Он стал рисовать для детей совершенно случайно, но уже через несколько лет Владимира Конашевича полюбили все, кто брал в руки книги с его рисунками. Он один из самых известных советских иллюстраторов, чьи работы каждый взрослый точно узнает среди множества других, потому что художник всю жизнь следовал однажды принятому принципу:
"Я твёрдо уверен, что с ребёнком не нужно сюсюкать и не нужно карикатурно искажать формы. Дети — народ искренний, всё принимают всерьёз. И к рисунку в книжке относятся серьёзно и доверчиво. Поэтому и художнику надо к делу относиться серьёзно и добросовестно."
"Композиция должна быть проста и непосредственно вытекать из самого действия, заключённого в тексте. Только этим будет достигнута необходимая ясность. Ребёнок с первого взгляда должен «понимать» картинку, то есть уяснить себе изображённое на ней событие." (с)
Хотим, чтобы вы знали о таком замечательном художнике не только по его иллюстрациям, а еще и представляли, какой жизненный путь он прошел. Вот вы слышали, что изначально Владимир Михайлович вообще не думал заниматься детской иллюстрацией? Собрали несколько интересных фактов из его жизни и спешим поделиться с вами:
1) Рисовать Конашевич учился у известного художника Константина Коровина и мастера книжной иллюстрации Леонида Пастернака (отца писателя Бориса Пастернака). Перепробовав множество направлений, Конашевич остановился на графике. Какое-то время работал музейным реставратором: с другими художниками расписывал Юсуповский дворец, помогал в восстановлении Павловского дворца-музея и рисовал литографии с его видами, за которые позже получил престижную премию.
2) Иллюстрировал произведения Фета (одного из своих любимых поэтов), Тургенева, Чехова, Зощенко и др., чтобы наработать стиль художника-графика.
3) В детскую иллюстрацию Конашевича привела случайность, стечение обстоятельств. Так сложилось, что в 1917 году его жена и дочь уехали к родственникам на Урал и не смогли вернуться: Урал оказался отрезан армией Колчака. Единственной связью были письма. Именно в них Владимир Михайлович начал посылать трехлетней дочке картинки с буквами, чтобы она потихоньку знакомилась с азбукой. Письма-картинки были до того хороши, что в 1918 году художник оформил их в свою первую книгу - "Азбуку в рисунках".
4) Конашевич близко дружил с Корнеем Чуковским, но вначале отношения двух мастеров не задались. Чуковскому не понравились рисунки, который Владимир Михайлович нарисовал к "Мухе-Цокотухе". В своем дневнике Чуковский написал: "Третьего дня пошел я в литографию Шумахера и вижу, что рисунки к "Мухе-цокотухе" так же тупы, как и рисунки к "Муркиной книге". Это привело меня в ужас".
Конашевич не растерялся и ответил так: "Я знаю, что я делаю паршивенькие рисунки. Но мне казалось, что в них бывало иногда одно достоинство: они хорошо сочетались с Вашими стихами. Я не хочу этим сказать, что Ваши стишки такая же дрянь! Боже сохрани! Я говорю о совпадении духа, а не качества".
Но очень скоро два гениальных человека научились понимать друг друга, и Конашевич стал одним из главных иллюстраторов детских произведений Чуковского. А сам Корней Иванович 7 лет спустя написал другу: "Благодаря Вам я впервые после большого перерыва снова почувствовал себя неплохим литератором и заранее завидую тем пятилетним, шестилетним советским гражданам, которые будут “читать” эту книжку."
5) В 1941 году, когда началась война, Конашевич переехал в Ленинград, где провел всю блокаду. Ему уже исполнилось 53 года, на фронт его не призывали, но даже в это невероятно тяжелое время мастер был погружен в дело: записывал свои воспоминания о детстве и сестре Соне, которая не пережила блокадную зиму, а после иллюстрировал сказки Андерсена. Тот светлый мир, который он создавал в своих рисунках, помогал ему держаться и верить, что все будет хорошо.
«По контрасту с этим почти постоянным громом и ужасом так сладко вспоминается тишина и мир нашей детской жизни, вставленной в более прочное и спокойное внешнее обрамление» (с) В. Конашевич
6) По воспоминаниям Корнея Чуковского, часто, перед тем, как начать рисовать, Конашевич играл на скрипке. Один, без слушателей исполнял своих любимых Баха, Чайковского, Шуберта - это увлечение музыкой сопровождало его с самого детства.
Широкую известность Владимиру Конашевичу принесли иллюстрации к произведениям Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Агнии Барто; с его рисунками выходили издания сказок братьев Гримм, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена (многие из них мы выпускаем в серии "Лучшее детям"). Иллюстрировал Конашевич и сборник сказок Пушкина - это была его последняя работа, книга вышла уже после его смерти - подробнее см. тут (жми).
Читатели, рассказывайте в комментариях, любите рисунки Владимира Конашевича? Какая из детских книг с его иллюстрациями нравится вам больше всего? Какие есть и сегодня в вашей домашней библиотеке у детей и внуков?