Найти в Дзене
Вход бесплатный

Иван Айвазовский. Невероятные картины русского гения

Иван Айвазовский, мастер морских пейзажей, чьи картины захватывают дух и
погружают в мир небывалой красоты водной стихии. Его работы — это не
просто изображения моря; это настоящие порталы в бескрайние просторы
океанов и бушующих штормов. Предлагаю полюбоваться творчеством художника и немного узнать о его жизни. Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в прибрежной
Феодосии, в армянской семье, жившей на окраине тогдашней Российской
империи. Его отец, Константин Айвазян, был армянином, эмигрировавшим в
Крым из Галиции, и некоторое время занимался торговлей вином, но
разорился и стал бедным лавочником. Мать, Рипсимэ Айвазян, происходила из армянской общины Феодосии и хранила память о древней культуре, которая сочеталась в её быту с бедностью и почти мистической набожностью. Семья жила скромно, но в атмосфере достоинства, где знание, язык, музыка и религия воспринимались как укрытие от бедствий мира. Детство Ивана прошло в доме, где говорили на армянском и русс

Иван Айвазовский, мастер морских пейзажей, чьи картины захватывают дух и
погружают в мир небывалой красоты водной стихии. Его работы — это не
просто изображения моря; это настоящие порталы в бескрайние просторы
океанов и бушующих штормов. Предлагаю полюбоваться творчеством художника и немного узнать о его жизни.

"Автопортрет", 1874 год. Холст, масло. 74 x 58 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия
"Автопортрет", 1874 год. Холст, масло. 74 x 58 см. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Иван Константинович Айвазовский родился 29 июля 1817 года в прибрежной
Феодосии, в армянской семье, жившей на окраине тогдашней Российской
империи.

Его отец, Константин Айвазян, был армянином, эмигрировавшим в
Крым из Галиции, и некоторое время занимался торговлей вином, но
разорился и стал бедным лавочником. Мать, Рипсимэ Айвазян, происходила из армянской общины Феодосии и хранила память о древней культуре, которая сочеталась в её быту с бедностью и почти мистической набожностью.

Семья жила скромно, но в атмосфере достоинства, где знание, язык, музыка и религия воспринимались как укрытие от бедствий мира.

"Алушта", 1878 год. Холст, масло. 61 x 91 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского
"Алушта", 1878 год. Холст, масло. 61 x 91 см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

Детство Ивана прошло в доме, где говорили на армянском и русском, читали
вслух Псалтирь и пели церковные гимны, а в окно почти всегда был виден
горизонт, разделяющий море и небо.

Слияние этих стихий, знакомое ему с колыбели, он не воспринимал как часть пейзажа, а скорее как опыт, требующий выражения. Его первое изображение — парусник, нарисованный углем на беленой стене собственного дома стало не легкомысленным ребяческим жестом, а предчувствием внутреннего призвания. Этот наивный, почти детский образ содержал в себе всю его будущую мифологию, драматургию цвета и веру в свет как язык сущего.

"Аю-Даг при лунном свете". Холст, масло. Частное собрание
"Аю-Даг при лунном свете". Холст, масло. Частное собрание

Детство Айвазовского, отмеченное бедностью и частыми болезнями, не
пророчило ничего общего с академическим будущим, но именно в его
музыкальности, в игре на скрипке по вечерам в феодосийских кофейнях, уже
проявлялся особый слух, который в дальнейшем превратится в способность
видеть небо не как фон, а как вибрацию. Его заметили — архитектор Яков
Кох и феодосийский градоначальник Александр Казначеев рекомендовали
талантливого мальчика для учёбы в Петербургской Академии художеств.

"Башня Галата лунной ночью", 1845 год. Холст, масло. 52 x 80 см. Частное собрание
"Башня Галата лунной ночью", 1845 год. Холст, масло. 52 x 80 см. Частное собрание

В северной столице, среди античных гипсов, тусклого света и дисциплины
академической школы, Айвазовский раскрылся как раковина на солнце. Его
кисть сразу отличалась тем, что он не копировал действительность, а
пытался вступить с ней в музыкальный резонанс. Его первая значимая
награда, серебряная медаль, пришла в 1835 году, а в 1837 он получил
Золотую медаль за картину «Штиль», в которой море не просто изображено, а
словно слышится. Будто внутреннее напряжение перед разрядкой,
задержанное дыхание самой природы.

"Штиль",  1837 год. Холст, масло.
"Штиль", 1837 год. Холст, масло.

Значимым манифестом художника стала картина «Хаос. Сотворение мира»,
написанная в 1841 году после поездки в Италию.

Эта работа осталась в монастыре Сан-Ладзаро в Венеции, где жил его брат Габриэл Айвазовский, монах Мхитаристского ордена и архиепископ Армянской церкви.

В этом произведении свет впервые становится не способом изображения, а
проявлением весьма своеобразной философии художника. Он творит
пространство, он создаёт порядок, он становится отдельным героем.

"Хаос. Сотворение мира", 1841 год. Бумага, масло. 106 x 75 см. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция
"Хаос. Сотворение мира", 1841 год. Бумага, масло. 106 x 75 см. Музей армянской конгрегации мхитаристов, Венеция

Именно в «Хаосе» Айвазовский перестаёт быть маринистом и превращается в
метафизика, в художника, для которого вода и свет — не субстанции, а
состояния.

Папа Римский Григорий XVI купил один из вариантов «Хаоса» и наградил Айвазовского золотой медалью. Европейское признание пришло не
потому, что он был экзотическим русским живописцем, а потому, что его
язык был универсальным, узнаваемым и в то же время ни на что не похожим.

«Бурное море ночью», 1853 год. Холст, масло. 82 x 117 см. Частное собрание
«Бурное море ночью», 1853 год. Холст, масло. 82 x 117 см. Частное собрание

Вернувшись в Россию, Айвазовский получил звание живописца Главного
морского штаба и сопровождал военные экспедиции, создавая батальные
сцены.

«Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой», (1848). Холст, масло. 123 x 190 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой», (1848). Холст, масло. 123 x 190 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Но даже в самых патриотичных произведениях он оставался трагическим и лирическим художником. В картине «Десант отряда в долине Субаши» зритель ощущает не победу, а одиночество человека перед лицом стихий, не риторику, а человеческое дыхание, прерывистое и зыбкое. Айвазовский знал, что даже победа в море — это всегда момент на грани исчезновения.

“Десант в Субаши”. 1880-е. Холст, масло. Размер: 277×358 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
“Десант в Субаши”. 1880-е. Холст, масло. Размер: 277×358 см. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского

По возвращении же в Феодосию, Айвазовский основал художественную школу, построил галерею и превратил свой родной город в важнейшую точку художественного притяжения на юге империи, способную составить конкуренцию Петербургу.

"Восход солнца в Феодосии", 1855 год. Холст, масло. 82 x 117 см. Национальная галерея Армении
"Восход солнца в Феодосии", 1855 год. Холст, масло. 82 x 117 см. Национальная галерея Армении

Именно здесь он написал в 1850 году картину «Девятый вал», которую позже
назовут гимном русскому романтизму.

Волна, встающая над людьми, вцепившимися в обломки мачт, выглядит как живое и грозное существо. Свет, пробивающийся сквозь облака, не изображает утро — он несет вибрирующую и хрупкую надежду. Это не свершившееся спасение, а еще только акт проявления веры. В этом полотне Айвазовский достигает симфонической полноты, где каждый мазок движется как звук в оркестровке.

"Девятый вал", 1850 год. Холст, масло. 221 x 332 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Девятый вал", 1850 год. Холст, масло. 221 x 332 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1880-х живописец продолжает работать с необычайной свободой и ясностью. В картине «Волна», написанной в 1889 году, вода становится почти
абстрактной. Цвет дробится на грани света и формы. Море не изображается —
оно дышит.

"Волна". 1889 год. Холст, масло. 304 × 505 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Волна". 1889 год. Холст, масло. 304 × 505 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Эта работа была высоко оценена на Всемирной выставке в Париже, где Айвазовского прозвали русским Тёрнером, но это сравнение не объясняет сущности.

В отличие от Тёрнера, Айвазовский не растворяет сюжет в эффекте. Он удерживает тайну на грани узнавания. Он не ищет свет в тумане — он сам и есть свет.

"Ночной пейзаж. Венеция". Дерево, масло 26,5 х 35 см. Нижегородский государственный художественный музей
"Ночной пейзаж. Венеция". Дерево, масло 26,5 х 35 см. Нижегородский государственный художественный музей

Среди его более спокойных работ выделяется «Неаполитанский залив в
лунную ночь», написанный в 1842 году. Здесь нет ни катастроф, ни
героизма. Есть только вода, воздух и луна. В этом почти молчаливом
полотне Айвазовский впервые говорит языком тишины. Он показывает, что
живопись может быть созерцанием, как молитва или дыхание. В этой
прозрачности растворяется не только линия горизонта, но и время.

"Неаполитанский залив в лунную ночь", 1842 год. Холст, масло. 92х141см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовский, Феодосия
"Неаполитанский залив в лунную ночь", 1842 год. Холст, масло. 92х141см. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовский, Феодосия

Айвазовский умер в 1900 году, в Феодосии, в своём доме, окруженный
учениками и друзьями. Сегодня в его доме расположена Национальная
картинная галерея, в которой собраны десятки его полотен, среди них
«Хаос», «Штиль», «Девятый вал», «Волна», «Неаполитанский залив».

Творчество Айвазовского — не просто отражение моря, это поэма о человеческом существовании, записанная языком цвета, света и глубины.

"Вечер в Каире", 1870 год. Холст, масло. 110 x 134 см. Частное собрание
"Вечер в Каире", 1870 год. Холст, масло. 110 x 134 см. Частное собрание

Иван Константинович стал мостом между армянской духовной традицией и
европейским романтическим мышлением, между академической выучкой и
художественной импровизацией.

"Всемирный потоп", 1864 год. Холст, масло. 246 x 319 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Всемирный потоп", 1864 год. Холст, масло. 246 x 319 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Он всю жизнь писал один и тот же мир, но с каждым разом погружался в него всё глубже, как если бы слушал музыку, где каждая новая вариация открывает смысл предыдущей. Его картины не отпускают взгляд. Они продолжают дышать, как море, которое никогда не знает покоя.

«Берег моря», 1886 год. Холст, масло 46,5 x 67 см. Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия
«Берег моря», 1886 год. Холст, масло 46,5 x 67 см. Феодосийская галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия

Понравились картины? Какая картина Айвазовского самая любимая?

Спасибо за внимание. Буду благодарна вашим лайкам