Найти в Дзене

Вторая Мировая: день за днём. К юбилею Победы. Часть 35: объекты города Кирова, связанные с Великой Отечественной войной.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики!

9 мая 2025-го года наступил 80-тилетний юбилей со дня Победы Советских войск в Великой Отечественной войне. В честь этого дня я решил создать небольшой материал о некоторых объектах, улицах и достопримечательностях родного города, тесно связанных с событиями Великой Отечественной войны. Итак, Часть 35.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Поехали!

Аэропорт Победилово.

Взлётно-посадочная полоса его начала строиться в 1941-м году и должна была принимать и обслуживать бомбардировщики дальней авиации, передислоцированные с западной части страны в случае оставления Москвы. Однако столицу удалось удержать, поэтому не потребовалась и эвакуация прилегающих аэродромов, а будущий "Победилово" был законсервирован. Второй раз на эту площадку обратили внимание в середине 1960-х, когда к действующему аэропорту в Ганино совсем близко подобралась городская застройка, а его инфраструктура безнадёжно устарела. Через пять лет новый аэропорт был пущен в эксплуатацию.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Кировский трамвай.

В 1930-м году в СССР стартовала программа индустриализации страны. Благодаря чему во всех больших городах начали массово строиться крупные промышленные предприятия и заводы, что вызвало быстрый рост населения. Исключением не стал и Киров, к концу десятилетия у которого проблема с общественным транспортом стала аховой. Однако по причинам нехватки топлива в стране был большой дефицит автобусов, поэтому решить вопрос было принято, построив трамвайную сеть. Реализация проекта началась в 1940-м, а к концу 1941-го должна была заработать первая ветка, однако война перечеркнула все планы. В итоге было построено около трёх километров пути на улице Октябрьской, а на бОльшее отсутствовали ресурсы (в первую очередь дефицит рельс). Однако в 1943-м в город прибыла партия троллейбусов, эвакуированных из Ленинграда, они, как гораздо более дешёвый вид общественного транспорта и натолкнули на мысль отказаться от трамвая в пользу их. Так и произошло. В 1960-х при превращении улицы в Октябрьский проспект трамвайные пути после простоя были частично разобраны, а остальная часть засыпана грунтом или закатана в асфальт.

Там, где сейчас насаждения и деревья должны были проходить трамвайные пути...

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Завод имени 1 мая.

Его история начинается на рубеже 19800-1900-х годов. Предприятие изначально создавалось для ремонта и производства железнодорожного транспорта. Во время Великой Отечественной войны завод как и многие другие перешёл на военные рельсы. Однако помимо различных комплектующих для техники и боеприпасов он наладил серийный выпуск танков (лёгких разведывательных Т-60, собрана на "1-м мая" каждая двенадцатая машина) и разработал и произвёл первую в Советском Союзе самоходную артиллерийскую установку СУ-76, чуть позже также начав изготовление их серийно (всего выпущена на заводе каждая седьмая), фактически став первооткрывателем в производстве советских самоходных артиллерийских орудий.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Памятники И. В. Сталину.

Всего в Кирове их было пять штук, все снесены с приходом Н. С.Хрущёва к власти. Они находились: у Главпочтамта на ул. Спасской, рядом с ж/д вокзалом, у проходной завода "Лепсе", напротив кинотеатра "Октябрь" и на улице Московской на месте Вечного огня (на фото).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Эвакогоспитали Кирова.

Город как и регион в целом стал одним из крупнейших по приёму и лечению раненых военнослужащих РККА. На вторую половину 1942-го года в самом Кирове находилось 13-ть эвакогоспиталей, куда ежемесячно поступало около семи тысяч советских солдат и офицеров, примерно столько же и выписывалось, часть из них, в основном легко раненые сразу возвращались на фронт. Кировская станция переливания крови была одной из крупнейших в СССР в те годы. Всего за годы Великой Отечественной в Кировской области прошли лечение около 500 тысяч бойцов и командиров.

На фото памятная табличка на здании современной юракадемии на ул. Ленина, 99.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Памятник Маршалу И. С. Коневу.

Изначально был изготовлен и смонтирован в 19887-м в польском Кракове к сорокалетнему юбилею Победы в Великой Отечественной войны в честь командующего 1-го Украинского фронта маршала И. С. Конева, войска которого освободили город. Но вскоре после распада СССР политический вектор Польши повернулся в противоположную сторону. Памятник оказался под угрозой уничтожения, однако его удалось спасти. В последующие годы его перевезли в Россию, отреставрировали и установили в Кирове - в административном центре региона, откуда родом прославленный полководец. Это произошло в 1995-м.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Улица И. В. Сталина в Кирове.

Помимо памятников вождю в городе существовала и улица, названная в честь него. Однако в 1961-м была переименована. Сейчас это улица Рабочая в микрорайоне Коминтерн.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Львовское пехотное училище.

В здании на ул. Московской, 39 находилось на протяжении трёх с половиной лет эвакуированное Львовское пехотное училище, готовившее командиров стрелковых взводов.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Ленинградская медакадемия ВМФ СССР.

В этом же здании обучались курсанты Ленинградской военно-морской медакадемии, эвакуированной из Северной столицы и расквартированной в Кирове почти три года. В здании Центральной гостиницы на улице Ленина у академии работал свой госпиталь.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Улицы, названные в честь участников Великой Отечественной войны.

В Кирове большинство улиц, если носят имя какого-либо человека, то чаще всего революционера или партийного деятеля. Но есть несколько, которые названы именами и непосредственных участников войны. Я насчитал по крайней мере шестнадцать. Это улицы всех трёх Маршалов, родившихся в Кировской области: И. С. Конева, Л. А. Говорова и К. А. Вершинина в Вахрино, на Юго-Западе переулок известного полководца И. Д. Черняховского, улица имени молодёжного антифашистского движения "Молодая Гвардия", Героев Советского Союза, погибших при разных обстоятельствах: партизан О. В. Кошевого и З. А. Космодемьянской, лётчика Н. Ф. Гастелло, красноармейца А. М. Матросова, офицеров А. А. Рослякова и А. В. Дорофеева, "всесоюзного старосты" М. И. Калинина, диктора Совинформбюро Ю. Б. Левитана, погибшего в 1941-м писателя и военного корреспондента А. П. Гайдара, известного врача Н. А. Семашко и первого директора завода "Авитек" В. А. Сутырина.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Здания, построенные военнопленными.

В Кирове, как и во многих других городах СССР размещались вражеские военнопленные. Но здесь в основном присутствовали немцы и венгры. Они чаще всего работали на заводах, строли жилые дома и здания различного назначения. В частности они участвовали в достройке Дома Советов (ныне правительство Кировской области на Театральной площади), старое здание ДК "Родина" (в 1980-х благодаря спецприборам выяснилось, что немцы скрыли специально сделанные дефекты конструкции, из-за которых сооружение должно было рухнуть), большое количество малоэтажных жилых домов, построенных из дерева или шлакоблоков. Пленные в послевоенные годы практически полностью отстроили посёлок Каринторф и т. д.

На фото деревянный дом на ул. Пугачёва, 13, построенный немцами.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Места захоронений пленных.

Естественно некоторые из них не доживали до освобождения, поскольку средняя продолжительность нахождения бОльшей части пленных в СССР составляла 5-6 лет. Так например на заводе Сельмаш работали около 600 пленных, в основном венгры и немцы. Жили они в бараках, находившихся на территории современного гипермаркета. Умер примерно каждый шестой. Напротив предприятия сейчас установлен памятный знак, кладбище же с ними располагалось примерно на углу улиц Щорса и Ульяновской (сейчас его территория застроена нежилыми зданиями). Всего по области несколько захоронений пленных. Есть и отдельное для офицеров.

На фото захоронение пленных итальянцев и венгров на кладбище в Белой Холунице.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё!

Следующую Часть 36 можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 15 марта 1943 года. 632-й день Великой Отечественной войны+Часть 36:английский флот, сильнейший. Эпизод 1.

Прошлую Часть 34 можно почитать перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. Часть 34: Генералу армии Г. К. Жукову 46 лет. Биография кратко.

Прошлую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 2 января 1943 года. Пятьсот шестидесятый день Великой Отечественной войны.

Следующую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 3 января 1943 года. Пятьсот шестьдесят первый день Великой Отечественной войны.