Найти в Дзене
Наталья Баева

"Историк" Александр Галич

Вопрос о преподавании истории в школе - из разряда вечных. Ещё Лев Толстой объяснял молодым учителям, что цель изучения истории в школе - воспитание нации. И каждого отдельно взятого ребёнка. А то, что детям невозможно преподносить историю со всеми её сложностями и противоречиями - не беда. Достаточно национального мифа, передающего суть событий, и отметающего частности. Потому что ЛЮБИТЬ дети обязаны прежде, чем ЗНАТЬ. Можно ли спорить с автором "Войны и мира" - исторического романа, признанного образцовым ? Даже нужно - ведь каждое новое поколение вынуждено заново решать вопрос о соотношении мифа и "правды-матки". И рассказ о книге французского историка Марка Ферро "Как рассказывают историю детям в разных странах мира" оказался интересен многим. А мнения ожидаемо разделились: от необходимости передать внукам дедовскую картину мира - до необходимости "защиты детей от идеологии и пропаганды". Вплоть до того, что предлагается давать в учебниках ТОЛЬКО даты и факты, для заучивания н

Вопрос о преподавании истории в школе - из разряда вечных. Ещё Лев Толстой объяснял молодым учителям, что цель изучения истории в школе - воспитание нации. И каждого отдельно взятого ребёнка. А то, что детям невозможно преподносить историю со всеми её сложностями и противоречиями - не беда. Достаточно национального мифа, передающего суть событий, и отметающего частности. Потому что ЛЮБИТЬ дети обязаны прежде, чем ЗНАТЬ.

Можно ли спорить с автором "Войны и мира" - исторического романа, признанного образцовым ? Даже нужно - ведь каждое новое поколение вынуждено заново решать вопрос о соотношении мифа и "правды-матки".

И рассказ о книге французского историка Марка Ферро "Как рассказывают историю детям в разных странах мира" оказался интересен многим.

А мнения ожидаемо разделились: от необходимости передать внукам дедовскую картину мира - до необходимости "защиты детей от идеологии и пропаганды".

-2

Вплоть до того, что предлагается давать в учебниках ТОЛЬКО даты и факты, для заучивания наизусть. Кто заинтересуется, тот поищет подробности сам. Удивительно, но такой способ изучения в своё время предлагал... Пушкин. Чтобы дети не заинтересовались политикой, хотя бы на школьной скамье.

Но не ясно ли, что при такой подаче не заинтересуется вообще НИКТО? Детское восприятие так устроено, что информация, не окрашенная эмоционально, не воспринимается в принципе. История без деления на "наших" и всех остальных, без "хороших и плохих" для ребёнка, для подростка - звук пустой.

Спор этот продолжался и в советские годы, и насмешник Александр Галич написал о "беспристрастных историках" так, что хочется цитировать. Может, сами над собой посмеются?

-3

Съезду историков

Полцарства в крови, и в развалинах век,

И сказано было недаром:

«Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам...».

И эти, звенящие медью, слова,

Мы все повторяли не раз, и не два.

Но как-то с трибуны большой человек

Воскликнул с волненьем и жаром:

«Однажды задумал предатель-Олег

Отмстить нашим братьям-хазарам...»

Уходят слова, и приходят слова,

За правдою правда вступает в права.

Так помните ж, люди, и знайте вовек,

И к чёрту дурацкая смута:

«Каким-то хазарам, какой-то Олег,

За что-то отмстил, почему-то!»

И это преданье седой старины -

Пример для историков нашей страны!

Но есть у Галича и стихи об истории, прямо-таки философские. О периодических "похоронах" России со времён Олега Вещего. Вот скажите, сколько раз оплакивали Россию, сколько поколений готовы были её похоронить? Кто со слезами, а кто и с радостью.

Русские плачи

На степные урочища,

На лесные берлоги

Шли Олеговы полчища

По дремучей дороге.

И на мор этот глядючи,

В окаянном бессильи,

В голос плакали вятичи,

Что не стало России!

Ах, Россия, Рассея —

Чем пожар не веселье?

…И живые, и мертвые —

Все молчат, как немые.

Мы, Иваны Четвертые —

Место лобное в мыле!

Лишь босой да уродливый,

Рот беззубый раззиня,

Плакал в церкви юродивый,

Что пропала Россия!

Ах, Рассея, Россия —

Все пророки босые!

Горькой горестью мечены

Наши беды и плачи —

От Петровской неметчины

И нагайки казачьей!

Птица вещая — троечка,

Тряска вечная, чертова!

Как же стала ты, троечка,

Чрезвычайкой в Лефортово?

Ах, Россия, Рассея —

Ни конца, ни спасенья…

Что ни год — лихолетие,

Что ни враль, то Мессия!

Плачет тысячелетие

По России Россия!

Выкликает проклятия…

А попробуй, спроси —

Да, была ль она, братие,

Эта Русь на Руси?

Эта — с щедрыми нивами,

Эта — в пене сирени,

Где родятся счастливыми

И отходят в смиреньи.

Где как лебеди девицы,

Где под ласковым небом

Каждый с каждым поделится

Божьим словом и хлебом...

Осень в золото набрана,

Как икона в оклад…

Значит, все это наврано,

Лишь бы в рифму да в лад?!

Чтоб, как птицы на дереве,

Затихали в грозу.

Чтоб не знали,но верили

И роняли слезу.

Чтоб начальничкам кланялись

За дареную пядь,

Чтоб грешили и каялись,

И грешили опять?..

То ли сын,то ли пасынок,

То ли вор, то ли князь —

Разомлев от побасенок,

Тычешь каждого в грязь!

Переполнена скверною

От покрышки до дна…

Но ведь где-то,наверное,

Существует — Она?!

Та — с привольными нивами,

Та — в кипеньи сирени,

Где родятся счастливыми

И отходят в смиреньи…

Птица вещая, троечка,

Буйный свист под крылом!

Птица, искорка, точечка

В бездорожьи глухом.

Я молю тебя :

— Выдюжи!

Будь и в тленьи живой,

Чтоб хоть в сердце, как в Китеже,

Слышать благовест твой!..

И что, нужны нам "цифры и факты" вместо таких вот эмоций, увлекательнейших рассказов о "наших", информации к размышлению?

А главное - осознания себя НАСЛЕДНИКАМИ Сил Света.

Историки
5839 интересуются