Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики!
9 мая 2025-го года наступил 80-тилетний юбилей со дня Победы Советских войск в Великой Отечественной войне. В честь этого дня я решил создать небольшой материал о некоторых объектах, улицах и достопримечательностях родного города, тесно связанных с событиями Великой Отечественной войны. Итак, Часть 35.
Поехали!
Аэропорт Победилово.
Взлётно-посадочная полоса его начала строиться в 1941-м году и должна была принимать и обслуживать бомбардировщики дальней авиации, передислоцированные с западной части страны в случае оставления Москвы. Однако столицу удалось удержать, поэтому не потребовалась и эвакуация прилегающих аэродромов, а будущий "Победилово" был законсервирован. Второй раз на эту площадку обратили внимание в середине 1960-х, когда к действующему аэропорту в Ганино совсем близко подобралась городская застройка, а его инфраструктура безнадёжно устарела. Через пять лет новый аэропорт был пущен в эксплуатацию.
Кировский трамвай.
В 1930-м году в СССР стартовала программа индустриализации страны. Благодаря чему во всех больших городах начали массово строиться крупные промышленные предприятия и заводы, что вызвало быстрый рост населения. Исключением не стал и Киров, к концу десятилетия у которого проблема с общественным транспортом стала аховой. Однако по причинам нехватки топлива в стране был большой дефицит автобусов, поэтому решить вопрос было принято, построив трамвайную сеть. Реализация проекта началась в 1940-м, а к концу 1941-го должна была заработать первая ветка, однако война перечеркнула все планы. В итоге было построено около трёх километров пути на улице Октябрьской, а на бОльшее отсутствовали ресурсы (в первую очередь дефицит рельс). Однако в 1943-м в город прибыла партия троллейбусов, эвакуированных из Ленинграда, они, как гораздо более дешёвый вид общественного транспорта и натолкнули на мысль отказаться от трамвая в пользу их. Так и произошло. В 1960-х при превращении улицы в Октябрьский проспект трамвайные пути после простоя были частично разобраны, а остальная часть засыпана грунтом или закатана в асфальт.
Там, где сейчас насаждения и деревья должны были проходить трамвайные пути...
Завод имени 1 мая.
Его история начинается на рубеже 19800-1900-х годов. Предприятие изначально создавалось для ремонта и производства железнодорожного транспорта. Во время Великой Отечественной войны завод как и многие другие перешёл на военные рельсы. Однако помимо различных комплектующих для техники и боеприпасов он наладил серийный выпуск танков (лёгких разведывательных Т-60, собрана на "1-м мая" каждая двенадцатая машина) и разработал и произвёл первую в Советском Союзе самоходную артиллерийскую установку СУ-76, чуть позже также начав изготовление их серийно (всего выпущена на заводе каждая седьмая), фактически став первооткрывателем в производстве советских самоходных артиллерийских орудий.
Памятники И. В. Сталину.
Всего в Кирове их было пять штук, все снесены с приходом Н. С.Хрущёва к власти. Они находились: у Главпочтамта на ул. Спасской, рядом с ж/д вокзалом, у проходной завода "Лепсе", напротив кинотеатра "Октябрь" и на улице Московской на месте Вечного огня (на фото).
Эвакогоспитали Кирова.
Город как и регион в целом стал одним из крупнейших по приёму и лечению раненых военнослужащих РККА. На вторую половину 1942-го года в самом Кирове находилось 13-ть эвакогоспиталей, куда ежемесячно поступало около семи тысяч советских солдат и офицеров, примерно столько же и выписывалось, часть из них, в основном легко раненые сразу возвращались на фронт. Кировская станция переливания крови была одной из крупнейших в СССР в те годы. Всего за годы Великой Отечественной в Кировской области прошли лечение около 500 тысяч бойцов и командиров.
На фото памятная табличка на здании современной юракадемии на ул. Ленина, 99.
Памятник Маршалу И. С. Коневу.
Изначально был изготовлен и смонтирован в 19887-м в польском Кракове к сорокалетнему юбилею Победы в Великой Отечественной войны в честь командующего 1-го Украинского фронта маршала И. С. Конева, войска которого освободили город. Но вскоре после распада СССР политический вектор Польши повернулся в противоположную сторону. Памятник оказался под угрозой уничтожения, однако его удалось спасти. В последующие годы его перевезли в Россию, отреставрировали и установили в Кирове - в административном центре региона, откуда родом прославленный полководец. Это произошло в 1995-м.
Улица И. В. Сталина в Кирове.
Помимо памятников вождю в городе существовала и улица, названная в честь него. Однако в 1961-м была переименована. Сейчас это улица Рабочая в микрорайоне Коминтерн.
Львовское пехотное училище.
В здании на ул. Московской, 39 находилось на протяжении трёх с половиной лет эвакуированное Львовское пехотное училище, готовившее командиров стрелковых взводов.
Ленинградская медакадемия ВМФ СССР.
В этом же здании обучались курсанты Ленинградской военно-морской медакадемии, эвакуированной из Северной столицы и расквартированной в Кирове почти три года. В здании Центральной гостиницы на улице Ленина у академии работал свой госпиталь.
Улицы, названные в честь участников Великой Отечественной войны.
В Кирове большинство улиц, если носят имя какого-либо человека, то чаще всего революционера или партийного деятеля. Но есть несколько, которые названы именами и непосредственных участников войны. Я насчитал по крайней мере шестнадцать. Это улицы всех трёх Маршалов, родившихся в Кировской области: И. С. Конева, Л. А. Говорова и К. А. Вершинина в Вахрино, на Юго-Западе переулок известного полководца И. Д. Черняховского, улица имени молодёжного антифашистского движения "Молодая Гвардия", Героев Советского Союза, погибших при разных обстоятельствах: партизан О. В. Кошевого и З. А. Космодемьянской, лётчика Н. Ф. Гастелло, красноармейца А. М. Матросова, офицеров А. А. Рослякова и А. В. Дорофеева, "всесоюзного старосты" М. И. Калинина, диктора Совинформбюро Ю. Б. Левитана, погибшего в 1941-м писателя и военного корреспондента А. П. Гайдара, известного врача Н. А. Семашко и первого директора завода "Авитек" В. А. Сутырина.
Здания, построенные военнопленными.
В Кирове, как и во многих других городах СССР размещались вражеские военнопленные. Но здесь в основном присутствовали немцы и венгры. Они чаще всего работали на заводах, строли жилые дома и здания различного назначения. В частности они участвовали в достройке Дома Советов (ныне правительство Кировской области на Театральной площади), старое здание ДК "Родина" (в 1980-х благодаря спецприборам выяснилось, что немцы скрыли специально сделанные дефекты конструкции, из-за которых сооружение должно было рухнуть), большое количество малоэтажных жилых домов, построенных из дерева или шлакоблоков. Пленные в послевоенные годы практически полностью отстроили посёлок Каринторф и т. д.
На фото деревянный дом на ул. Пугачёва, 13, построенный немцами.
Места захоронений пленных.
Естественно некоторые из них не доживали до освобождения, поскольку средняя продолжительность нахождения бОльшей части пленных в СССР составляла 5-6 лет. Так например на заводе Сельмаш работали около 600 пленных, в основном венгры и немцы. Жили они в бараках, находившихся на территории современного гипермаркета. Умер примерно каждый шестой. Напротив предприятия сейчас установлен памятный знак, кладбище же с ними располагалось примерно на углу улиц Щорса и Ульяновской (сейчас его территория застроена нежилыми зданиями). Всего по области несколько захоронений пленных. Есть и отдельное для офицеров.
На фото захоронение пленных итальянцев и венгров на кладбище в Белой Холунице.
А у меня пока всё!
Следующую Часть 36 можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 15 марта 1943 года. 632-й день Великой Отечественной войны+Часть 36:английский флот, сильнейший. Эпизод 1.
Прошлую Часть 34 можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. Часть 34: Генералу армии Г. К. Жукову 46 лет. Биография кратко.
Прошлую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 2 января 1943 года. Пятьсот шестидесятый день Великой Отечественной войны.
Следующую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 3 января 1943 года. Пятьсот шестьдесят первый день Великой Отечественной войны.