Сегодня КОМСОМОЛКА опубликовала мою беседу с Александром Шагановым, выбрав для заголовка финальный эпизод разговора:
Оставлю здесь фрагмент интервью:
Вы Матвиенко упомянули, вы с ним сперва познакомились как с человеком, а потом стали соавтором, или наоборот, как это складывалось?
– Cудьба нас поселила в одной остановке друг от друга, чтобы мы не тратили время на передвижение, а вот так, по мере дарования, сочиняйте, сказала нам судьба, и мы не подкачали, я думаю.
Его человеческие качества, безусловно, глубина, надежность, там много хороших, добрых человеческих очень таких моментов, это безусловно. Ну, и его талант, его желание строить этот мир по своим правилам, которые, опять же, выстраданы им. И проходит время, и люди соглашаются, да, именно так.
Ну, так было не единожды, да, вот эта идея, так сказать, группы «Любэ», она целиком принадлежит ему, хоровое пение в припеве и вот этот смелый образ, а мы талантливого поддержали, не помешали, а подкидывали уголька в топочку, поэтому это счастье, что мы и сотрудничаем до сих пор, и может не так плотно общаемся в силу его загруженности.
Я так понял, что Игорь Сорин, оказывается, тоже сочинял. Это для меня было открытием, я его воспринимал как исполнителя ваших строчек.
– Нет, Игорь Сорин, автор песни «Где ты, где ты?» Я тоже писал на эту мелодию, у меня был свой текст, но он не пригодился. И Сорин написал свои стихи.
Он был очень талантливый человек во всем. То есть он любил сцену и жил сценой. И в стихосложении он был талантлив.
Я повторю, песню написать может любой человек. Я вас уверяю.
Сцена любила его, он любил сцену. И знаете ли, вот если бы его попросили для сцены сделать какие-то декорации, он бы их соорудил. И получилось бы. Он был человек удивительный.
Кстати, я с удивлением узнал, что «Тучи», знаменитую, в общем, «визитную карточку» «Иванушек», вы для Юры Шатунова сочинили... Я не вижу его исполняющим «Тучи».
– Ну там был такой незамысловатый, естественно, другой мотив, другой мотив, и, значит, в стиле там...
«Тучи» — песня российской поп-группы «Иванушки International» из дебютного альбома «Конечно он». Это первая песня Иванушки International. Песня заняла 18 место в списке «100 лучших песен XX века» по версии Европы Плюс. Редакция портала Афиша Daily, в ретроспективном обзоре творчества группы, писала, что во время выступления Иванушек с этой композицией на «Песне года-96» словно бы «наступало будущее».
В июне 2022 года вышла новая версия песни «Тучи» под названием «Тучи круче». Песня «Тучи круче» была записана совместно с популярным среди молодёжи исполнителем Хабибом.
Первоначально второй клип «Иванушек» планировалось снимать к песне «Малина». Идея снимать «Тучи» была рискованной (стиль трип-хоп и брейкбит нетипичен для отечественной эстрады тех лет), однако коллектив к тому моменту начинал отчаиваться, а Матвиенко подумывал о роспуске «Иванушек» и решился на эксперимент. В качестве вдохновения Игорь Матвиенко показал режиссёру клипа Олегу Гусеву «какой-то бойз-бэнд… возможно, East 17».
Видеоклип на песню «Тучи» снимали в 1996 году в Финском заливе в северной части недостроенного к тому моменту комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений. Из-за плохой погоды съёмочная группа долго не могла приступить к работе. По словам музыкантов, все погодные явления — настоящие, а компьютерная графика была использована только для создания космического аппарата, представленного в клипе. По воспоминаниям Андрея Григорьева-Аполлонова, автомобиль в клипе — ЗИМ, некогда подаренный Сталиным Стаханову. Премьера видеоклипа состоялась в 1996 году на ОРТ. После выпуска клипа на группу обрушилась популярность.
– А кто был автором, я перебью вас, этого мотива?
– Это такой мотив, который называется городской фольклор. Мы сейчас с вами можем написать такие четыре мотива. Это вот просто, так сказать, городской фольклор.
И Шатунов в своём режиме исполнил. И мы записали демо в студию. То есть исполнение «Туч» потеряно. Я ищу.
Девочки, его сверстницы в моём окружении, я им показывал, они вот так сидели. Естественно, были поклонницы, они замирали. Потому что, во-первых, он обладал мощнейшей харизмой. Он был, так сказать, не артист в понимании «гитисов». Он был свой человек, от песни к которой людям уютно, тепло. Это такая, знаете ли, Юлия Шитова. Он, короче, записал эту песню. Но запись утеряна.
ВИДЕО-ВЕРСИЯ:
Про Шатунова хорошо в своё время написал Отар Кушанашвили для моей МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРАВДЫ:
«Я захватил те времена, я подтверждаю, что сантименты казались чем-то неловким, чтобы не сказать непристойным; любые проявления сердечности, нежности, трепетности были обречены на погибель. И в эти пасмурные дни грянула песнь песней – «Белые розы», гимн защиты беззащитности, пропетый с виду непорочным, добродетельным пацаном, улыбкой убивавшим наповал.
Группа, с подачи испитого Сергея Кузнецова, «который был человеком, пока не превратился в утюг», должна была называться «Мама». Как по мне, случись такое, то есть если б победило это название, был бы грандиозный сусальный перебор, синдром выжженной земли. И без того группу укоряли в избыточной медоточивости и циничной манипуляции детками пубертатного возраста и теми взрослыми, что истосковались по нежностям.
Разин переиначивал под себя все каноны шоу-бизнеса. Но в конце концов именно ему и Шатунову мы обязаны тем, что время от времени похожи на людей: «смежил глаза, вызывая из неостывшей памяти лицо твое».
Шатунов умеет казаться легким – и не быть поверхностным (впрочем, это касается всех правильных пацанчиков – и меня, и Борю Корчевникова).
Я ведь Мафусаил в чистом виде, мы знать не знали ни кто такой Марк Аврелий, ни как обрести взгляд на собственную жизнь со стоических вершин, мы были грубы, недалеки и передвигались в кильватере, томились не от духовной жажды, это все потом, нам всем не хватало человеческой интонации.
И вдруг появляется этот мальчуган, взывая к милости к розам белым, а через них – к нам, падшим, ошалевшим от такой трепетности.
Не песня то была, а эпик про судьбу, многослойная попса с позолотой, про чувства, которые все стеснялись обнаружить, а паренек взял и всех нас раскрепостил, узников неласковой страны, которая на поверку жаждет ласки не только в мае».