Найти в Дзене
Московская беседка

Правда vs ложь: кто кого?

О спектакле «Разбойники» Московского академического театра имени Маяковского. Премьера 25 апреля 2025 Поиски правды на земле — извечное занятие бунтарей и поэтов. Но справедливости ищут не только те, в ком неумолимо стремление к всеобщей гармонии. Справедливости для себя, в сугубо своем понимании этого слова ищут и подлецы. И если первые пытаются изменить мир, то вторые — подмять его под себя. И тут на сцену выходит ненависть и ложь. Ложь, разрушающая правду, разрушающая жизнь, несущая смерть. В драме Фридриха Шиллера исследуется сам процесс разрушения, который неминуемо приносит ложь. Одна неправда цепляется за другую, несчастья нарастают, как снежный ком, и вот этот гигантский ком лжи и насилия обрушивается на правых и виноватых, превращаясь в нескончаемый поток несчастий, от которых нет спасения. Таков Шиллер, такова мятежная эстетика «Бури и натиска», в которой он писал свое произведение, до сих пор востребованное современным театром. Пьеса блистает великолепным слогом, силой чувст

О спектакле «Разбойники» Московского академического театра имени Маяковского. Премьера 25 апреля 2025

Поиски правды на земле — извечное занятие бунтарей и поэтов. Но справедливости ищут не только те, в ком неумолимо стремление к всеобщей гармонии. Справедливости для себя, в сугубо своем понимании этого слова ищут и подлецы. И если первые пытаются изменить мир, то вторые — подмять его под себя. И тут на сцену выходит ненависть и ложь. Ложь, разрушающая правду, разрушающая жизнь, несущая смерть.

В драме Фридриха Шиллера исследуется сам процесс разрушения, который неминуемо приносит ложь. Одна неправда цепляется за другую, несчастья нарастают, как снежный ком, и вот этот гигантский ком лжи и насилия обрушивается на правых и виноватых, превращаясь в нескончаемый поток несчастий, от которых нет спасения.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Таков Шиллер, такова мятежная эстетика «Бури и натиска», в которой он писал свое произведение, до сих пор востребованное современным театром. Пьеса блистает великолепным слогом, силой чувств, подлинным их благородством. Словом, всем тем, к чему всегда стремился и стремится человек. Чистая правда беззащитна перед беззастенчивой ложью, и только на самом конце пути истина торжествует, и то только для того, чтобы проститься со своими героями.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Карл и Франц, оба мятежника, оказываются в плену у своего горделивого решения исправить этот мир. Один — мечом и огнем, другой — коварством и ненавистью. Оба терпят поражение. Пьеса Шиллера интересна своей внутренней логикой развития сюжета, вскрывающей причинно-следственную связь между замыслами и действиями. Но финальную точку ставит не Карл.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер Евгений Закиров очень тонко, буквально на несколько секунд, продлил действие. Именно финальным золотисто-алым светом он сказал очень многое. Финальный свет — свет Всемогущей Милости, умеющей любить и прощать. И именно в этом лучезарном сиянии видится и чувствуется спасение.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Сценография спектакля минималистична: господствует черное с редкими проблесками белого, алеет кровь и алые цветы на могилах (художник Евгения Шутина). Все внимание сосредоточено на мыслях и чувствах героев — это очень смелый и правильный замысел. Евгений Закиров подчеркнуто избегает пустых эффектов и отвлекающих красивостей, которыми пестрело 18 столетие. Все брутально и мрачно, что полностью соответствует атмосфере шиллеровских «Разбойников». И в этом разряженном, свободном сценическом пространстве чистым звуком горит огонь Шиллера, которым восхищались его современники.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Режиссер привнес в прочтение пьесы современную ироническую струю, используя интересный прием. Чтобы избежать лишнего пафоса, некоторые герои (Герман, Амалия и др) произносят некоторые монологи на одной интонационно сдержанной ноте, словно произносят затверженный текст, добавляя лишь каплю иронии. Подобная игра обогащает трехсотлетний текст и приближает героев Шиллера к нам, а нас — к ним.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Отдельно хочется отметить главных героев, ибо в них — безусловная удача спектакля. Макар Запорожский (Карл Моор) в полной мере соответствует шиллеровскому герою: его брутальность, глубокая сила чувств, особая, «разбойничья» энергетика в полной мере выражают тип и суть главаря шайки, в котором постепенно умирает христианин, оживающий в финале. Очень нежная (что редкость сегодня!) Амалия (Кира Насонова), трепетная, глубоко страдающая — полное соответствие героине.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

«Разбойники» у маяковцев получились страстными и трепетными, сильными и яростными людьми, которым суждено сопротивляться жизни. Сопротивляться смерти. Сопротивляться лжи. В этом их беда, но в этом же их величие. Величие, отражающееся в золотисто-алой гармонии, на краткий финальный миг засиявшей последней правдой — недоступной на этой земле...

Поддержать канал можно здесь: 4276 3801 3790 3469, Сбербанк.

Или здесь.

Бог отблагодарит Вас за Вашу доброту)