«Мы сказали над могилами павших:
«Никто не забыт, и ничто не забыто».
Мы разобрали развалины и засыпали воронки.
На месте кровавых пепелищ мы возвели новые здания
и посадили зелёные парки Победы.
Мы зажгли Вечный огонь памяти и скорби
на Пискарёвском и Серафимовском кладбищах.
Мы собрали деньги для памятника героям ленинградской обороны.
Дело теперь за художниками – создать этот монумент
и выбить на нём резцом времени вечные слова:
«Подвигу твоему, Ленинград!»
(поэт Михаил Дудин. Газета «Смена» 23 февраля 1965 г. № 44)
Заключительным «аккордом» в создании грандиозного 200-километрового комплекса памятников на рубежах обороны стал Монумент героическим защитникам Ленинграда, спроектированный и построенный к 30-летию Победы в центре площади, открывающей парадный въезд в город с юга – со стороны Московского и Пулковского шоссе.
Здесь жители Невской твердыни в недельный срок установили одну из трёх Арок Победы, через которую уже кажется таким далёким июльским днём 1945 года вступали в город победоносные воины-гвардейцы Ленинградского корпуса, возвращаясь с фронтов Великой Отечественной войны (см. публикацию от 28.02.2025 г. ).
Идея создания памятников героям Великой Отечественной войны и героическим защитникам Ленинграда вынашивалась архитекторами ещё во время блокады.
Среди экспонатов выставки, организованной к 60-летию Победы Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, представленных в каталоге «Архитекторы блокадного Ленинграда» (2005), демонстрировались эскизы памятников, выполненные архитекторами в осажденном городе в 1942—1943 гг.
К реализации установки Монумента героическим защитникам города-фронта приступили в 1963 году. Первый тур конкурса определил место – площадь у Средней Рогатки в конце Московского проспекта, получившая годом ранее название «Площадь Победы».
Почти десять лет трудились архитекторы над образом Монумента, и после широкого обсуждения представленных вариантов в октябре 1973 года был утверждён проект творческой группы архитекторов-ленинградцев в составе – народных архитекторов СССР С.Б.Сперанского и В.А.Каменского и народного художника СССР скульптора М.К.Аникушина. В военные годы все они были в рядах защитников города, участниками и очевидцами мужества и героизма тех легендарных лет.
И на схемах в книге Ю.А.Лукьянова «Зелёный пояс Славы» (1972) и в Большой Советской Энциклопедии (1973) в центре кольца памятников появилась картинка с изображением Монумента.
Работы по его возведению начались весной 1974 года и шли ударными темпами. На помощь строителям пришли добровольцы – ленинградцы и жители других городов страны. Через 13 месяцев – 9 мая 1975 года – Монумент был открыт.
На обращённой к городу стороне круглой стены мемориала начертано – «Подвигу твоему, Ленинград».
А спустя три года – 23 февраля 1978 года – была открыта музейная часть комплекса – подземный Памятный зал.
На схеме памятников Зелёного пояса Славы в вышедшей в 1978 году одноимённой книге-фотоальбоме писателя-краеведа Ю.А.Дужникова Монумент героическим защитникам Ленинграда значится под номером 1 с названием «Подвигу твоему, Ленинград».
Интересно рассматривать сделанные с разницей в 30 лет фотофиксации Монумента с одного и того же ракурса – с высоты птичьего полёта со стороны Московского проспекта, ведущего к центру города.
Эти фотографии взяты из альбомов, посвящённых Монументу героическим защитникам Ленинграда 1980 и 2010 годов издания.
Выразительны монохромные фотоснимки Монумента. В вышедшем 45 лет назад 136-страничном альбоме представлено более 50 чёрно-белых фотографий общих видов и элементов этого грандиозного сооружения.
Его надземная часть состоит из двух «композиционных узлов». Первая композиция ориентирована на въезд в город – это «Площадь Победителей» – с четырёхгранным обелиском «1941—1945» и скульптурными группами защитников города. Вторая композиция расположена за обелиском – это Памятный зал «Блокада» – круглая площадка, окружённая стеной в форме «разорванного кольца».
Все участники легендарной обороны Ленинграда представлены в бронзовых скульптурах, расположенных на высоких постаментах по обеим сторонам широкой лестницы, ведущей к 48-метровому четырёхгранному обелиску. Здесь и группы солдат, моряков, снайперов и ополченцев, защищавших город, и мужчин и женщин – ленинградцев, роющих окопы и строящих оборонительные сооружения, и рабочих, льющих в заводских цехах сталь для изготовления снарядов. У подножия обелиска на гранитном пьедестале в едином строю стоят две бронзовые фигуры «Победителей» – солдата и рабочего.
По обе стороны обелиска – спуск в зал под открытым небом. На его круглой стене по периметру – факелы Вечного огня и горельефы в виде знамён, обрамляющих боевые награды Ленинграда, между которыми золочёными буквами набраны тексты Указов о награждении.
В центре площадки ещё одна скульптурная композиция – «Блокада» – группа ленинградцев, тех, кто держался до последнего в осаждённом городе, тех, кто выжил, и тех, кто не смог перенести выпавших на их долю невиданных трудностей, голода, холода и лишений.
Во вступительной статье представлены фотокадры строительства и торжественного открытия этого величественного сооружения.
В подземном Памятном зале на стенах по периметру размещены сделанные из снарядных гильз светильники, под ними – бронзовые литеры имён городов и сёл, где насмерть стояли защитники города, и названий предприятий, ковавших его оборону.
В зале также хранятся знамёна оборонявших город сухопутных и морских военных подразделений, реликвии блокадного времени и на специальном постаменте – книга из 900 медных листов – Летопись блокады.
Слева и справа от входа два мозаичных панно-триптиха «1941 год» и «Победа» (руководитель группы авторов – народный художник СССР А.А.Мыльников, художники Н.П.Фомин, С.Н.Репин, И.Г.Уралов).
Можно долго рассматривать фотографии Монумента героическим защитникам Ленинграда. Но, конечно, грандиозность этого рукотворного творения людской памяти, а также величие, отвагу и мужество тех событий можно почувствовать только личным здесь присутствием.
***
Опять война,
Опять блокада, …
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна.
(поэт Юрий Воронов, подростком переживший блокаду Ленинграда)