«Только я успел крикнуть: „Пушка справа!“, как болванка пробила броню. Старшего лейтенанта разорвало на части, и вся кровь с него, оторванные куски тела… все это на меня! Мне достался в ногу мелкий осколок от брони, который я потом сам смог вытащить, а механику-водителю осколок попал в плечо. Но танк еще оставался на ходу, и тот, одной рукой переключая рычаг скоростей, вывел „тридцатьчетверку“ из-под огня…»
«Я принял решение контратаковать с фланга прорвавшиеся немецкие танки. Сам сел на место наводчика. Расстояние до них было метров четыреста, да к тому же они шли бортами ко мне, и я быстро поджег два танка и два самоходных орудия. Брешь в нашей обороне была ликвидирована, положение стабилизировалось…»
Так начинается книга автора Драбкина А.В. которую я прочитал когда служил в армии, в ней собраны воспоминания тех танкистов кто сражался на этой грозной машине в годы Великой Отечественной войны. Всем рекомендую эту замечательную книгу к прочтению, а в этой статье расскажу чем так легендарна эта машина тех времен.
Тактико-технические характеристики
Длина корпуса Т-34 без орудия составляла 5,92 метра, ширина — 3 метра, высота варьировалась от 2,41 до 2,72 метра, ширина траков — 500 миллиметров.
Боевая масса колебалась от 26,5 тонны до 30,9 тонны, максимальная скорость по шоссе составляла 54 километра в час, по пересеченной местности — 36 километров в час. Бронирование лобовой башни составляло 45 миллиметров.
Танк был оснащен дизельным двигателем В-2, мощностью 500 лошадиных сил, четырехступенчатой коробкой передач. Емкость топливных баков составляла 545 литров.
Т-34 был вооружен 76-миллиметровой пушкой (из-за чего танк еще называют Т-34-76): Л-11 (боекомплект 77 выстрелов) с длиной ствола калибра 30,5 миллиметра образца 1939 года или Ф-34 (боекомплект 100 выстрелов) с длиной ствола калибра 41,5 миллиметра образца 1940 года. На вооружении также состояли два пулемета ДТ калибра 7,62 миллиметра (один — в верхней лобовой бронеплите корпуса, другой — в спаренной с пушкой установке).
До появления Т-34 основным танком был Т-28 - машина неплохая, но уже устаревшая и сложность конструкции плюс низкое качество сборки на заводах приводило к тому, что танки очень часто ломались, а трехбашенная компоновка ставила определенные ограничения на увеличение толщины брони. Была попытка модернизировать эту модель в сборке Т-29 с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Но не смотря на хорошую скорость 80км/ч основные проблемы никуда не делись
Войскам была необходима совершенно новая машина и тут не обошлось без своего героя. Михаил Ильич Кошкин - именно этому человеку Т-34 обязан своему появлению на свет. В январе 1937 года Кошкин переезжает в «первую столицу Украины», а уже в октябре того же года Главное автобронетанковое управление (АБТУ) Минобороны выдало Харьковскому паровозостроительному заводу технические требования на создание нового среднего танка. Изначально проектом будущего Т-34 занимались совсем другие люди, сам же Кошкин руководил доработкой легкого танка БТ-7. Гражданская война в Испании показала бесперспективность БТ-7 — слишком уж уязвим он был для пулеметов и противотанковых орудий. К тому же инженеры-танкисты, непосредственно участвовавшие в боевых действиях на Пиренеях, однозначно высказывались за то, чтобы новый танк был именно на гусеничном, а не на колесно-гусеничном ходу.
В августе 1938 года вышли на испытания опытные образцы двух танков, отличавшихся типом движителя — колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Размеры корпуса, силовой агрегат и башни этих танков были одинаковые. Зато ходовая часть А-32 уже получила пять опорных катков, как у будущего серийного Т-34.
Поначалу сравнительные испытания А-20 и А-32 не выявили явных преимуществ какой-либо схемы. Но Кошкин не сдавался, указывая на то, что на сборку ходовой части А-20 ушло гораздо больше времени, чем на аналогичную сборку для А-32. Кроме того, Михаил Ильич был уверен, что гусеничный танк будет гораздо лучше в условиях бездорожья.
В сентябре 1939 года творению Кошкина выпал новый шанс: машину вместе с А-20, Т-26 и модернизированной версией БТ-7 представили членам правительства — Микояну, Жданову, Ворошилову, Вознесенскому. Легкий танк без труда преодолел все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу и легко сбил толстую сосну. Неудивительно, что уже через три месяца еще не доведенный окончательно до ума танк был принят на вооружение РККА — как Т-34.
В начале марта 1940 года два новеньких танка Т-34 в сопровождении тягачей «Ворошиловец» отправились в пробег Харьков—Москва на «финальный показ». К сожалению, это мероприятие стало фатальным для Михаила Кошкина. Простуда и переутомление привели к пневмонии, и 26 сентября конструктор скончался, так и не узнав, насколько успешная машина появилась под его руководством
Т-34 был далеко не идеальным танком. Броня была куда тоньше, чем у немецких «Пантер», да еще и имела свойство крошиться при попадании снаряда. Двигатель «у тридцатьчетверки» был чрезвычайно шумный, а из-за направленных вниз патрубков выпускной системы машина при езде по сухой грунтовке поднимала очень много пыли. Поэтому советский танк практически не имел никаких шансов застать врасплох противника.
Можно вспомнить еще около десятка мелких недочетов: плохую обзорность изнутри машины, плохо организованный отвод газа из боевого отделения (по этой причине многие стрелки в интенсивном бою часто падали в обморок), громко лязгающие и часто рвущиеся на маршах гусеницы... Но несмотря на все вышеперечисленное, Т-34 стал настоящим кошмаром для немецких войск.
Не очень толстая (всего 45 мм) броня благодаря углу наклона практически не пробивались 37- и 50-миллиметровыми пушками немецких танков. Обстрелы корпусов Т-34 на испытательном полигоне показывали, что верхний лобовой лист, имевший угол наклона 60°, по снарядостойкости был равноценен вертикально расположенному бронелисту толщиной порядка 75-80 мм. Благодаря такому бронированию снаряды часто попросту рикошетили от машины, создав легенду о Т-34 как о неуязвимой боевой машине
К началу Великой Отечественной промышленность СССР произвела 1066 танков Т-34, 967 из которых находились в составе механизированных корпусов в приграничных округах.
В ходе войны в выпуске массовых танков, помимо ХПЗ и СТЗ, приняли участие предприятия Урала и Сибири: производство тридцатьчетверок было развернуто на Челябинском трактором заводе, свердловском «Уралмаше», горьковском «Красном Сормове», омском заводе № 174 и нижнетагильском «Уралмаше», куда были эвакуированы мощности ХПЗ.
При этом бронемашины каждого завода были в чем-то непохожи на другие образцы. Например, сормовские танки зачастую оснащались бензиновыми двигателями и прямоугольными внешними топливными баками вместо цилиндрических, на сталинградских тридцатьчетверках вместо обрезиненных ставились полностью металлические катки, а вместо двух люков для командира и заряжающего предусматривался один.
С началом Великой Отечественной войны тридцатьчетверки приняли активное участие в боях, не произведя на немцев особого впечатления. Летом 1941-го Т-34 в ряде случаев добивались успеха, но в целом их применение было неудачным — личный состав не успел толком изучить матчасть, а общевойсковые командиры тактически неграмотно использовали бронемашины на поле боя, рассматривая их лишь в качестве танков поддержки пехоты.
Из-за недостатка эвакуационно-ремонтных средств в приграничных сражениях механизированные корпуса РККА бросали многие тридцатьчетверки, вышедшие по тем или иным причинам из строя.
Неприятным сюрпризом для вермахта Т-34 стали лишь в ходе битвы за Москву, когда после разгрома советских мехкорпусов и танковых дивизий к концу лета 1941 года тридцатьчетверки были сведены в танковые бригады, использующие метод танковых засад.
После победы под Москвой Т-34 — самый массовый танк Красной армии. Тридцатьчетверки принимали активное участие во всех сражениях советско-германского фронта, кроме Кольского полуострова и Ленинградского фронта. Т-34 стали главной ударной силой советских танковых соединений в Сталинградской битве, в которой Красная армия положила начало коренному перелому в войне.
В крупнейшем танковом сражении Второй мировой войны, битве на Курской дуге летом 1943-го тридцатьчетверки вместе с остальными родами войск Красной армии остановили наступление вермахта, понеся при этом весьма существенные потери. Назрела модернизация Т-34.
На совещании в конце августа 1943-го на заводе «Красное Сормово» с участием командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной армии генерал-полковником Яковом Федоренко, Малышев заявил:
"Победа в Курской битве досталась нам дорогой ценой. Неприятельские танки вели огонь по нашим с расстояния 1500 метров, наши же 76-миллиметровые танковые пушки могли поразить «тигров», «пантер» на дистанции 500-600 метров. Образно выражаясь, противник имеет руки в полтора километра, а мы всего в полкилометра. Нужно немедленно установить в Т-34 более мощную пушку"
К концу 1943 года на заводах были произведены первые опытные образцы, а с января 1944-го началось массовое производство Т-34-85, который получил более вместительную башню (с 1420 до 1600 миллиметров), в которой помещался пятый член экипажа. Боевой вес машины увеличился до 32 тонн, а длина корпуса составила 6100 метров, бронирование лобовой башни было доведено до 90 миллиметров. Коробка передач стала пятиступенчатой. Танк был вооружен 85-миллиметровой пушкой (С-53, Д-5Т, боекомплект 56-60 выстрелов), разработанной на основе зенитного орудия.
В победном 1945 году место основного танка Красной армии прочно заняли тридцатьчетверки с 85-миллиметровой пушкой. Т-34-85 производился в СССР до 1950 года, когда его вытеснил более современный танк Т-54 (официально тридцатьчетверка была снята с вооружения отечественной армии только в 1993 году)
Поддержать автора можно по ссылке:
dzen.ru/alchiprovse?donate=true