Найти в Дзене
Коротко и по делу

«Баркас» из ГДР: микроавтобус, который помнят до сих пор

Сейчас страны под названием ГДР уже нет, но техника, которую там делали, до сих пор вызывает интерес и уважение. Помимо знаменитых легковушек «Trabant» и «Wartburg», в Восточной Германии был свой микроавтобус, который знали даже в СССР — «Barkas». Проектирование микроавтобуса «Barkas» началось в 1956 году, а уже с 1961 года машина пошла в серийное производство. «Баркас» выпускали вплоть до 1991 года, за это время с завода выехало почти 176 тысяч экземпляров модели B1000 и около двух тысяч модернизированных B1000/1s. Главный плюс «Баркаса» универсальность. Машину делали во множестве модификаций: обычный пассажирский автобус, грузовой фургон, санитарка, пожарная машина, автолавка и даже почтовый автомобиль. Грузоподъёмность была до 1 тонны, а максимальная скорость — до 100 км/ч. «Баркас» был манёвренным и компактным — идеально подходил для тесных европейских улиц и сельских дорог. «Баркас» отличался простотой и надёжностью. Вместо рамы — кузов как единое целое. Подвеска — на торсионах,
Оглавление

Сейчас страны под названием ГДР уже нет, но техника, которую там делали, до сих пор вызывает интерес и уважение. Помимо знаменитых легковушек «Trabant» и «Wartburg», в Восточной Германии был свой микроавтобус, который знали даже в СССР — «Barkas».

Автор: kees torn, источник: википедия
Автор: kees torn, источник: википедия

Проектирование микроавтобуса «Barkas» началось в 1956 году, а уже с 1961 года машина пошла в серийное производство. «Баркас» выпускали вплоть до 1991 года, за это время с завода выехало почти 176 тысяч экземпляров модели B1000 и около двух тысяч модернизированных B1000/1s.

Почему его так любили

Главный плюс «Баркаса» универсальность. Машину делали во множестве модификаций: обычный пассажирский автобус, грузовой фургон, санитарка, пожарная машина, автолавка и даже почтовый автомобиль. Грузоподъёмность была до 1 тонны, а максимальная скорость — до 100 км/ч. «Баркас» был манёвренным и компактным — идеально подходил для тесных европейских улиц и сельских дорог.

Автор: Johannes Maximilian, источник: википедия
Автор: Johannes Maximilian, источник: википедия

Конструкция и техника

«Баркас» отличался простотой и надёжностью. Вместо рамы — кузов как единое целое. Подвеска — на торсионах, передний привод, барабанные тормоза по кругу. Надёжная конструкция без излишеств — именно за это его и ценили.

Вид сзади. Автор: Johannes Maximilian, источник: википедия
Вид сзади. Автор: Johannes Maximilian, источник: википедия

Под капотом (вернее, под полом) стоял двухтактный трёхцилиндровый мотор Wartburg-311 объёмом всего 992 см³ и мощностью до 45 л.с. Этот двигатель был простым в обслуживании, но расходовал около 12 литров бензина на 100 км — для того времени вполне нормальный показатель. В 1989 году появились версии с более современным четырёхтактным мотором Volkswagen.

Внешность на века

Внешне «Баркас» смотрелся просто, но гармонично и пропорционально. Его бескапотная компоновка и крупные фары создавали образ дружелюбного и практичного помощника. Он чем-то напоминал западногерманский Volkswagen T1, но выглядел более лаконично и элегантно.

Пикап Barkas B1000 1965 года. Автор: AlfvanBeem, источник: википедия
Пикап Barkas B1000 1965 года. Автор: AlfvanBeem, источник: википедия

В ходе производства машина почти не менялась внешне, лишь появлялись полезные технические улучшения — двигатели становились мощнее, добавлялись новые опции.

В 1963 году поставили двухконтурную тормозную систему вместо старой одноконтурной. А рычаг переключения передач перенесли с рулевой колонки на привычный центральный тоннель.

В 1972-м усилили генератор: вместо 220 Вт поставили 500 Вт. Мощность мотора подняли с 42 до 44 лошадиных сил.

С 1987 года на свет вышла моделька со сдвижной боковой дверью — стало удобнее загружать и выгружать вещи, особенно в тесных дворах и на узких улицах.

Экспорт и популярность

«Баркас» активно поставлялся за пределы ГДР. Машины работали в странах Восточной Европы, были в Польше и СССР, хотя советский рынок активно занимали собственные микроавтобусы РАФ. Но и в СССР «Баркас» ценили за удобство и компактность, хотя на дорогах он был нечастым гостем.

Пикап Barkas B1000 1981 года с дополнительным тентом. Автор: AlfvanBeem, источник: википедия
Пикап Barkas B1000 1981 года с дополнительным тентом. Автор: AlfvanBeem, источник: википедия

Конец эпохи и современность

В 1993 году немцы планировали передать производство «Баркаса» в Россию, на Кировский завод в Ленинграде, но проект не состоялся по экономическим причинам. Через год оборудование было утилизировано, и «Баркас» окончательно ушёл в прошлое.

Салон. Автор: Raiderswiki, источник: википедия
Салон. Автор: Raiderswiki, источник: википедия

Сегодня сохранившиеся микроавтобусы «Barkas» чаще всего можно встретить в Восточной Германии на ретро-выставках и автопробегах. Владельцы бережно поддерживают их в рабочем состоянии и гордятся своим редким автомобилем. В России «Баркасы» иногда используют как стильные передвижные кофейни, но встречаются и идеально отреставрированные экземпляры.

Автодом Barkas B1000. Автор: RomanM82, источник: википедия
Автодом Barkas B1000. Автор: RomanM82, источник: википедия

«Баркас» — автомобиль, который был прост, надёжен и очень практичен. И пусть сегодня такие машины больше не выпускают, память о них до сих пор жива среди автолюбителей.

Вы слышали когда-нибудь про «Уралец», который пахал целину. Как выглядел и чем запомнился грузовик УралЗИС-355М? В предыдущем материале писал о нём.