Данный вопрос фактически закрыт инициативой Минздрава России.
«Пионерами» в новациях Минздрава России с высокой долей вероятности станут выпускники 2026 года.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ
Минздрав предложил ввести для молодых специалистов, получивших медобразование на бюджетных отделениях, отработку в течение трех лет в медучреждении, которое оказывает помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие от советской системы распределения, выпускник может выбрать и медучреждение, и регион. Это могут быть не только государственные, но и частные клиники — все большее их число включает в перечень своих услуг помощь по ОМС. На трудоустройство будет отпущен год, после чего, в случае если такой молодой медик не найдет работу, ему придется возместить государству стоимость обучения в двукратном размере. Исходя из средней стоимости бюджетного обучения медика чуть более 200 тысяч в год, выйдет сумма приличная — ближе к 3 млн руб.
МОЙ КОММЕНТАРИЙ
В последние годы государство предпринимает многочисленные попытки решить проблему дефицита медицинских кадров в первичном звене здравоохранения. Программы "Земский доктор", "Земский фельдшер", майские указы Президента РФ, а также система целевого обучения демонстрируют неэффективность традиционных методов мотивации медицинских работников.
Практика показывает, что даже значительные финансовые стимулы (миллионные выплаты по программе "Земский доктор") не всегда приводят к желаемому результату. Многие врачи, получив компенсацию, продолжают работать по совместительству в крупных городах или меняют место работы после истечения минимального срока обязательной отработки. Это свидетельствует о глубоком кризисе системы распределения медицинских кадров.
Переход от методов мотивации к методам принуждения – показательное признание несостоятельности текущей государственной политики в сфере здравоохранения. Хотя предложенная система содержит некоторые послабления (возможность выбора места работы, год на поиск подходящей позиции), её основа – это всё же принудительное закрепление молодых специалистов.
Анализируя потенциальных выгодоприобретателей от новой системы, можно выделить несколько групп:
1. Пациенты, особенно проживающие в регионах с дефицитом медицинских кадров.
2. Главные врачи медицинских учреждений, которым необходимо обеспечивать базовую укомплектованность штата.
3. Органы здравоохранения субъектов РФ, не справляющиеся с обеспечением доступности медицинской помощи.
4. Губернаторы, отвечающие за исполнение майских указов и прочих показателей оценки деятельности.
5. Уже работающие медики, которые сталкиваются с высокой нагрузкой из-за нехватки персонала.
Однако существует и другая сторона медали. В первую очередь, это выпускники медицинских вузов и их семьи, которые фактически оказываются в ситуации ограниченной свободы трудового выбора. Особенно остро стоит вопрос компенсации затрат на обучение – сумма около 3 миллионов рублей является крайне обременительной для большинства семей.
Также в минусе оказываются часть действующих медицинских работников, чьи стимулирующие выплаты могут быть снижены при появлении новых коллег.
Дело в том, что дополнительные выплаты за повышенную нагрузку зачастую становятся регулярными, и их исключение воспринимается как ухудшение условий труда.
Существует важный правовой аспект: бюджетное финансирование образования формируется не путем прямого участия государства, а через налоговую систему. Фактически, граждане и предприятия финансируют образование через налоги, а государство лишь организует процесс перераспределения средств.
Если государство выбирает путь принуждения, то необходима соответствующая компенсация ограничений. В качестве такой компенсации мог бы выступать механизм прямого финансирования зарплат молодых специалистов из федерального бюджета согласно майским указам Президента РФ. При этом оплата должна производиться за обычную продолжительность рабочего времени, а не усредняться на региональном уровне.
Текущая ситуация требует комплексного подхода к решению проблемы дефицита медицинских кадров. Простое закрепление молодых специалистов без создания достойных условий труда и конкурентной оплаты может привести к обратному эффекту – ещё большему оттоку специалистов из профессии и росту недовольства среди медицинского сообщества.
Необходима разработка системы мер, сочетающей элементы материальной мотивации, улучшения условий труда и профессионального развития, а также прозрачного механизма компенсации затрат на обучение для тех, кто выбирает альтернативные пути трудоустройства.
Только такой комплексный подход может обеспечить устойчивое решение проблемы дефицита медицинских кадров в первичном звене здравоохранения.
ПЕРСОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
О ценах на юридические услуги можно узнать, нажав на эту ссылку: Хочу получить грамотную юридическую консультацию по медицинскому праву!