, он зачитывал на всю страну заявление Вячеслава Молотова о начале войны. Диктору поручили читать сообщение каждый час весь день. Он вспоминал, что первый эфир дался ему с невероятным трудом.
Сотрудники радиокомитета в дни войны были в постоянной готовности: их в любую минуту могли позвать в эфир. Через два дня после начала войны было создано Совинформбюро, важнейшей частью деятельности которого были сводки с фронтов. Каждое сообщение Совинформбюро начиналось словами: «Говорит Москва! От Советского информбюро…» Дикторы, включая Левитана, читали их медленно, отчетливо выговаривая названия населенных пунктов, чтобы слушатели, особенно региональные журналисты, успели записать информацию. За годы войны в эфире прозвучало более двух тысяч фронтовых сводок.
Сообщения поступали прямо в студию, и дикторы, как правило, читали их без подготовки. В первые дни войны имена дикторов держали в секрете, но Левитана невозможно было ни с кем спутать. Уверенность и выразительность сделали его главным голосом страны. Левитан был не только диктором, но и проводником чувств и эмоций народа. Иван Папанин, исследователь Арктики, отмечал: «Голос Левитана звучал порой приглушенно и скорбно, но твердо — он внушал надежду, что победа непременно придет».
Голос надежды во время войны
После начала воздушных налетов на Москву Левитан продолжал вести эфир, несмотря на опасность. В октябре началась эвакуация, и до сих пор точно неизвестно, откуда вещал Левитан. Согласно одной из версий, с августа 1941 года и до весны 1943-го диктор был вынужден работать в условиях строгой секретности в Свердловске, а затем в Куйбышеве (современная Самара). По другой версии, уже в 1941 году Левитан, побывав у семьи в эвакуации, вернулся в Москву. Многие слушатели отмечали, что Левитан не просто произносил текст — он наполнял его настроением и той болью или радостью, которую переживал сам.
С 1943 года настроение сводок стало меняться, читать их стало легче: армия одерживала все больше побед, выходило все больше радостных новостей. Приказы о наступлении Красной армии вызывали больше всего эмоций. Левитан вспоминал, что представлял себя перед войсками: «И сразу по-другому у меня получались слова — я даже поворачивал голову слева направо, как бы оглядывая войска, к которым мысленно обращался».
В День Победы, 9 мая 1945 года, Левитан вместе с коллегами находился в Кремле, помогая Сталину готовиться к эфиру. Когда они вышли из ворот Спасской башни, оказалось, что пробиться к радиостудии Совинформбюро уже невозможно: толпа заполнила площадь. По иронии все ждали голоса Левитана, который должен произнести судьбоносное для страны сообщение. Пришлось возвращаться в Кремль и произносить исторический текст приказа Верховного Главнокомандующего оттуда:
«Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена».
Карьера после войны
После войны Левитан продолжал активно работать. Коллеги отмечали, что на его столе всегда были словари, справочники, материалы для уточнения деталей. Он готовился к каждому эфиру, репетировал речь и подходил к тексту с невероятной серьезностью. Знаменитый диктор озвучивал важнейшие исторические моменты: он сообщил о смерти Сталина, открыл космическую эру сообщением о запуске первого спутника, сообщил о полете Юрия Гагарина в космос, а затем — о полете первой женщины-космонавта Валентины Терешковой.
В 1962 году, в разгар Карибского кризиса, его голос передавал миллионам граждан страны информацию, которая могла решить судьбу человечества. Левитан вспоминал: «Мир или война? Я знал только одно: люди полны тревоги, и я читал сдержанно, ровно. Собранность, четкость — таковы были мои команды самому себе».
С середины 60-х годов Левитан начал работать в новых форматах: был ведущим радиопрограммы «Говорят и пишут ветераны», читал закадровые тексты в телевизионной передаче «Минута молчания», встречался с участниками войны и продолжал озвучивать для художественных и документальных фильмов сводки Совинформбюро. Тема Великой Отечественной оставалась для него важнейшей на протяжении всей профессиональной жизни. Любопытно, что диктор продолжал так молодо выглядеть, что на некоторых встречах с ветеранами его принимали за сына «того самого» Левитана. Он не обижался, а с улыбкой произносил пару фраз фирменным голосом, приводя всех в замешательство. Одна из таких встреч с ветеранами в 1983 году стала для него последней: он чувствовал себя плохо, но все равно поехал, зная, как важно его присутствие для людей.
Не только Юрий Левитан был голосом русского народа во время Великой Отечественной войны. Поэтесса Ольга Берггольц и другие сотрудники Дома Радио поддерживали Ленинград во время блокады, рождая надежду даже в самых невыносимых ситуациях. 7 мая работники связи отмечают День радио, с чем мы их сердечно поздравляем. Прямо сейчас в Доме Радио при поддержке ВТБ ведется масштабная реставрация. Реставраторы стремятся максимально сохранить все исторические элементы и дух прошлого и одновременно превратить здание в современный культурный центр с музеем, лекториями и кинотеатром.