Найти в Дзене

Связь эпохи с мировоззрением человека

Наша вселенная существует уже более 13,797 млрд лет, её эволюция начал свой ход с большого взрыва он и стал причиной возникновения привычного для нашего понимания "мира".  В результате этого события вселенная стала расширяться во всех направлениях одновременно. Человек как один из предметов нашего мира - есть существо сознательное, до сих пор его зарождение объясняется несколькими теориями : Эволюционная теория предполагает, что человек произошёл от высших приматов; Теория творения (креационизм) утверждает, что человек сотворён Божественной силой; Теория внешнего вмешательства предполагает, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций; Мутационная теория предполагает, что первые люди появились благодаря повышенным условиям радиации из-за тектонических процессов. Исторический контекст формирования философии Вместе с приобретением разума человек был наделен и осознанностью. Поначалу действия его были обусловлены потребностями и инстинктом со временем появились же

Наша вселенная существует уже более 13,797 млрд лет, её эволюция начал свой ход с большого взрыва он и стал причиной возникновения привычного для нашего понимания "мира".  В результате этого события вселенная стала расширяться во всех направлениях одновременно. Человек как один из предметов нашего мира - есть существо сознательное, до сих пор его зарождение объясняется несколькими теориями :

Эволюционная теория предполагает, что человек произошёл от высших приматов;

Теория творения (креационизм) утверждает, что человек сотворён Божественной силой;

Теория внешнего вмешательства предполагает, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций;

Мутационная теория предполагает, что первые люди появились благодаря повышенным условиям радиации из-за тектонических процессов.

Исторический контекст формирования философии

Вместе с приобретением разума человек был наделен и осознанностью. Поначалу действия его были обусловлены потребностями и инстинктом со временем появились желания сформированные временем и предпочтениями " В начале было дело!" (В.И. Гетте. "Фауст"), на то повлияло положение человека в природе. Ощущение комфорта способствовало образованию сословных делений, они непосредственно сложили понимание о статусе в обществе: теперь каждый занимает свою роль в механизме системы, способствующей осязанию особой концепции мироздания. ( концепция мироощущения зависела от эпохи).

Человек изучает и изменяет себя и окружающий мир, создает ресурсы, требующиеся для дальнейшего развития. Так к ним относятся "вербальные" и "не вербальные". К не вербальным, например, относится " логика", при её использовании мы не задумываемся над процессом формирования суждения, ведь подобный принцип рассуждений лежит в основе всех сделанных нами выводов. Точно так же и " наука", мы сумели классифицировать познаваемые нами дисциплины. Сущность человека, его происхождение и назначение, занимаемое им место в мире были и остаются основными вопросами философии.

При упоминании Античности у многих в голове всплывают образы дворцов с колоннами, пожелтевшие пергаменты с заветами на латыни и гротескность мышления. Художественная литература безусловно составила особый вклад в созерцание современными поколениями эпохи, ставшей фундаментом философии и канонов.

В то же время, нельзя не упомянуть вклад этого этапа в формирование духовных ценностей человека. Философская мысль античности стала отправной точкой для всех последующих размышлений о природе бытия, этике, политике и человеческом разуме. Сократ, Платон и Аристотель представляют три ключевые фигуры древнегреческой философии, каждая из которых внесла уникальный вклад в понимание мира и человеческого существования. Сократ известен своим методом диалектической беседы, который позволяет глубже проникнуть в суть вещей через вопросно-ответную форму обсуждения. Его подход основывался на стремлении к истине и самопознанию, выраженном в знаменитом принципе "Познай самого себя и ты познаешь весь мир". Сократ утверждал, что знание есть добро, а незнание ведет к злу, подчеркивая важность нравственного совершенствования личности.

Идеи античных мыслителей по сей день открываются в новых формациях и влияют на наше понимание морали, политики и человеческой природы.

В каждом периоде развития человека перед ним возникали вопросы, соответственно развивались и отдельные направления разрабатывающие систему познания мира. Так, эпоху античности делят на Досократический, Классический и Эленистический периоды. каждый из них представляет отдельные направления " школы" :

Досократический период (VI–V вв. до н.э.)

Досократический период античной философии распространяется на VI-V века до нашей эры и характеризуется поиском первопричины (архе) мироздания, а также попытками объяснить природные явления через материальные начала. Мыслители досократической эпохи выдвигали различные космогонические теории и гипотезы о природе реальности, ставя под сомнение традиционные религиозные объяснения и закладывая основы научной методологии. Среди известных представителей этого периода мыслители Милетской школы :

- Фалес («Все вещи состоят из воды»). Согласно его взглядам, весь мир возник из воды и возвращается обратно в нее. Он утверждал, что земля плавает на воде, а землетрясения происходят из-за движения земной коры на водной поверхности.

- Анаксимен («Воздух является основой всего сущего») в свою очередь, считал, что первоосновой является воздух. Он полагал, что все вещи образуются посредством сгущения и разрежения воздуха. Анаксимен объяснял метеорологические явления, такие как ветер, туман и дождь, через изменения плотности

Анаксимандр пошел чуть дальше, предложив идею апейрона — бесконечного и неопределенного начала ( можно сказать, изобрел свое архе), существующего в вечном движении. Он рассматривал апейрон как источник всего сущего, из которого возникает разнообразие форм и явлений, пытаясь объяснить природные процессы, такие как смена времен года и затмения.

Гераклит VIV–IV (540–483) до н. э. продолжил эту теорию («Мир постоянно изменяется»).

Гераклитская школа, берет свое начало в древнем городе Эфесе, расположенном на территории современной Турции. Основателем этой школы считается Гераклит, один из выдающихся философов-досократиков. Основное внимание Гераклит уделял вопросам изменений и противоречий в мире, а также стремился постичь сущность бытия через наблюдение природных процессов. В основе всего сущего лежит Логос — универсальный закон или принцип, управляющий всеми процессами в мире. Этот закон проявляется в постоянном изменении и движении, что делает мир динамическим и нестабильным. Гераклит выразил эту идею в известном высказывании:

"Всё течёт, всё изменяется" ("panta rhei").

Парменид же считал напротив («Истинное бытие неизменно и вечно»). Заключалось это суждение в нескольких аспектах:

- Невозможность возникновения и уничтожения бытия. Ведь оно не имеет характеристик, зависящих от времени.

- Отсутствие качественного и количественного разнообразия. Бытия не может быть больше в одном месте, чем в другом, оно постоянно в любом месте.

Парменид подчёркивал, что истинное понимание реальности возможно только через отказ от сенсорного ( приспособленного к пониманию человека) восприятия. Что наталкивает на мысль о гармоничности вселенной, несмотря на разрушения, что приносит в мир человек.

Элеаты VI — первой половине V веков до н. э.

Элейская школа, наиболее известная радикальной концепцией бытия. Учение Парменида противопоставлялось традиционным представлениям о мире, подчеркивая важность логики и рационального анализа. Именно на таком понимании бытия и строились многие аргументы представителей Элейской школы, чувственный опыт считался обманчивым.

Зенон -ученик Парменида запомнился своими парадоксами, такими как "Ахилл и черепаха", которые ставят под сомнение возможность движения и изменчивости.

"Ахиллес, известный своей быстротой, соревнуется с медлительной черепахой, которой даётся фора. Когда Ахиллес достигает точки, где черепаха была ранее, она уже продвинулась вперёд. Этот процесс повторяется бесконечно, приводя к выводу, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. " - апория в последствии приведена в «Физике» Аристотеля.

Пифагорейцы

Школа пифагореизма, возникшая благодаря деятельности Пифагора, сосредоточилась на изучении математики и музыки, видя в числах ключ к пониманию вселенной (число, как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе). Пифагореец Гиппас впервые предположил существование иррациональных чисел, что стало важным этапом в развитии науки. Эта школа привнесла идею гармонии мира, которую позже развивали Платон и другие мыслители.

Гармония для пифагорейцев - это соразмерность, единство составных частей, порядок, регулярность, математическая система, которая объясняется пропорцией, мерой, числом. К примеру, в "концепции о противоположностях" всё существующее являет собой ряд противоположностей, которые соединяются и порождают гармонию.

Одним из важных аспектов для выдвижения гипотез были и звуки. Пифагор утверждал, что планеты и звёзды движутся по своим орбитам, создавая гармоничные звуковые вибрации, которые влияют на мир ( идея носила название " Музыкальные сферы". Научные открытия мыслителей в музыке и математике были основаны на практических экспериментах, хотя сам подход оставался скорее интуитивным и мистическим.

Во всех описанных концепциях можно выделить стремление философов к определению ("архэ") - первоначала, естества. Они считали, что существует некий элемент или вещество, из которого происходят все остальные явления и предметы. Философы изучали природные явления, пытаясь выявить скрытые закономерности и связи между ними ( на этой базе впоследствии зародился материалистический подход к изучению мира). Эмпедокл - религиозный и политический деятель, предложил теорию четырёх стихий (земля, вода, воздух, огонь), а Анаксагор выдвинул идею механического движения частиц материи. По его мнению, ничто в природе не возникает и не гибнет, а бесконечно движется благодаря энергии ума. Пифагорейцы первыми предположили, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг неподвижного центра. Эта теория впоследствии стала основой геоцентрической модели Вселенной.

Исследования досократиков положили начало следующим направлениям философской и научной мысли:

- Натурфилософия: Исследование естественных процессов и законов природы стало отправной точкой для дальнейших естественно-научных изысканий.

- Методология: Рационализм и эмпиризм начали развиваться именно в этот период, поскольку философы стремились находить доказательства и обосновывать свои утверждения.

- Культурный обмен: Исследования греческого космоса повлияли на восточные и западные цивилизации, стимулируя межкультурный диалог и взаимное обогащение знаниями.

- Формирование науки: Идеи досократиков послужили фундаментом для формирования математики, физики, биологии и других наук.

Классический период (V–IV вв. до н.э.)

Знаменовал переход от изучения натурфилософии к антропологии и этике, некоторые философские общества начали делиться на классы:

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) считали конечной целью устремлений человека добродетель. По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла.

Стоики (Эпиктет) считали, что целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом).  
- Сократ: Основоположник диалектического метода, ставящий вопросы этики и морали.

До Сократа философы преимущественно занимались вопросами природы и космоса (натурфилософия). В классический период центр внимания сместился на изучение человека, общества и нравственности. Вопросы добра, зла, счастья, свободы стали центральными для философского анализа. Школу Сократа традиционно называют сократическим кружком, так как сам Сократ не основал официальной школы в привычном значении этого термина. Вместо этого он собирал вокруг себя молодых афинских граждан, проводя беседы и дискуссии, направленные на исследование морали, добродетелей и праведной жизни. Основная задача Сократа состояла в пробуждении сознания слушателей и стимуляции самостоятельного поиска истины.

Основные положения:

1. Интеллектуализация

2. Диалектический методия морали

3. Идея добродетели

4. Право и закон:

5. Самопознание: Одно из ключевых положений сократовской философии — призыв «Познай самого себя». Истинный мудрец тот, кто признаёт собственное незнание и стремится стать лучше посредством постоянного самосовершенствования.

Сократ считал, что люди подвластны злу только по незнанию, а если бы они знали, что такое добро, то неизбежно поступали бы добродетельно (Protagoras, 358b-c). Это убеждение получило название "интеллектуализм". Таким образом, именно добродетель можно считать отправной точкой построения норм морали ведь именно знание добродетели необходимо для достижения счастья (eudaimonia), высшей цели человеческой жизни.

Мораль Сократа строилась на нескольких ключевых принципах:

во-первых, это самопознание ("Познай самого себя"), которое он считал основой мудрости и добродетели. Во-вторых, это рациональность и логика, которые он использовал для анализа моральных понятий и критики общепринятых мнений. В-третьих, это приоритет души (психе) над телом и материальными благами. Сократ учил, что истинное благо заключается не в богатстве или власти, а в нравственном совершенствовании.

Интересный факт:

на сегодняшний день психология все чаще затрагивает диалектику души человека. Принято считать, что обстоятельства и опыт через который прошел человек влияют на его восприятие мира. Людям свойственно держаться определенной теории, отталкиваясь от которых они и строят суждения/выводы. Это чувство стремления к определенной позиции вызвано инстинктом самосохранения, нервных клеток, стремящихся избавиться от раздражителя.

В 1990-х годах Джакомо Риццолатти и его командой в Университете Пармы были обнаружены "зеркальные нейроны". Предполагается, что активация зеркальных нейронов создает внутреннюю симуляцию наблюдаемого действия, позволяя наблюдателю понимать намерения и цели другого индивидуума. Это так называемая "теория моделирования" (simulation theory). Эти клетки в большем количестве содержаться в нейро системах ребенка, что позволяет ему перенимать опыт еще на начальных этапах развития.

Опыт, складывающийся в процессе жизнедеятельности загоняет во все большие рамки, заставляя отказаться от противоречащих нашему мнению суждений. А также, не только от рассмотрения этих позиций, но и от сомнений в истинности своей. Человек уверен в том, что имеет свойство существовать и приносить плоды лишь до тех пор - пока не задумается о вечности этого процесса.

Сократ часто использовал метод диалектики (elenchus) для выявления противоречий в убеждениях своих собеседников. Он задавал вопросы, которые заставляли людей переосмысливать свои взгляды и приходить к более глубокому пониманию моральных истин. Этот метод оказал значительное влияние на развитие философской мысли и до сих пор используется в образовании и дебатах.

- Платон: Учредил Академию, развивал теорию идей и концепцию справедливости.

Платонизм

Школа Платона, известная как Академия, предложила одну из самых влиятельных философских систем в истории. Платон разработал теорию идей, согласно которой реальные вещи являются лишь отражениями идеальных форм, существующих в высшем мире

- Аристотель: Создал систему логики, изучал этику, политику и физику.

Школа Аристотеля, известная также как Ликей (основное помещение располагалось рядом с гимнасием Ликей, откуда и произошло название школы), возникла в Афинах около 335 года до н.э. Её создание было обусловлено желанием Аристотеля продолжить и деформировать начатое Платоном дело организации высшего образования и углубленного изучения философии, науки и искусства, на базе школы была сформулирована систему категорий и науки. Среди ключевых положений: теория четырех причин, концепция формы и материи, разделение наук на теоретические, практические и поэтические.

Особая ветвь античного этического наследия представлена эпикурейцами. Главное отличие их позиции заключалось в подчёркивании ценности личной свободы и внутреннего покоя. Эпикурейцы видели идеал мудрой жизни в возможности наслаждаться жизнью без тревоги и страдания, освободившись от суеты и навязанных обществом условностей.

Религиозные верования древних греков и римлян наложили существенный отпечаток на формирование стоической этики. Хотя сами стоики отвергали традиционные мифологические представления, многие элементы религии проникли в их философию. Прежде всего, стоики переняли идею божественного провидения и порядка вселенной, утверждая, что мир управляется Логосом — всеобщим законом разума, направляющим развитие природы и человека. Следование этому закону воспринималось как выполнение божественной воли, что сближало долг и обязанность с религиозным служением.

Знание должно быть доказуемым, а полученная информация требует проверки. В античный период сочетание логической аргументации, наблюдения и анализа природных явлений, для проверки предположений и теорий строились на основе умозрительных построений, а не строго контролируемого эксперимента ( подход основанный на теории, но избегающий чувственного познания у эллейской школы заставил будущих философов и учёных задуматься о пределах человеческого восприятия и о роли разума в познании мира.). Так в погоне за поиском смыслов человек обрел религиозность в Сократический период она представляла собой иерархию божеств, в которой Зевс, царь богов, имел определённый уровень контроля над всеми остальными, хотя и не был всемогущим.

Человек античного мира задавался вопросами о первоначале его рода, назначении, назначении, судьбе и устройстве мира. Культурные предпочтения строились на сопряжении философских тенденций и мифологии. Учение о переселении души и её перевоплощениях, хотя и не было оригинальным продуктом творчества пифагорейцев, активно распространялось благодаря им и вошло в древнегреческую философию в виде представлений о двойственной природе человека, верований в божественную сущность души, её грех и временную связь с телом, в необходимость её очищения. Сократ полностью интеллектуализировал сферу рационализации этических представлений фоном для деятельности каждого из великих мыслителей было то, что он мог встречать в повседневной жизни, в литературе и во всей традиции - так сказать, в воздухе культуры, которым он питался.

Эпоха, что её формирует - "Человек формирует общество или общество человека" В.С. Белинский.

На формирование понятия о смысле жизни влияет множество факторов, в том числе и эпоха. Говорить об историческом значении " эпох", принято делить мир на «античный» и «новый» эти понятия были введены Франческо Петрарка в 1330-х годах ( когда тот что то то то там...) первая «пора» была дохристианской, вторая — христианской.

Кстати:

Франческо Петрарка -(20 июля 1304, Ареццо, Флорентийская республика — 19 июля 1374, Аркуа-Петрарка, Венецианская республика) — итальянский поэт, один из основоположников гуманизма и литературы Возрождения. Стремился создать новое миросозерцание, основой которого должна была стать возрождаемая античность.

Идеи писателя были отражены в автобиографии в форме диалога Петрарки с блаженным Августином ( 354-430 гг н.э философом, богословом епископом Гиппона Царского в Нумидии, римской провинции в Северной Африке.) — «О презрении к миру» («De contemptu mundi» или «De secreto conflictu curarum suarum», 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь в целом. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата («De remediis utriusque fortunae» («О средствах против превратностей судьбы»), «De vita solitaria» («Об уединённой жизни»), «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia» («Об истинной мудрости»).

Труды античных писателей считались полезными и необходимыми для человека его времени. Поэт даже писал письма античным авторам, например Цицерону и Вергилию, в которых разговаривал с ними как со своими современниками а иногда и выражал недовольства, но исключительно на латыни.

Стремление философа познать и распростронить уже открытые когда то истины еще раз подтверждает преемственность поколений. Франческо, как представитель средневековья, стремился сохранить духовные ценности человека в современных реалиях, обромлял их новыми способами восприятия. Следуя преведенной мысли, создал национальную эпопею — поэму «Африка». В ней Петрарка изобразил победу Рима над Карфагеном и триумф Сципиона как важнейшее событие в жизни итальянского народа. Прогресс же стремительно вносил правки в "способы выживания". Сменились и ценности. Новая эпоха навеяла новые традиции, не смотря на отсутствие исторического подтекста, из выгодных усмотрений.

(https://ru.wikipedia.org/wiki/«Франческо "Петрарка», автор Руф Хлодовский)

Историческая справка:

Современное деление на три периода — Античность, Средние века и Новое время — появилось в работах гуманистов XV века.  
Периодизация средневековья включает в себя: раннее Средневековье (V-X вв.), период развитого или высокого Средневековья (XI-XIII вв.) и позднее Средневековье (XIV-XV вв.).

Одной из ключевых тенденций раннего Средневековья является процесс феодализации, который привел к формированию децентрализованных политических структур и иерархической социальной системы. Усиление королевской власти, развитие городов и ремесел, а также расцветом схоластической философии - все это зародилось в пору, что несет противоречивое название "темные века".

На формирование средневековья, как исторического периода оказало влияние и зарождение хрестианства, религиозность не просто сплочала людей, она формировала новую систему ценностей. Таким образом, и мировоззрение человека формировалось под влиянием актуальной по тем меркам догматики, которая определяла понимание мира как творение Божье, а человека – как греховное существо, нуждающееся в искуплении, характерным явлением так же осталось и "двоемирие" некогда проявлявшееся в творчестве и искусстве античных деятелей. Так, например, Церковь постулировала строгую иерархию, отражающую двоемирие:

с одной стороны, существовал мир сакральный, представленный божественным откровением, таинствами и духовной властью, с другой - мир профанный, подверженный греху и искушениям. Подобные влияния можно отметить и в архитектуре храмов, где уходящие ввысь шпили символизировали стремление к небесному, в то время как земные элементы напоминали о бренности материального.

Эру средневековья предлагаю рассмотреть, опираясь на следующие издания:

1)Feudal Society. Routledge; 2)«Medieval Civilization 400–1500»; 3)Western Society and the Church in the Middle Ages

произведения дают возможность окунуться в эпоху рыцарства посредством ознакомления с:

условиями жизни и ментальным климатом (1); Связями между людьми: родством (1); «Связи зависимости среди низших слоёв общества» ( рабство, поместья, формы монорализма) (1); ролью церкви в обществе ( её влиянием на гендерные отношения, управление богатством) (2); Формирование/ кризис христианской европы (3).

эти составляющие способствуют подробному рассмотрению формирования культуры и хода исторических событий. Преступим:

- Формирование/кризис христианской европы (3). по Western Society and the Church in the Middle Ages:

В период Высокого Средневековья (XI-XIII века) христианская Европа переживала глобализацию ( или точнее консолидацию) и экспансию. Церковь, обладая значительным политическим и экономическим влиянием, а формирование папства, григорианская реформа и крестовые походы явились катализаторами как внутреннего укрепления, так и внешнего расширения христианского мира. Подъем городов и развитие торговли способствовали экономическому росту, однако также порождали новые социальные напряжения и еретические движения, такие как катаризм (- заключавший в себе, как дуализм, так и уход от материального к духовному) и вальденсы (- религиозную группу, стремящуюся к уходу от коррупции, предпочитающую новаторству библейские тексты), которые ставили под сомнение авторитет Церкви и традиционные догматы.

XIV век ознаменовался глубоким кризисом, затронувшим все сферы европейского общества. Эпидемия чумы ("Черная смерть"), начавшаяся в 1347 году, унесла жизни около трети населения Европы (Ziegler, 1969), вызвав демографический, экономический и социальный коллапс. Столетняя война между Англией и Францией (1337-1453) привела к разорению территорий, росту налогов и усилению политической нестабильности. Кризис XIV века выявил накопившиеся противоречия внутри христианской Европы и поставил под вопрос ее фундаментальные основы.

- Условия жизни и ментальный климат Марка Блока "Феодальное общество" (Feudal Society. Routledge):

Блок, используя методологию "истории ментальностей", глубоко исследует взаимосвязь между социально-экономическими структурами и ментальными установками эпохи.

Условия жизни в феодальной Европе определялись аграрным составляющим экономики, низкой производительностью труда и постоянной угрозой голода. Блок отмечает, что "материальные условия существования оказывали огромное влияние на формирование ментальности" (Блок, 2003, с. 67). Ментальный климат феодального общества характеризовался глубокой религиозностью, иерархичностью мировоззрения и доминированием коллективных ценностей над индивидуальными. Вера в божественное провидение служила утешением в тяжелых жизненных обстоятельствах. Так за основу для построения политического строя легла сплоченность и безопасность. Крестьянские сословия были зависимы от знати, защищали земли, платили оброк пока "властители" давали надежды на счастливое будущее. Блок подчеркивает, что "феодальные связи пронизывали все сферы общественной жизни, определяя отношения между людьми и их мировосприятие" (Блок, 2003, с. 145). Индивидуализм, в современном понимании, был практически не известен; человек воспринимался прежде всего как часть общины, корпорации или феодальной иерархии. Рабство, хотя и не являлось доминирующей формой зависимости в классическом феодализме, продолжало существовать в различных его проявлениях. Формы моноролизма, такие как мельничные или хлебопекарные монополии, усиливали зависимость крестьян, лишая возможности самостоятельно обрабатывать зерно или выпекать хлеб.

Важным аспектом ментальности средневекового человека являлось его отношение ко времени и пространству. Блок обращает внимание на то, что восприятие времени было не линейным, как мы приняли его воспринимать (имеющим прошлое и будущее) а, циклическим, связанным с сельскохозяйственным календарем и церковными праздниками. Пространство также воспринималось иначе: мир был ограниченным, центром которого являлась деревня или город, а иногда и владение феодала. Путешествия были редкими и опасными, а представления о дальних странах, если и посещали мысли горожан, то казались чем то за гранью их фантазии.

В своей работе Блок смотрит на " мир ценностей" средневекового человека с иной стороны:

верность и мужество считались высшими добродетелями. Рыцарская культура, возникшая в эпоху феодализма, заключила эти ценности в своде правил и норм поведения. Рыцарь должен был быть храбрым воином, защитником слабых и верным своему сеньору. Автор, так же отмечает, что "рыцарский идеал оказал огромное влияние на формирование моральных установок феодального общества" (Блок, 2003, с. 289)

- Ролью церкви в обществе ( её влиянием на гендерные отношения, управление богатством) - Medieval Civilization 400–1500»

В контексте гендерных отношений, церковь утверждала патриархальную модель, в которой мужчина занимал доминирующее положение в семье и обществе. Женщине отводилась роль матери и хранительницы домашнего очага, подчиненной воле мужа. Эта модель нашла отражение в каноническом праве и теологических учениях, которые постулировали природную слабость и подверженность греху. Однако, стоит отметить, что монастырь давал возможность на получение образования и женщинам. Правда уходить в монашество дамы не стремились, причиной тому стал "монашеский обет" нарушение которого могло стоить жизни, да и на выплаты приданого были способны немногие.

Кстати именно христианство стало точкой коренного перелома на пути к прогрессу. Идеи этой религии привели мыслителей к созданию монотеистической картины мира. В философии это проявилось в первую очередь в переосмыслении платонизма и аристотелизма ( правда произашло это уже за приделами эпохи средневековья).

Историческая справка:

По мнению Августина Блаженного - философа, теолога, представителя патристики, человеческий разум сам по себе ограничен и несовершенен. Чтобы познать истину, человеку необходимо особое вмешательство Бога — божественное просветление или озарение. Бог непосредственно освещает человеческое сознание и позволяет видеть духовные реальности такими, какими они являются на самом деле.

«Ибо всякое знание, которое мы имеем, от света вечного

Фома Аквинский, в свою очередь, синтезировал аристотелевскую философию с христианским богословием, создав систему, известную как томизм.

историческая справка:

- Рационализм и вероисповедание

Одним из ключевых положений является тезис: «Веровать, чтобы понять». Вера открывает доступ к истинам, превышающим способности разума, однако и сама вера нуждается в осмыслении и рациональном обосновании.

- Естественная теология

Аквинский доказывал существование Бога путем естественных доводов, основанных на наблюдаемом мире. Его пять знаменитых аргументов ("quinque viae") известны, как доказательства существования Бога:

- Аргумент движения (первопричина).

- Аргумент причины (первичный источник всего существующего).

- Аргумент возможности и необходимости (необходимость наличия абсолютной необходимости).

- Аргумент совершенства (градации качеств указывают на высшее совершенство).

- Телологический аргумент (целесообразность мира предполагает наличие творца).

- Двойственность истины

Фома развивал идею о двух видах истины: естественной (раскрываемой человеком самостоятельно) и сверхъестественной (открытой исключительно через Божье откровение). Эти две сферы взаимно дополняют друг друга, но одна не противоречит другой.

4. Учение о бытии (онтология)

Аквинский различал сущность вещи (quidditas) и её существование (esse), утверждая, что сущность определяется формой и материей, тогда как существование обусловлено актом сотворения. Только Бог абсолютно необходим и существует в силу своей собственной природы.

5. Этические принципы

Основой нравственности служит естественный закон, заложенный Богом в природу человека и определяемый природой самого человечества. Этот закон выражает себя через законы государства и церковные предписания, являясь универсальной мерой добра и зла.

Производя анализ приведенных гипотез, можно сделать вывод о том, что отправным пунктом средневековой философии является проблема соотношения веры и разума. Подобные несостыковки находят свой отклик и в античности, а конкретно в том, как философы проверяли точность выявленных ими знаний. многое сводилось к слепой вере в божественный т.е непостижимый характер некоторых вещей.

Отметить можно и некоторые изменения, например: в отличии от античности, где разум считался главным инструментом познания, в средневековье приоритет отводился вере. Мыслители стремились доказать существование Бога рациональными аргументами, но при этом признавали, что высшие истины открываются только через веру.

Кризис мировоззрения в разные эпохи

Что такое " кризис мировоззрения" и что может к нему привести?

Возможно, это череда заблуждений, или наоборот потеря нравов и ценностей. А может это стремление человека к прогрессу? В годы перестройки, в ссср все громче звучали лозунги о сносе старых устоев и локальном переходе к новым целям и убеждениям. Но вот в чем проблема, невозможно основательно подготовить народ к тому, что не было проверенно на практике, так как общество мобильно, оно не будет ждать проверки и подписей под аббревиатурой "ГОСТ", оно будет обживаться в не законов системы. Мы привыкли к тому, что чтобы что то построить необходимо расчистить территорию. Из этого следует вывод о том, что общественное мировоззрение находится в постоянном кризисе, т.к не имеет конкретного содержания, оно находится в постоянной мобильности. Просто слову " кризис" мы привыкли придавать драматичное значение.

Историческая справка:

Антропоцентризм, гуманизм и номинализм — течения, оказавшие фундаментальное влияние на формирование европейской мысли в период позднего Средневековья и Ренессанса в целом.

Антропоцентризм, провозглашающий человека центром мироздания, явился реакцией на теоцентрическую картину мира ( взгляд на реалии с точки зрения веры в бога), доминировавшую в средневековой философии. Этот сдвиг акцента нашёл отражение в искусстве, литературе и науке, стимулируя интерес к человеческой природе, разуму и возможностям.

Гуманизм, как интеллектуальное движение, возникшее в Италии XIV века, сосредотачивался на изучении классической литературы и философии античности. Гуманисты, такие как Франческо Петрарка и Леонардо Бруни, стремились к возрождению идеалов гражданственности, риторики и моральной философии, противопоставляя их схоластическим методам средневекового образования. Гуманистические идеи получили широкое распространение благодаря изобретению печатного станка Иоганном Гутенбергом.

Номинализм - философское течение, отрицавшее реальное существование универсалий, оказал существенное влияние на развитие науки и эмпирического знания. Номиналисты, такие как Уильям Оккам, утверждали, что существуют только единичные вещи, а общие понятия — это лишь имена (nomina), используемые для обозначения классов объектов. Этот подход способствовал развитию эмпирического мышления и критике схоластических догм.

Утверждение антропоцентризма, провозгласившее человека мерой всех вещей, вступило в противоречие с теоцентрической картиной мира. Средневековая система взглядов стала подвергаться сомнениям вследствие экономических кризисов, эпидемий чумы, политической нестабильности и разногласий внутри самой католической церкви. Реформации были начаты Мартином Лютером, они только подчеркнули значение личной веры каждого человека перед Богом, ослабив абсолютную власть духовенства. Всё это подготовило общество к переосмыслению роли религии и значимости отдельного индивида. На горизонте мнений зародилось гуманистическое мировоззрение, оно шло параллельно с изменениями в социально-экономической структуре общества:

города росли, торговля развивалась, зародилось гнигопечатание, а впоследствии и новый класс – "буржуазия", заинтересованный в образовании и культуре. Зародилась теория тенденций, представлявшая собой попытку объяснить изменение и движение на основании доктрины появившейся в Мертон-колледже благодаря сохалистам Уильяму Хейтсбери, Ричарду Суайнсхеду и Джону Дамблтону.

Историческая справка:

Суть доктрины заключалась в том, что для описания движения строился математический аппарат, но он не мог служить для объяснения конкретных физических явлений, так как в теории не вводилось никаких единиц измерения. вместо них были введены некоторые термины «интенсия» и «ремиссия», означавшие физические понятия изменения и движения, такие как густота и разрежённость, сила и сопротивление, скорость и медленность, тепло и холод.

Гуманистические идеи, провозглашавшие ценность земной жизни и человеческой деятельности, как высшие, находили отклик в этой среде, способствуя распространению нового уровня ценностей. Теперь в противовес средневековой схоластике, ориентированной на заучивание догм, гуманисты предлагали систему образования, направленную на развитие индивидуальных способностей и критического мышления. Открывались школы нового типа, где изучались классические языки, литература, история и философия. Ярким примером является школа "Каза Джокоза" ("Дом радости"), основанная Витторино да Фельтре (1378-1446) в Мантуе, которая стала образцом для гуманистических учебных заведений. Искусство, литература и наука становятся средством познания мира и самовыражения человека, было что доказывать и опровергать, но теперь доказательства строились не на основе постулатов, а благодаря точности знаний.

Живопись эпохи Возрождения характеризуется несколькими ключевыми тенденциями:

1. Перспектива

Художники стали активно применять линейную перспективу, создавая иллюзию глубины пространства на плоских поверхностях. Этот метод позволил создавать более реалистичные сцены и улучшил восприятие объема объектов.

Историческая справка:

Филиппо Брунеллески, архитектор и инженер, считается первооткрывателем этого метода, который впоследствии был теоретически разработан и систематизирован Леоном Баттистой Альберти в трактате "De Pictura" (1435).

2. Светотень

Использование света и тени стало одним из основных приемов передачи формы и объёма предметов. Техника chiaroscuro («свет-тень») позволила художникам создать драматические эффекты освещения.

Историческая справка:

В своих работах, таких как "Мона Лиза" (1503-1517) и "Тайная вечеря" (1495-1498), Леонардо да Винчи мастерски использовал киароскуро для создания иллюзии глубины и драматизма. В "Моне Лизе" мягкие переходы света и тени на лице девушки создают ощущение загадочности и живости, а в "Тайной вечере" контрастное освещение подчеркивает эмоциональное напряжение сцены. Особое внимание изобразитель уделял технике "сфумато", разработанной им самим. Сфумато предполагает нанесение тонких, полупрозрачных слоев краски для смягчения контуров и создания эффекта дымки. Эта техника позволяла да Винчи добиться плавных переходов между светом и тенью, что делало его работы более реалистичными и живыми.

Леонардо писал: "Тень должна быть не просто отсутствием света, а уменьшением света" (Leonardo da Vinci, "Treatise on Painting").

3. Анатомия

Изучение человеческой анатомии позволило живописцам точно изображать человеческое тело, включая мышцы, кости и внутренние органы. Леонардо да Винчи провел многочисленные исследования анатомии, делая точные зарисовки человеческих тел.

5. Использование Масляных Краски

А масляные краски заменили традиционные темперы, предоставляя возможность смешивать цвета и создавать плавные переходы в различные оттенки.

Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль Санти (1483-1520) и Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - три титана Высокого Возрождения олицетворяли собой квинтэссенцию гуманистического идеала. Леонардо, "homo universalis", воплощал ренессансный идеал ученого и художника, сочетая живопись с инженерными изысканиями и научными исследованиями, он считал так «Кто знает всё, тот может всё». Его знаменитая "Мона Лиза" (1503-1517) демонстрирует мастерское владение уже названной техникой сфумато – техникой плавных переходов, создающей иллюзию сияния.

Художники, вдохновленные гуманистическими принципами, стремились к изображению человека как центра вселенной, отражая его интеллект, красоту и достоинство. Примером может служить "Витрувианский человек", ставший символом гуманистического идеала гармоничного и пропорционального человека.

Тем ни менее, необычное и необъяснимое продолжала покорять своей занимательностью. Мистика, является не просто культурным наследием человечества, она привлекает внимание людей к тому, что казалось бы уже имеет логичное объяснение. Напоминает о первоистоках наших суждений.

Существование такого авангардного аспекта общества для времен ренессанса ознаменовано несколькими причинами:

Во-первых, ренессансный гуманизм, акцентировал внимание на человеческом опыте и индивидуальности, что способствовало новой волне интереса к герметизму и неоплатонизму, мистическим философским течениям.

Во-вторых, развитие алхимии и астрологии, практик, тесно связанных с мистическими представлениями, было обусловлено стремлением к пониманию устройства вселенной и укрощению природных сил. Алхимики, например, верили в возможность трансмутации металлов и создания эликсира бессмертия, что отражало мистическое стремление к совершенству и преображению. Астрология, в свою очередь, использовалась для предсказания будущего и понимания влияния небесных тел на человеческую жизнь. Истины менялись, а вот представление о мире представляло возможность для полета фантазии. Именно этим объясняется недоверительное отношение горожан к стремлению Леонарда да Винчи соорудить левитирующий аппарат.

Историческая справка:

Мишель де Нострадамус (1503–1566) является ярким примером мистических проявлений в эпоху Возрождения. Родившись во Франции, он получил медицинское образование и приобрел репутацию врача, успешно лечившего больных холерой и сифилисом. Тем не менее, настоящая слава пришла к нему как к астрологу и пророку.

Его самый известный труд — сборник стихотворений-пророческих четверостиший, названный "Центурии". Произведение состоит из десяти частей, каждая из которых включает сто катренов, написанных в замысловатой рифме и многослойном стиле. Сами катрены отличаются крайней туманностью и неясностью, позволяя каждому поколению читателей находить в них подтверждения своим ожиданиям относительно грядущих событий.

Некоторые из его предсказаний кажутся удивительно точными. Например, считается, что он предвидел падение Рима, Великую войну, правление Людовика XIV и наступление ядерной угрозы. Часто цитируется его четверостишие, якобы предсказывающее гибель Генриха II на турнире (король погиб в 1559 году):

«Молодой лев одолеет старого На поле битвы, Он выколет ему глаза в золотой клетке. Два перелома, потом умрёт жестокой смертью».

В эпоху возрождения возрождается интерес к научным исследованиям и экспериментам. Фигуры вроде Галилео Галилея и Николая Коперника совершили революционные открытия в астрономии и физике, ставив под сомнение старые религиозные догмы и утверждая новую картину мира.

Именно астрономия заставляет ученых основательно вернуться к трудам Платона, ввиду чего был начат интенсивный процесс изучения и переписывания текстов Платона, мнение зрителей по отношению к которым давно изменилось из за неоплатонизма и христианства. Именно в XV веке благодоря контактам с византийскими учёными и притоку греческих рукописей в Италию интерес к античному философу возродился с новой силой.

Ключевую роль в этом процессе сыграл философ и мистик Георгий Гемист Плифон, прибывший во Флоренцию на Флорентийский собор 1438–1439 годов. Плифон призывал вернуться к истокам древнегреческой философии и особенно к учению Платона, противопоставляя его господствовавшему в то время аристотелизму. Его идеи произвели настоящий переворот в умах флорентийских мыслителей и меценатов, таких как Козимо Медичи, который организовал поиск и сбор оригинальных греческих манускриптов, чтобы возродить изучение античной философии

Кризис мировоззрения, представляет собой фундаментальную переоценку ценностей, норм и убеждений, определяющих картину мира индивида или общества. Он может быть спровоцирован как внешними факторами, такими как социально-политические потрясения, научно-технический прогресс, так и внутренними, обусловленными когнитивным диссонансом, моральными конфликтами и экзистенциальными вопросами. Стремление к прогрессу, безусловно, является одним из катализаторов кризиса мировоззрения, поскольку новые знания и технологии ставят под сомнение устоявшиеся представления и требуют адаптации к меняющейся реальности.

Таким образом, кризис мировоззрения – это не просто драматическое событие, но и естественный процесс эволюции сознания, отражающий динамику взаимодействия между человеком и окружающей средой. Он неизбежен в условиях постоянных изменений и является необходимым условием для развития как индивида, так и общества в целом. Вопрос лишь в том, что является целью нашего прогресса, есть ли у него какая то заключительная точка, о которой например говорил еще Сократ. Точка, которая позволит нам ощутить счастье, баланс. Эту точку невозможно определить точно до тех пор, пока человечество будет зациклено на совершенствовании полученных знаний. Или же этот прогресс будет доведен до абсурда, как в любой утопической книге нашего века.

Социальная динамика и философские тенденции

Социальная динамика в эпоху просвещения (вторая половина XVII века - начало XIX века). характеризовалась переходом от традиционных религиозных и феодальных структур к новому образу общественных отношений, основанным на идеях свободы, равенства и разума. Просветители стремились сделать знания доступными широким слоям населения, что способствовало росту образования и секуляризации общества — освобождению культуры и сознания от влияния конкретных институтов созданных обществом. Главным критерием познания стал разум, а не религиозная догма.

Основные уровни и фазы эпохи по Генри Мэю:

Историческая справка:

Генри Фарнум Мэй (1915–2012) - американский историк, профессор истории в Калифорнийском университете в Беркли.

В понимании Мэя, эпоха Просвещения базировалась на убеждении, что человеческий разум способен постичь Вселенную лучше, чем её понимали в предшествующие периоды, а также найти практическое применение своим знаниям.

В своей работе «The Problem of the American Enlightenment» («Проблема американского Просвещения») автор дал ответы на следующие вопросы: что такое Просвещение, существует ли американское Просвещение, как оно связано с европейскими аналогами и т.д.

Американский историк Генри Мэй выделял четыре последовательные фазы развития философии эпохи просвещения, каждая из которых в какой-то мере отрицала предыдущую, отражая внутренние противоречия мыслителей:

Фаза умеренного или рационального Просвещения связана с влиянием Ньютона и Локка, характеризуется религиозным компромиссом и восприятием вселенной как упорядоченной и уравновешенной системы. Эта фаза является продолжением гуманизма и протестантизма, сохранившей идеи политической свободы и свободы совести.

- Социальный и культурный уровень

Просвещение сопровождалось секуляризацией общества, ростом образования и распространением научных знаний среди широких слоёв населения. Важной вехой стала публикация «Энциклопедии» Дидро и его соавторов, которая систематизировала и популяризировала знания, делая их доступными для общества.

Историческая справка:

Дени Дидро (1713–1784) - французский писатель, философ-просветитель и драматург.

Темы и идеи, изучаемые им напрямую связаны с формированием эпохи просвещения. Например философ был противником традиционной религии, считая её источником догматичности и ограниченности мышления. Таким образом, идея атеизма основывалась на суждениях о природе и материального мира, как о единственном источнике знаний и истины.

- Географический и национальный уровень

Идеи Просвещения получили локальное и национальное выражение в разных странах Европы — Англии, Франции, Германии, России, а также в Северной Америке. Особенно ярко они проявились во Франции, где просветители стали «властителями дум». К ним относятся, например: Вольтер и Жан-Жак Руссо, мнения мыслителей были категорически разнящимися:

Вольтер утверждал, что плодами просвещения смогут воспользоваться лишь единицы. Руссо, в свою очередь, считал, что умственный труд вреден для здоровья и советовал больше заниматься сельскохозяйственным трудом.

В эпоху Просвещения ключевыми философскими направлениями стали рационализм, эмпиризм, либерализм и деизм, в совокупе они сформировали новое мировоззрение, основанное на разуме, опыте, свободе личности и вере в естественный порядок вещей.

Рационализм — философское учение, утверждающее, что разум является главным инструментом познания мира. Его основоположниками стали Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц. Рационалисты стремились объяснить все явления жизни с помощью разума, отвергая религиозные и чувственные объяснения.

Эмпиризм противопоставлял рационализму приоритет разума над опытом и чувствами как источниками знания. Представители эмпиризма, такие как Джон Локк и Дэвид Юм, утверждали, что все знания происходят из чувственного опыта. Толчком к развитию эмпиризма стала критика умозрительных построений рационалистов и акцент на наблюдении и эксперименте. Иммануил Кант попытался объединить рационализм и эмпиризм, предложив трансцендентальный идеализм, где и разум, и опыт необходимы для познания

Либерализм эпохи Просвещения развивался на основе идей естественных прав человека, свободы личности и общественного договора. Философы, такие как Джон Локк и Жан-Жак Руссо, обосновывали необходимость ограничения власти государства и защиты прав индивида.

Деизм — религиозно-философское учение, распространённое среди просветителей и отвергающее традиционные религиозные догмы и чудеса, но сохраняло веру в Бога как создателя мира, действующего по законам разума и природы. Деисты считали, что разум способен познать Бога через наблюдение за природой и её закономерностями, без обращения к откровениям и церковным авторитетам.

Все предшествующие эпохи красной нитью проводили политику двоемирия, что заставляло людей смотреть на материальные блага с необычной для современного человека стороны. Они являлись трофеем, подвигом, способствовавшему превосходству в загробном мире. Такие взгляды на мир объединяли, но и лишали людей желания следовать эмоциональным порывам, а главное были понятны каждому. Такой управленческий инструмент безусловно работал не только на народ, желавший лучшего будущего, но и на властителей, что заботились о безопасности горожан и владений. Тем ни менее, со временем всё подвергается сомнениям. Человеку важно знать, что он контролирует ситуацию. Экономика и ремесла процветают, а вместе с ними и уровень знаний. Теперь людям не достаточно слепой веры, им нужны объяснения. Они теряют надежду на предсказания и судьбу, теперь их можно опровергнуть теорией энтропии. Точность и надежность - становятся показателями прогресса, гарантией превосходства здесь и сейчас.

Психологические и социальные аспекты формирования индивидуального и коллективного мнения.

Мнения людей строятся годами и меняются в миг. Но некоторые вещи остаются с нами на больший срок. На пожизненно.

Ценности человека, безусловно, строят обстоятельства, в которых он живет. Ведь ценность, "номинал", этим предметам или убеждениям придает общество. Одним из важных моментов новейшей эпохи стало появление светской системы взглядов на мораль и этику. В отличие от предшествующих времен, где преобладали религиозные установки, просветители XIX века сделали акцент на свободе личности, правах человека и роли разума в формировании морального выбора., ну и конечно - условия существования. А еще новейшее время, индустриализация, урбанизация, развитие науки и техники, а также череда революций создали принципиально новые условия, требующие переосмысления фундаментальных философских категорий.

Основными факторами формирования выступили события, разворачивающиеся в период с конца XVIII по XIX век:

- Научная революция и Просвещение, которые изменили представления о мире, человеке и обществе, утвердив разум, опыт и свободу как главные ценности.

- Индустриализация и развитие капитализма, приведшие к коренным изменениям в экономике и социальной структуре, росту городов и формированию буржуазного общества.

Бурное развитие промышленности привело к массовому переселению сельских жителей в крупные промышленные центры. Городское население резко увеличилось, возникли мегаполисы с плотной застройкой, развитой инфраструктурой и высокой концентрацией предприятий. Например, Лондон в конце XIX века насчитывал около 6 млн жителей, став крупнейшим городом мира того времени

Массовое производство вызвало резкий рост числа наемных работников. Рабочие вынуждены были трудиться в тяжёлых условиях на фабриках и заводах, зачастую без нормальных гарантий безопасности и минимальной заработной платы. Это привело к формированию мощного рабочего движения, возникновению профсоюзов и социал-демократических партий, защищавших права рабочих, появилась четкая система разделения труда.

Историческая справка:

Чтобы защитить свои права и добиться улучшений, представители первых рабочих движений объединялись в различные коалиции и ассоциации:

Луддиты (Англия, начало XIX века)

Луддиты выступали против механических станков и автоматизаций, полагая, что машины лишат их работы и ухудшат качество жизни. Несмотря на довольно примитивные цели («разрушение машин»). Основным фактором протестов выступало повышение уровня безработицы.

Чартизм (Англия, середина XIX века)

Чартисты представляли первое крупное рабочее движение в Англии, требовавшее всеобщего избирательного права для мужчин, равных избирательных округов и тайного голосования. Их лозунг звучал как: «Рабочие хотят иметь голос в управлении страной!».

Интернационал (Международное товарищество рабочих, конец XIX века)

Первый Интернационал объединил европейские и американские профсоюзы и социалистические группы, стремясь координировать борьбу рабочих за улучшение условий труда и политическую эмансипацию. Созданный Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, Интернационал сыграл важную роль в популяризации марксистских идей.

Забастовка швейников (США, 1911 год)

Знаменитый пожар на заводе Triangle Shirtwaist Factory в Нью-Йорке (1911 год), унёсший сотни жизней, вызвал массовые протесты рабочих и требование ужесточения правил охраны труда. Вскоре последовали законы о минимальном уровне зарплаты, максимальной продолжительности рабочего дня и компенсациях пострадавшим работникам.

В последствии из за возникновения крупных компаний изменилась и структура собственности. Старое сословное деление сменилось системой классов, основанной на различиях доходов и имущества. Аристократия утрачивала свое господствующее положение, уступая место промышленникам и банкирам.

Противоречия между рабочими и предпринимателями обострялись, вызывая многочисленные конфликты и забастовки. Для урегулирования споров появлялись новые политические силы, начиная от анархистов и заканчивая коммунистами. Известнейший пример — Французская революция 1848 года, вызвавшая массовые выступления пролетариата.

Историческая справка:

Французская революция 1848 года, известная как Февральская революция, произошла под влиянием комплекса социально-экономических, политических и идеологических факторов:

Экономический кризис.

Рост бедности и социального неравенства.

Недовольство Июльской монархией. (Режим Луи-Филиппа, установившийся после революции 1830 года, изначально воспринимался как шаг к демократическим реформам. Однако со временем Июльская монархия превратилась в олигархический режим, где власть была сосредоточена в руках узкого круга крупной буржуазии).

Ограниченные избирательные права. (Право голоса имело только около 1% населения Франции).

Политическая репрессия.

Поводом для революции стало решение властей запретить проведение политического банкета, организованного оппозицией для обсуждения реформ. В ответ последовали массовые демонстрации.

Рост национальных государств и формирование новых политических идеологий, таких как либерализм, социализм и национализм.

Первые психологические изучения зародились в недрах философии и физиологии в XIX веке, ознаменовав переход от умозрительных рассуждений о душе к эмпирическому исследованию психических процессов. Вильгельм Вундт, основавший первую психологическую лабораторию в Лейпциге в 1879 году, считается основоположником экспериментальной психологии. В советский период психология развивалась в рамках марксистско-ленинской идеологии. Были предприняты попытки создать "научную психологию", свободную от "буржуазных" влияний. Однако, несмотря на идеологические ограничения, советские психологи внесли значительный вклад в изучение психофизиологии. Заблуждений была масса, а вот основа для них одна : марксизм.

Историческая справка:

Марксизм — это философская, политическая и экономическая теория, разработанная немецкими мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Главные составляющие:

- Материалистическое понимание истории: История человечества определяется развитием производительных сил и производственных отношений. Изменение экономических основ общества влечет за собой изменение политических и идеологических структур.

- Классовый конфликт: Общество делится на классы, каждый из которых имеет свои интересы. Основной антагонизм возникает между буржуазией (собственниками средств производства) и пролетариатом (рабочими).

- Эксплуатация труда: Капитализм основан на эксплуатации рабочего класса, который создает прибавочную стоимость, присваиваемую собственниками.

- Революционное преобразование общества: Для достижения справедливого общества необходима революция, ведущая к установлению диктатуры пролетариата и последующему переходу к коммунизму.

- Коммунистическое общество: Идеал марксизма — бесклассовое общество, где средства производства находятся в общественной собственности, и отсутствует эксплуатация человека человеком.

Формирование индивидуального и коллективного мнения в XIX веке представляет собой сложный процесс, детерминированный как психологическими, так и социальными факторами. Индивидуальное мнение, являясь результатом когнитивной деятельности личности, подвержено влиянию убеждений, ценностей и личного опыта. Однако, в условиях растущей социальной мобильности и развития коммуникационных технологий, индивидуальное мнение все более формировалось под воздействием внешних факторов, таких как пресса, политические дискуссии и культурные тренды.

Социальные аспекты формирования мнения в XIX веке приобретают особое значение в контексте урбанизации и развития массовой культуры. Города становятся центрами концентрации населения, где происходит активный обмен информацией и идеями. Появление газет и журналов, доступных широкому кругу читателей, способствует унификации общественного мнения и формированию общих представлений о политических и социальных проблемах. Как отмечает Юрген Хабермас в своей работе "Структурное изменение публичной сферы", XIX век характеризуется формированием "публичной сферы", в которой происходит рациональное обсуждение общественно значимых вопросов и формирование коллективного мнения.

Романы стали важнейшим средством массового развлечения и воспитания нравственности. Особенно популярными жанрами были приключенческие рассказы, детективы и любовные истории. Такие авторы, как Чарльз Диккенс, Виктор Гюго и Александр Дюма, пользовались огромной популярностью среди читателей разных слоев общества

Успешные серии романов Чарльза Диккенса («Оливер Твист», «Дэвид Копперфилд») раскрывали социальные проблемы Англии того времени, становясь зеркалом несправедливостей викторианского общества.

Многие романы публиковались сначала в виде серий в газетах и журналах, позволяя читателям следить за развитием сюжета еженедельно. Такой подход делал чтение доступным даже для беднейших слоёв населения.

Театральные постановки, концерты и цирковые представления, рассчитанные на массового зрителя, стали важными центрами развлечений и социализации, способствуя формированию коллективной идентичности и чувства принадлежности к обществу. Мюзик-холлы, возникшие в середине столетия, предоставляли зрителям разнообразные развлекательные программы, включавшие музыку, танцы, юмористические сценки и цирковые номера. Во Франции театры варьете становились центрами городской жизни, такими как знаменитый театр «Мулен Руж». Подобные заведения позволяли людям любого происхождения встречаться вместе и наслаждаться общедоступными развлечениями.

Интересный факт:

Часто артисты театра работали круглосуточно, давая по нескольку представлений ежедневно, поскольку спрос на зрелища был огромным.

Развитие фотографии и литографии позволило тиражировать изображения, расширяя визуальный кругозор человека и формируя новые стандарты красоты и потребления.

Важным аспектом массовой культуры XIX века является ее связь с политикой и идеологией. Политическая пропаганда, распространяемая через газеты, листовки и карикатуры, формировала общественное мнение и мобилизовала массы на поддержку определенных политических сил. Националистические идеи, популяризируемые через литературу и искусство, способствовали формированию национального самосознания и чувства патриотизма.

Важным фактором формирования коллективного мнения является деятельность политических партий и общественных организаций. Политические партии стремились мобилизовать общественное мнение в поддержку своих программ и кандидатов, используя для этого различные методы пропаганды и агитации. Общественные организации, такие как профсоюзы и благотворительные общества, также играли важную роль в формировании общественного мнения, продвигая свои идеи и ценности.

Психологические механизмы, лежащие в основе формирования коллективного мнения, включают в себя конформизм, идентификацию и внушение. Конформизм, как показано в экспериментах Соломона Аша, проявляется в стремлении индивида соответствовать мнению большинства, даже если это мнение противоречит его собственным убеждениям. Идентификация с определенной социальной группой или лидером способствует формированию коллективного мнения на основе общих ценностей и интересов. Внушение, используемое в пропаганде и рекламе, может оказывать сильное влияние на формирование индивидуального и коллективного мнения, особенно в условиях недостаточной информированности или критического мышления.

Заключение

Метамодерн привил нам отдельное понимание сущности человека. теперь он выступает в роли создателя определенных окружающих его условий.

В интернете содержатся массы информации о том, что человек в рамках метамодерна, это не просто личность, это сознательно-обособленная от общества форма жизни, способная регулировать собственное поведение, независимо от внешних оценок и влияний. Она вырабатывает собственные социальные нормы, и не обязательно эти нормы в глазах других людей будут восприниматься так, как их понимает сам создатель.

В основу метамодерна легла способность человека, сохраняя собственные принципы идти на нравственный компромисс при взаимодействии с кем то, только теперь людям не приходится искажать свою точку зрения. Теперь мнение играет большее значение чем результат определенной деятельности. Это не отсутствие этики, а особая эстетика восприятия вещей. Подобная позиция схожа с мнением Р.Барта:

Согласно Барту. автор, как “священный носитель высших ценностей” (источник значения текста) исчез. Теперь автор- самодержавный “Отец текста”, поэтому он мертв по определению. Биография автора не должна влиять на восприятие его творения. В основе Бартовской концепции- идея безграничной активности читателя над текстом, его независимости над создателем произведения. Барт говорит о необходимости отодвинуть личность автора на второй план и освободить произведение от однозначной авторской оценки. "Читатель" или человек, возвращаясь к концепции метамодерна, может выступать только в роли заинтересованного лица, ему вовсе не обязательно перенимать на себя весь характер "произведения" - мнения оппонента.

Также как и автор, как "творец" - воспроизводитель мысли не должен искажать повествование собственными предрассудками.

"Автор" ищет, а произведение ( или мысль/ мнение человека), есть краткая трансляция некоторых событий для самостоятельного переосмысления. Что полностью лишает нас возможности определить общую истину.

Окунёмся еще глубже: как же люди пришли к метамодерну?

Возможно ответ лежит в идеи Фридриха Ницше о сверх человеке и гуманизме

Гуманизм в философии Ницше антропоцентричен: ставка делается на человека и его духовное развитие. Философ ставил перед собой две задачи: морально переориентировать человека и духовно освободить его. Так появилась определенная формула этого понятия.

В нынешней системе и понятии "Гуманизм" есть некоторые противоречия:

Гуманизм как система построения общества предполагает гуманное ( справедливое, точное, трезвое ) отношение ко всем проявлениям, как человека, так и природы в целом. В основу этого движение ложится желание развития человечества, познания мира. Метамодерн же охраняет свободу выбора человека, дает ему право бездействовать, сохраняет возможность существовать в благоприятных для конкретной личности условиях. Таким образом, каждый из наз создает собственный информационный пузырь, на первом месте комфортабельность, а уже после высокие цели. Подобное отношение к жизни может стать губительным рассмотрим это утверждение на влиянии искуственного интелекта на образ жизни человека:

Сам продукт представляет из себя замену человеческого разума на созданный человеком механизм, алгоритм информации, способный подражать людским качествам, обладающий загруженным в него уровнем понимания мира и способный на дальнейший анализ.

Изначально технология создавалась с целью прогнозирования определенных исходов в изучении различных областей науки. Со временем она стала доступна массам. Что дало человеку возможность полностью отойти от самостоятельного изучения материала, переложив ответственность за это на машину.

Метамодерн раскрыл перед человеком огромный спектр возможностей. Мы никогда не знали, что такое абсолютное счастье, стремились к его достижению. Довольствуясь краткими приливами эндорфина мы вовсе забыли о ценностях, что являлись фундаментом. Метамодерн предполагает свободу мнений, нейтралитет во главе восприятия информации. Безусловно на подобный уровень взаимоотношений возможно выйти, но повлечет он за собой массу побочных эффектов. Важно помнить, что во главе прогресса лежит добродетель.

Список источников:

«Feudal Society. Routledge.», Марк Блох;

«Medieval Civilization 400–1500.», Jacques Le Goff;

«Western Society and the Church in the Middle Ages.», Ричард Уильям Саутерн;

«Сумма теологии.», Фома Аквинский;

«Диалоги Платона.», Платон;

«Петрарка», Руф Хлод;

«The Problem of the American Enlightenment», Генри Фарнум Мэй;

https://teach-in.ru/file/synopsis/pdf/history-of-russian-philosophy-p2-kozyrev-MK.pdf
https://www.wikipedia.org/