Найти в Дзене

А ЖАЛЬ, ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК - ИНТЕЛЛИГЕНТ...

Хочу поговорить об интеллигентах, но не о той прослойке общества, которая некогда составляла весьма заметную часть нашего общества, а сейчас... не знаю. Нет, меня интересует интеллигент, как тип литературного героя, присущий русской и советской фантастике. Насколько я разбираюсь в текущем литературном процессе - этот тип героя сегодня практически вымер. А жаль... Однако, прежде, чем начать рассмотрение роли интеллигента в отечественной фантастике, хочу высказать свое субъективное мнение по поводу того, какого человека можно отнести к этому социальному типу. Интеллигент - это не тот, кто носит очки и даже - не тот, кто носит шляпу. Пожалуй, главное качество интеллигента не образованность, не занятие умственным трудом и даже - не хорошее воспитание, хотя и то и другое и третье несомненно присуще представителям этой прослойки. Главное качество интеллигентного человека - это склонность к рефлексии, к соизмерению собственных поступков с внутренними убеждениями и нравственным идеалом. Теперь
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников

Хочу поговорить об интеллигентах, но не о той прослойке общества, которая некогда составляла весьма заметную часть нашего общества, а сейчас... не знаю. Нет, меня интересует интеллигент, как тип литературного героя, присущий русской и советской фантастике. Насколько я разбираюсь в текущем литературном процессе - этот тип героя сегодня практически вымер. А жаль... Однако, прежде, чем начать рассмотрение роли интеллигента в отечественной фантастике, хочу высказать свое субъективное мнение по поводу того, какого человека можно отнести к этому социальному типу.

Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Александра Казанцева "Марсианин". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к рассказу Александра Казанцева "Марсианин". Изображение взято из открытых источников

Интеллигент - это не тот, кто носит очки и даже - не тот, кто носит шляпу. Пожалуй, главное качество интеллигента не образованность, не занятие умственным трудом и даже - не хорошее воспитание, хотя и то и другое и третье несомненно присуще представителям этой прослойки. Главное качество интеллигентного человека - это склонность к рефлексии, к соизмерению собственных поступков с внутренними убеждениями и нравственным идеалом. Теперь давайте посмотрим, как герои этого типа были представлены в нашей фантастике, главным образом - научной. Хотя - и не только. Разумеется, я изберу лишь несколько примеров из необъятного литературного моря.

Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Владимира Одоевского "Косморама". Изображение взято из открытых источников
Роберт Авотин. Иллюстрация к повести Владимира Одоевского "Косморама". Изображение взято из открытых источников

Советской фантастике интеллигентный герой достался от литературы дореволюционной, в том числе и - фантастической. В качестве примера последней можно вспомнить повесть Владимира Федоровича Одоевского (1803-1869) "Косморама" (1840). Фантастического в ней в общем немного. Практически все события можно свести к игре воображения или бреду главного героя - переносить невероятные происшествия в сон или в болезненные видения, один из самых распространенных литературных приемов XIX века. Главное в повести именно рефлексия молодого дворянина Владимира Петровича. Он пытается осмыслить каждый свой шаг, поступок и даже мысль. При этом испытывая угрызения совести, страх прослыть умалишенным. В общем - рефлексируя по полной.

Борис Гуревич. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников
Борис Гуревич. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Аэлита". Изображение взято из открытых источников

Одним из первых советских фантастических романов стала "Аэлита" (1923) Алексея Николаевича Толстого (1883-1945). Безусловно центральным в этом произведении является образ инженера Мстислава Сергеевича Лося. По сравнению с героем Одоевского, Лось новый тип интеллигента. Потому что это уже не рефлексирующий бездельник, не знающий, где ему применить данные Богом дарования, а человек деятельной мысли, гениальный изобретатель, отважный исследователь, рискнувший пересечь мировые пространства. И все-таки это интеллигент, бесконечно сомневающийся, стремящийся к чему-то недостижимому.

Анатолий Шпир. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Изображение взято из открытых источников
Анатолий Шпир. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Человек-амфибия". Изображение взято из открытых источников

Отечественным писателям свойственно переносить некоторые черты, присущие русской интеллигенции, на персонажей формально проживающих за границей. Таков, например, герой романа Александра Романовича Беляева (1884-1942) "Человек-амфибия" (1928) доктор Сальватор. Да, его образ напоминает классического безумного ученого, ради чистого познания проводящего опыты весьма сомнительного этического свойства. И тем не менее, он спасает жизнь индейского мальчика и воспитывает его как собственного сына. И он ищет способы сделать человечество счастливым с помощью науки. Так что можно утверждать, что доктор Сальватор почти типично русский ученый интеллигент.

Валерия Бегеева. Иллюстрация к повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Изображение взято из открытых источников
Валерия Бегеева. Иллюстрация к повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Изображение взято из открытых источников

И вспомнив о докторе Сальваторе, невозможно не вспомнить о профессоре Филиппе Филипповиче Преображенском - герое повести Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940) "Собачье сердце" (1925). Как и Сальватор, Преображенский гениальный хирург, ученый с мировым именем. И подобно своему аргентинскому коллеге, он тоже берет на себя функции Творца, создавая совершенно новое существо. И как Сальватор, Преображенский терпит фиаско. Потому что общественные процессы скальпелем не изменить. У Беляева тюрьма, в которой оказался Ихтиандр, сводит на нет мечту его приемного отца о подводной республике, а у Булгакова - влияние социума превращает доброго, почти интеллигентного пса в пьяницу, лодыря и демагога.

Матвей Добров. Иллюстрация к роману Владимира Обручева "Плутония". Изображение взято из открытых источников
Матвей Добров. Иллюстрация к роману Владимира Обручева "Плутония". Изображение взято из открытых источников

Даже по приведенным выше примерам хорошо видно, что главными героями научной и социальной фантастики в нашей стране частенько становились ученые. Это и понятно. Именно их открытия, путешествия и приключения являлись основным двигателем сюжета. Я скажу более, тип авантюриста, ищущего славы и наживы, в те уже далекие времена вообще не приживался в нашей литературе. В качестве примера достаточно вспомнить романы Владимира Афанасьевича Обручева (1863-1956) "Плутония" (1915,1924) и "Земля Санникова" (1926). В обоих этих произведениях действуют целые коллективы ученых, великолепных специалистов, отважных и глубоко интеллигентных людей. Да, у Обручева они не занимаются самокопанием. Им просто некогда, потому что они заняты сложным и опасным делом. Не знаю, осознавал ли это сам писатель или хотя бы литературные критики, но, по-моему, именно Владимир Афанасьевич создал новый тип литературного героя, а именно - научный коллектив, слаженно решающий труднейшие проблемы.

Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников
Александр Побединский. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Час быка". Изображение взято из открытых источников

Научный коллектив - станет нередким гостем на страницах советских фантастических романов, но наши фантасты пойдут еще дальше. В своих утопических сочинениях они населят такими коллективами целую планету. И не одну! Что представляет, например, союз космических цивилизаций, образующих Великое Кольцо, в романах Ивана Антоновича Ефремова (1908-1972), как не колоссальный коллектив образованных и, можно не сомневаться, глубоко интеллигентных существ? Да, в цикле своих произведений о будущем, Ефремов не дал нам подробного описания других, не человеческих, сообществ, но зато хорошо показал разницу между интеллигентными звездолетчиками с Земли и отнюдь не интеллигентным большинством обитателей планеты Торманс, в романе "Час быка" (1968). Конечно, на Тормансе тоже есть интеллигентская прослойка, но ей не достает той сплоченности и отваги, которая присуща землянам.

Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников
Евгений Мигунов. Иллюстрация к повести Аркадия и Бориса Стругацких "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников

Вдохновенными певцами интеллигенции стали Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (1933-2012) Стругацкие. Они не только сделали интеллигентов центральными персонажами большинства своих произведений, но и рассмотрели эту социальную прослойку со всех ракурсов. И не всегда - лицеприятных. Если в повести "Понедельник начинается в субботу" (1964) Стругацкие прямо противопоставляют высоко и широко образованных интеллигентных сотрудников НИИЧАВО сотрудникам невежественным и откровенно глупым, представляя последних пережитками темного прошлого, а первых - людьми будущего, живущими в настоящем, то совершенно иная картина открывается, например, в повести "Второе нашествие марсиан" (1966). Ее герой, учитель астрономии Аполлон, человек несомненно интеллигентный, во всяком случае - воспитанный, но как же он труслив, жалок и недальновиден!

Андрей Карапетян. Иллюстрация к роману Вячеслава Рыбакова "Очаг на башне". Изображение взято из открытых источников
Андрей Карапетян. Иллюстрация к роману Вячеслава Рыбакова "Очаг на башне". Изображение взято из открытых источников

Образ русского интеллигента пережил собственно советскую фантастику, вернее - проскочил по инерции в следующую эпоху, когда воображение читателя стали захватывать герои несомненно мужественные и решительные, но отнюдь - не интеллигентные. И если у Стругацких интеллигенты нередко исповедовали принцип, что добро должно быть с кулаками, то в постсоветской фантастике они все чаще становились символом бесхребетности и неумения жить. Рассмотрим два, наиболее ярких, на мой взгляд, примера. Это прежде всего Симагин - герой романа Вячеслава Михайловича Рыбакова (1954) "Очаг на башне", написанного в 1979 году, но опубликованного только в 1990. Симагин изобрел устройство, способное исцелить от многих болезней, как физиологических, так и психических. Его приятель, писатель-неудачник, воспользовался сим устройством, влюбив в себя любимую женщину Симагина. И что вы думаете, тот жестоко отомстил обидчику? Как бы не так.

Андрей Карапетян. Иллюстрация к повести Андрея Столярова "Альбом идиота". Изображение взято из открытых источников
Андрей Карапетян. Иллюстрация к повести Андрея Столярова "Альбом идиота". Изображение взято из открытых источников

Вторым примером может служить герой повести Андрея Михайловича Столярова (1950), с говорящим названием "Альбом идиота" (1991). Игнациус тоже вполне еще советский интеллигент. Работает в каком-то НИИ, корпит над диссертацией, женат, но жену, как и сына, не любит. И вот ему выпадает неслыханное счастье - встретить девушку, которая оказывается сказочной принцессой. Казалось бы, тут и сказке конец. И верно. Сказке тут действительно конец. Дальше начинается жизнь. Игнациус отнюдь не рохля, не "интеллигент несчастный", он вполне способен драться за свою любовь, беда только, что цена победы оказывается слишком высокой. Вряд ли Столяров осознанно сделал в этой повести такое предсказание, но он четко уловил, что время рафинированных, рефлексирующих интеллигентов безвозвратно ушло. Во всяком случае - в отечественной фантастике. А жаль, хороший человек - интеллигент.