Найти в Дзене

«Всё для фронта! Всё для Победы!» Истории тружеников тыла, часть 4

В канун Дня Победы публикуем заключительные истории о людях мирных профессий в годы Великой Отечественной войны. Их фронт был здесь — в госпиталях и лабораториях, библиотеках и музеях, школах и мастерских. Сегодня знакомим вас с историями политрука Анастасии Фирсовой, которая исполняла мечты раненых солдат, директора сочинского музея Алексея Краснова, спасшего сокровища Тавриды, музыканта и педагога Ивана Шмелёва — его детский хор выступал в госпиталях, и школьника, «морского пограничника» Ивана Широкова. Как сочинцы спасли сокровища Тавриды Когда фашистские войска наступали на Крым, руководство музея Феодосии начало эвакуацию ценных экспонатов. Золотые и серебряные украшения, а также большая коллекция монет были отправлены в Сочи — музей должен был принять их на хранение. Директор музея Сочи Алексей Петрович Краснов получил на вокзале девять тяжёлых ящиков, перевязанных проволокой, и поместил в специально оборудованном тайнике в музее. Однако угроза вражеского вторжения возрастала, уч

В канун Дня Победы публикуем заключительные истории о людях мирных профессий в годы Великой Отечественной войны. Их фронт был здесь — в госпиталях и лабораториях, библиотеках и музеях, школах и мастерских.

Сегодня знакомим вас с историями политрука Анастасии Фирсовой, которая исполняла мечты раненых солдат, директора сочинского музея Алексея Краснова, спасшего сокровища Тавриды, музыканта и педагога Ивана Шмелёва — его детский хор выступал в госпиталях, и школьника, «морского пограничника» Ивана Широкова.

Как сочинцы спасли сокровища Тавриды

Когда фашистские войска наступали на Крым, руководство музея Феодосии начало эвакуацию ценных экспонатов. Золотые и серебряные украшения, а также большая коллекция монет были отправлены в Сочи — музей должен был принять их на хранение.

Директор музея Сочи Алексей Петрович Краснов получил на вокзале девять тяжёлых ящиков, перевязанных проволокой, и поместил в специально оборудованном тайнике в музее. Однако угроза вражеского вторжения возрастала, участились бомбёжки. Было принято решение спрятать все музейные ценности в горах.

Вместе с Алексеем Петровичем ценный груз перевозили его жена, сыновья и дочь. Дорога была тяжёлой: повозка часто застревала, чемоданы приходилось снимать и загружать заново. До намеченного места добрались на следующее утро. Ящики спрятали в пещере — партизанском тайнике.

В 1945 году за экспонатами прибыл директор музея Феодосии Пётр Валерьянович Данилов, который отправлял их в эвакуацию. Увидев все ящики в полной сохранности, он воскликнул: «И античное золото уцелело?!» Только тогда Алексей Петрович узнал, какие именно сокровища спасли он и его семья.

-2

«Политрук Фирсова и солдатские мечты»

Анастасия Фирсова, политрук госпиталя № 2124, каждый день приходила к раненым и пересказывала новости о победах и освобождённых территориях по сводкам Совинформбюро. По ночам она дежурила у постелей раненых, читала и писала от их имени письма.

Некоторые случаи в госпитале оставили неизгладимый след в её памяти: в первом корпусе лежал тяжелобольной солдат, которого сослуживцы называли «наш Митрич». Он попросил Анастасию принести ему горсть земли. Фирсова была удивлена, но просьбу раненого выполнила. Со слезами на глазах солдат целовал её руки: «Товарищ политрук, я потомственный хлебороб, люблю землю, а как поправлюсь — продолжу защищать её от фашистов».

В госпитале проходил лечение молодой солдат по имени Коля, поступивший с тяжёлыми ранениями в грудь и живот. В ту ночь разгрузкой раненых занималась Фирсова, которая вдруг обнаружила в кармане его окровавленной изорванной гимнастерки фотографию юной девушки. После длительного лечения боец вновь ушел на фронт. Накануне отъезда он постучался в дверь политрука Фирсовой: «Спасибо вам, товарищ политрук, за ласку, за наше просвещение, за правду и особенно за то, что сохранили фотокарточку - это моя невеста, кончится война — поженимся!».

-3

Детские голоса лечили раненых

В начале XX века в Сочи переезжает молодой музыкант, педагог Иван Александрович Шмелёв. Здесь он преподаёт музыку, развивает хоровое пение, создаёт детские музыкальные коллективы, организовывает концерты, а собранные на них средства направляет на поддержку музыкально одарённых детей. В 1921 году в своём доме оноткрывает первую в Сочи музыкальную школу.

В годы войны Иван Александрович продолжал учить детей музыке, но образование стало не единственной его миссией: он давал концерты в госпиталях. Появление детского хора и оркестра всегда радовало солдат.

Во время одной из бомбёжек Сочи Иван Александрович получил контузию. Со временем его зрение стало ухудшаться, а лечение не приносило результатов. В 1955 году он завершил преподавательскую деятельность, которой отдал более 60 лет.

Вместе с супругой Иван Александрович воспитал 19 сирот, поддерживал талантливых детей из дальних селений Сочи, которые пели в первом хоре города. Его именем названа сочинская музыкальная школа № 1.

-4

Весна школьника Ивана

Во время Великой Отечественной войны девятиклассник Иван Широков, будущий известный краевед Сочи, работал «морским пограничником». Он докладывал в штаб о появлении врага в небе и на море, участвовал в разгрузке военных кораблей, доставлявших боеприпасы для Адлерского военного аэродрома, а также раненых.

В сентябре 1942 года в Хостинскую бухту вошёл теплоход «Львов» и спрятался за гору Видная. Но немецкий самолёт-разведчик обнаружил его и навёл 16 бомбардировщиков. Бомбы повредили корабль, несколько раненых упали в море, были слышны крики о помощи.

Иван решает берегом добежать до оконечности мыса и оттуда броситься вплавь. Уже у устья ручья Видного он увидел, как из-за мыса выскочил торпедный катер, который спасал людей. Иван стал помогать переносить на носилках раненых и контуженных до ближайшего госпиталя.

В лесах Иван с соседскими ребятами заготавливал дрова для госпиталей, собирал дикие груши, яблоки, каштаны, грецкие орехи, лещину, лекарственные травы и ветки с зелёными листьями для корма лошадей — всё это отправлялось на фронт.

Весна 1945 года навсегда осталась в его памяти: в три часа ночи с 8 на 9 мая по радио передали долгожданную весть о капитуляции Германии.

«Люди вскакивали с постелей, выбегали на улицу, в чём были, и неистово кричали: “Ура!” Стреляли из всех видов оружия, обнимались с незнакомыми людьми, и не было более радостного дня в нашей жизни, чем день долгожданной Победы», — напишет Иван Васильевич в воспоминаниях.