Найти в Дзене
НЕлингвист

Боевой путь моих дедов

Текст написан в рамках проекта «Архивы памяти 1941–1945»

Дед по маминой линии Сирюк Андрей Петрович 1909 года рождения.

Перед самым началом войны был главным инженером УНР по строительству объектов Подзымерского и Порхачевского батальонных районов обороны (Львовская область, советско-польская граница). Участник 1-го дня войны. В течение 22 и 23 июня 1941 года на этих оборонительных сооружениях батальон успешно отражал все атаки врага, не давая пройти ко Львову. В начале 1942 года получил звание майора и назначение на должность дивизионного инженера 298 стрелковой дивизии. С этого времени и до окончания войны проходил службу в полевых войсках, все время в боях. Юхнов, Мосальск, бои под Москвой. Участвовал в боях под Сталинградом с августа 1942 по февраль 1943 года. Организовывал работу саперных батальонов. Ходил в качестве парламентера к немцам, склонял их к капитуляции. Был награжден Орденом Красной Звезды. Участвовал в боевых действиях на Курской дуге. Организовал форсирование многих рек, вт том числе Днепра. После этой операции был награжден Орденом Красного Знамени, получил звание подполковника и был назначен в должность корпусного инженера 20 гвардейского стрелкового корпуса. Также участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании рек Южный Буг и Днестр, Ясско-Кишинёвской операции. С конца 1943 года участвовал в боевых действиях за пределами СССР, в том числе в Будапештской и Венской операциях. Корпус закончил войну 8 мая 1945 года в Австрии на реке Энс. На этом рубеже была зафиксирована демаркационная линия с войсками США.

После победы Сирюк А.П. продолжал службу в 20 гвардейском стрелковом корпусе, который простоял на демаркационной линии на реке Энс в Австрии до января 1946 года. После этого корпус был переведен в состав Киевского военного округа и передислоцировался в Полтаву. В ноябре 1946 года Сирюк А.П. был направлен в г. Калинин (Тверь) начальником планово-производственного отдела 41 управления гидротехнических работ. Участвовал в разработке документации и организации строительства нового моста в г. Калинин, Вышневолоцкой гидросистемы, Комбината химического волокна. В 1948 году назначен главным инженером этого управления. В феврале 1950 года получил звание инженер-подполковника, назначен начальником 23 управления инженерных работ на территории ГДР. Управление осуществляло демонтаж объектов гитлеровской Германии, строительство железной дороги, нескольких десятков мостов, тоннеля, обводного канала, путепроводов. Самым значительным объектом строительства стало посольство СССР в ГДР. В марте 1960 года назначен начальником УИР в/ч 3490 на строительстве специальных комплексов сложного характера министерства обороны. В 1963 году получил звание генерал-майора инженерных войск. В 1964 году назначен зам командующего Уральского военного округа. С января 1966 года - зам. командующего Северо-кавказского военного округа. В 1969 году после перенесенного инфаркта ушел в отставку.

Дед по линии отца Буздыгар Иван Михайлович, родился в 1909 году.

Боевой путь начал в составе 64 стрелковой дивизии. В июне 1941 года содержащаяся по штатам мирного времени дивизия в основном находилась в летних лагерях в Дорогобуже, тыловые части оставались в Смоленске. Буздыгар Иван Михайлович занимал должность начальника отдела технического снабжения 64 стрелковой дивизии, поэтому скорее всего находился в Смоленске, поскольку известно, что он руководил выводом автоколонны примерно из 2000 единиц техники из города непосредственно, перед тем, как туда вступили немцы. Был награжден медалью "За Боевые Заслуги". 26 сентября 1941г 64 стрелковая дивизия преобразована в 7 Гвардейскую стрелковую дивизию. 26 ноября 1941 года 7-я гвардейская дивизия прибывает на ст. Химки, разгрузившись, занимает оборону вдоль Ленинградского шоссе. Дивизия одна из первых приняла участие в оборонительных боях с ожесточёнными силами противника в районе Берсеневка, Липуниха. В феврале 1942 года участвовал в освобождении Старой Руссы. В декабря 1943 года во время боевых действий против Кёнингсбергской группировки на территории Прибалтики И.М.Буздыгар обеспечивал оперативное восстановление поврежденной техники, бесперебойное обеспечение частей боеприпасами и средствами строительства дорог, переправ и мостов. 3 ноября 1944 года 7-я гвардейская стрелковая Режицкая дивизия за участие в освобождение г. Риги награждена орденом Красного Знамени. Закончил войну в звании майора.

После войны в 45 году служил на Донбассе. В 1946 году был направлен в 41 управление гидротехнических работ в г. Калинин. В 1949 году руководил участком строительства дороги Воркута-Ухта. С 1951 по 1955 гг. занимал должность начальника Гидромеханизации на строительстве Волжской ГЭС. Характерной особенностью того времени было то, что люди сами называли новые поселения и давали им имена своих руководителей. Одно из них называлось - Буздыгаровка. С середины 50-х годов И.М.Буздыгар работал в разных подразделениях треста "Гидромонтаж". Являлся начальником предприятия п/я 19 треста "Гидромонтаж", выполнявшего сложные гидротехнические и другие специальные работы на сооружении комбината и закрытого города Свердловск-44. Потом был назначен начальником предприятия п/я 65 в Челябинске-40 (Озерске), где на плечи его подразделения (водолазов, бурильщиков, монтажников, сварщиков, механизаторов) ложатся не только важные работы по ликвидации последствий взрыва на химкомбинате "Маяк". За особые заслуги в ликвидации последствий этой аварии в 1962 году Иван Михайлович был награжден орденом Трудового Красного Знамени. После примерно через год по состоянию здоровья ушел в отставку.

Также, предлагаю прочитать воспоминания моей мамы о войне.