Про наши подрастающие умы. Вышел свежий опрос по поводу школьной программы: 45% опрошенных россиян уверены, что сейчас дети перегружены школьной программой, но при этом 9% назвали высоким уровень подготовки выпускников школ к предстоящей трудовой деятельности и взрослой жизни. Честно говоря – маловато.
Сергей Михеев: Это к вопросу о родителях. Что старый, что малый – разница небольшая! Итоги абсолютно парадоксальные. Почти половина считает, что школьники перегружены, но лишь почти каждый десятый говорит о высоком уровне подготовки! Если вы хотите, чтобы уровень подготовки ваших чад был высоким, их надо продолжать учить. Может быть, их даже недостаточно учат? Но при этом вы утверждаете, что дети перегружены! Это чисто обывательский каприз: «Я всем недоволен – и учат слишком много, и почему-то они все равно недостаточно умные». Выберите что-то одно! Это вопрос к социальным психологам. В Америке они гипертрофированно развиты, а у нас – недостаточно.
По моему мнению, этот опрос показывает очень высокий уровень инфантилизма у наших взрослых. Их ответы друг другу противоречат, но они сами этого не замечают! Такой инфантилизм у родителей –что уж говорить о детях! Идем по простой логике: вашего ребенка перегружают, значит, его надо меньше учить, но вы считаете, что при нынешней перегрузке его учат плохо. Как это совместить? Это говорит о том, что взрослый человек в реальности себя не осознаёт! Этот инфантилизм связан с современной массовой культурой и с дебилизацией населения посредством гаджетов, Интернета и т.п.
Еще одна страна пошла путем «нарушения прав детей»: в парламент Новой Зеландии правительство внесло законопроект о запрете соцсетей для детей до 16-ти лет, подразумевая защиту подрастающего новозеландского поколения от вредного воздействия сетей.
Сергей Михеев: Ужас, куда катится мир! Как ни странно, в Новой Зеландии и Австралии этим вопросом озаботились раньше и более серьезно, чем в Европе или у нас! Мы по своей привычке подражать и обезьянничать, как всегда, оказываемся в хвосте! Попробуй скажи, и поднимется такой вой!
Как делать уроки?
Сергей Михеев: «Как уроки делать без соцсетей?» Это и есть инфантилизм.
По поводу перегруженности школьников слушательница из Воронежской области пишет: «Всё перекинули на родителей – задают много, объясняют мало. Отсюда большая нагрузка при слабых знаниях. Всё очень просто».
Сергей Михеев: Я говорил про ответы родителей, которые местами парадоксальные. Вы думаете, что если будут меньше загружать, то дети станут лучше готовиться? Социология лукава: она выдаёт достаточно плоские, поверхностные вещи. На мой взгляд, реальные проблемы выявляются при помощи глубинных дискуссий в фокус-группах. Там в ходе общения с модератором можно вытащить более объемные объяснения проблем. Количественники, которыми чаще всего хлестаются в прессе (столько-то и столько-то процентов), есть очень примитивные и поверхностные инструменты. Они не вскрывают причину и не дают реальных мотивов ответов. Один подразумевает под своим ответом одно, другой – совершенно другое и т.д. С одной стороны, здесь есть что обсуждать; с другой стороны, до глубинных причин докопаться тяжело.
Есть объективные и субъективные проблемы. Инфантилизм общества в целом – одна из них. Воздействие на общество массовой культуры и его повсеместная гаджетизация – еще одна. Есть и реальная проблема с имитацией качества образования, про которую регулярно говорю. Количество компьютеров в школе не равно качеству обучения. Электронные доски и дневники – это хорошо для того, чтобы показывать по телевизору или писать отчеты «наверх», а в реальности равно ли это качеству образования? Нет. Кто может обсуждать эти проблемы? В первую очередь, педагогическое сообщество. Одна из главных проблем состоит в том, что педагогическое сообщество ничего не обсуждает! Всё это решают «эффективные менеджеры» и чиновники, которые профессиональным образованием никогда не занимались. Они занимаются другими вещами: хозяйством или своей политической карьерой. Всё это упирается в простую вещь: недостаток стратегии.
Похожий комментарий: «Программа перегружена, требования завышены. Только 9% с помощью репетиторов вывозят. Моя жена – математик, и она видит, что программа бежит впереди развития детей. В советское время требования были ниже, но ученых было не меньше, а, может быть, и больше».
Сергей Михеев: Ученых, возможно, было и больше, но не факт, что из-за этого. Люди любят простые ответы на сложные вопросы. Иногда простые ответы есть, а иногда всё сложнее. Когда мы говорим о перегруженности и при этом восхищаемся китайцами, могу сказать, что они очень серьезно загружают свою молодежь и считают это золотым правилом. В советское время было посложнее: суть была не только в школе, а в огромной и гораздо более развитой системе высшего образования, научно-исследовательских институтов, центров, конструкторских бюро и т.д. Структура экономики была другой, и востребованность этих людей была больше. Фундаментальной и прикладной науке уделялось гораздо больше времени. Сейчас зацикливаются на школе.
Данная проблема более объемная и системная, чем: «В советской школе было так, а в несоветской – так». Противники Советского Союза вам возразят своим стандартным аргументом: где теперь ваш Советский Союз? На это сложно что-то возразить. Воспитание и образование детей – это слишком сложная проблема, чтобы ее решать через ремонты школ или покупку компьютеров.