Найти в Дзене
Коротко и по делу

Крымский мост: как его построили досрочно и почему это было непросто

Если Транссибирскую магистраль можно назвать «стройкой века» в прошлом, то Крымский мост — без сомнения, главный инфраструктурный проект уже нашего времени (его ещё называют Керченский мост). Самый длинный мост в России, построенный в непростых условиях и раньше срока. Торжественное открытие 15 мая 2018 года, а уже на следующее утро — первые машины. Так завершилась многовековая мечта о прямом пути через Керченский пролив. Благодаря википедии мы можем посмотреть на настоящии снимки, а не на генерацию картинок от нейросети, спасибо! Идея соединить берега пролива возникла ещё в XI веке — тогда князь Глеб перешёл по льду из Керчи в Тамань. Уже тогда было понятно: путь нужен постоянный. В XIX веке над проектом размышляли англичане. В начале XX — сам Николай II. В Великую Отечественную — немцы начали стройку, а советские инженеры её завершили. Но уже весной 1945 года мост смыло ледоходом — дерево не выдержало стихии. После этого почти 70 лет существовал только один вариант — паром. В разгар
Оглавление

Если Транссибирскую магистраль можно назвать «стройкой века» в прошлом, то Крымский мост — без сомнения, главный инфраструктурный проект уже нашего времени (его ещё называют Керченский мост). Самый длинный мост в России, построенный в непростых условиях и раньше срока. Торжественное открытие 15 мая 2018 года, а уже на следующее утро — первые машины. Так завершилась многовековая мечта о прямом пути через Керченский пролив.

Автор: Rosavtodor.ru
Автор: Rosavtodor.ru

Благодаря википедии мы можем посмотреть на настоящии снимки, а не на генерацию картинок от нейросети, спасибо!

Мост, о котором мечтали сотни лет

Идея соединить берега пролива возникла ещё в XI веке — тогда князь Глеб перешёл по льду из Керчи в Тамань. Уже тогда было понятно: путь нужен постоянный. В XIX веке над проектом размышляли англичане. В начале XX — сам Николай II. В Великую Отечественную — немцы начали стройку, а советские инженеры её завершили. Но уже весной 1945 года мост смыло ледоходом — дерево не выдержало стихии.

Вид на Крымский мост. Автор: Rosavtodor.ru
Вид на Крымский мост. Автор: Rosavtodor.ru

После этого почти 70 лет существовал только один вариант — паром. В разгар сезона это была транспортная лотерея: 10 тысяч машин, 50 тысяч человек в сутки. Могли стоять по 6–10 часов, а в шторм — и вовсе никуда не уехать.

Почему выбрали именно это место

Перед началом стройки всерьёз рассматривали аж 74 варианта! От тоннеля под морем на глубине 100 метров — до двухъярусного моста.

В начале обсуждений вариант с тоннелем действительно казался перспективным, его активно продвигали крымские власти. Но быстро стало понятно: в условиях Керченского пролива это попросту невозможно. Министр транспорта Максим Соколов тогда прямо сказал, что строительство тоннеля в этой геологии запрещено — слишком рискованно. Кроме того, у моста было сразу несколько преимуществ: он дешевле в эксплуатации, потребляет меньше энергии, и главное его можно было открыть уже в 2018 году. А с тоннелем это точно бы не вышло, по самым оптимистичным оценкам только на строительство ушло бы не меньше четырёх лет.

Но выбрали вариант в районе Тузлинского коса. Он оказался самым надёжным и безопасным: в отличие от паромной зоны у Чушки, где — разломы, ил и грязевые вулканы. На снимке ниже можете увидеть ночную подсветку арок моста.

Автор: Rosavtodor.ru
Автор: Rosavtodor.ru

Проект одобрили в 2016 году, и почти сразу началась стройка. Подрядчиком стал «Стройгазмонтаж» под руководством Аркадия Ротенберга. Интересно, что строили не «от берега до берега», как обычно, а сразу в восьми точках: и на суше, и в воде. Такой подход позволил уложиться в срок.

Условия были — хуже некуда

Керченский пролив — не подарок. Сложный рельеф, мягкое дно (вместо камня — многометровый слой ила), плюс сейсмика до 9 баллов и ледоход. Чтобы всё это выдержать, сваи забивали на глубину до 105 метров. И не просто вертикально — под углом, чтобы устойчивость была даже при ледяных нагрузках. В общей сложности под мост ушло больше 6500 свай. Над ними — 595 опор.

Крымский мост вечером. Автор: Rosavtodor.ru
Крымский мост вечером. Автор: Rosavtodor.ru

Отдельная гордость — фарватерные арки. Чтобы суда могли спокойно проходить под мостом, две 35-метровые опоры стали точками крепления для огромных арок. Поднять такие конструкции на проектную высоту — дело тонкое. Всё это происходило в море, при ветре и волнах. Но сделали.

Почему получилось быстро

Потому что за дело взялись серьёзно. Работали больше 13 тысяч человек. Смены шли круглосуточно. Контроль — на каждом этапе. В числе участников были и экологи, и археологи, и сейсмологи. Делали всё, чтобы не просто сдать объект, а чтобы он прослужил десятилетиями.

Результат: 19 километров моста, по которому теперь можно за 20 минут добраться с материка в Крым. До его появления самым длинным был Президентский мост в Ульяновске, но он заметно короче. А Крымский стал не только техническим рекордом, но и символом — инженерной, исторической и человеческой победы.

... в 2022 году его подорвали. Далее еще раз в 2023 году.

Фото 2023 года. Повреждения моста в результате взрыва.
Фото 2023 года. Повреждения моста в результате взрыва.

Берегите себя.

Вы когда нибудь задумывались, зачем на фаркоп надевали резиновую игрушку и почему он оканчивается шаром? Почитайте статью на эту тему у нас на канале.