Найти в Дзене
Кинолог Александр Смирнов

«Что делать, если война такая безжалостная»: как наши собаки воевали против танков

Страшные реалии войны: для собаки-подрывника выполнение команды инструктора означало неминуемую гибель. Фото danviet.mediacdn.vn
Страшные реалии войны: для собаки-подрывника выполнение команды инструктора означало неминуемую гибель. Фото danviet.mediacdn.vn

Неизвестно, что хуже – знать, что собака понимает, какая участь её ждёт, или отправлять её на смерть «в тёмную», просто как на выполнение обычной команды. Мне, современному человеку, трудно представить, что ощущали инструктора времен Великой Отечественной, обучавшие собак-подрывников для борьбы с танками, но не думаю, что это было легкой работой.

Собак для участия в боевых действиях готовили двенадцать школ, разбросанных по всему Союзу. Помимо специальностей, которые считаются «традиционными», таких, как саперы, связисты и санитары, собаки получали там и другие навыки – некоторых из них готовили на роль диверсантов: они должны были помогать делать проходы в заграждениях и уничтожать технику врага.

Разумеется, ни о каком гуманном отношении речь не шла. Собаки должны были ценой жизни выполнить поставленную задачу, которая по определению была билетом в один конец. Собаки, для которых первое же задание становилось последним, без вариантов – по понятным причинам у меня эта тема вызывает сильный эмоциональный отклик.

Фото из личного архива Нинель Устиновой/russiainphoto.ru
Фото из личного архива Нинель Устиновой/russiainphoto.ru

Сейчас популярно мнение, что решение о подготовке собак-смертников было принято из-за отчаянного положения на фронте в первые годы войны, мол, средств поражения не хватало, вот и взялись за собачек. Это не совсем верно: 1941-1942 годы действительно были непростыми, однако эксперименты с собаками-подрывниками начались еще до войны, в конце 1930-х годов.

Вот отрывок из докладной записки инженера Бронетанкового Управления Красной Армии Гудика А.Д. своему начальнику (датировано июлем 1941 года): «...одним из средств борьбы с танками противника могут служить обученные собаки с вьюком «ПТ», начиненным сильным взрывчатым веществом. Испытания этому средству борьбы с танками противника проводились Управлением Связи с представителями Инженерного и Бронетанкового управлений КА, в 1939-1940 годах».

Схема боеприпаса ПТ, описывающая его устройство и принцип его работы. Фото: Центральный архив Министерства обороны РФ
Схема боеприпаса ПТ, описывающая его устройство и принцип его работы. Фото: Центральный архив Министерства обороны РФ

К донесению прилагается подробная схема боеприпаса, описывающая его устройство и принцип его работы. На спину собаке крепилось некое подобие ранца, в котором лежало определенное количество взрывчатки (в разных источниках указывают разные цифры, от 4 до 12 кг), а сверху торчал штырь длиной около 20 см. Собака должна была заскочить под танк, при этом штырь наклонялся, цепляясь за днище машины, и активировал детонатор.

Другими словами, к началу войны технология подготовки и использования собак-подрывников в общих чертах была отработана. Более того, как сообщает та же записка, на складах уже изготовленными лежало 3000 комплектов заряда ПТ! В результате меньше чем через месяц, 15 августа 1941 года, Народный комиссариат обороны СССР издал приказ №0695 «О сформировании отдельных отрядов собак-истребителей танков», положивший начало применению собак в качестве живых мин.

Чучело собаки с прикрепленный к спине боеприпасом. Фото Yuri Pasholok
Чучело собаки с прикрепленный к спине боеприпасом. Фото Yuri Pasholok

Следует отметить, что изначально план не предполагал «одноразовое» использование собак. Животных учили в нужный момент выдергивать кольцо по типу парашютного, сбрасывать тем самым заряд и возвращаться обратно. Однако то, что хорошо получалось на полигоне, в реальной боевой обстановке оказалось неосуществимо. Вот что пишет военный эксперт Юрий Веремеев:

«Собаки оказывались растеряны. Была одна знаменитая собака по имени Инга, которая проявляла себя как гений во время тренировок по переноске взрывчатки, но даже ей не удалось выполнить настоящую миссию. Первая группа собак тренировалась около шести месяцев. Столкнувшись с неудачей, советские кинологи разработали идею "одноразовых собак", попутно сократив и время обучения».

Всего за три месяца собак готовили к смертельной миссии. Методика была простой и жестокой: животным, которых не кормили несколько дней, давали кусочки мяса возле танка, формируя тем самым прочную ассоциацию «машина значит еда». Раз за разом мясо убирали все дальше под днище, а когда собака привыкала есть в таких условиях, танк заводили. В результате собаки переставали бояться шума и с готовностью забирались под ревущие машины.

Фото из личного архива Нинель Устиновой/russiainphoto.ru
Фото из личного архива Нинель Устиновой/russiainphoto.ru

Идея был проста: подготовить собаку стоит дешевле, чем сделать противотанковую пушку, а её жизнь намного менее ценна, чем жизнь солдата. Кроме того, как предполагалось, из-за небольших габаритов (использовались как породистые, так и беспородные собаки размером примерно с немецкую овчарку) в такую цель будет сложно попасть из танкового пулемета, рассчитанного на мишень размером в рост человека.

Однако первый же крупный бой закончился провалом. Две сотни собак с инструкторами из 1-го специального батальона, задействованные в боях под Москвой, оставшись без прикрытия нашей пехоты, стали легкой добычей для пехоты фашистов. Сбитых с толку и растерянных собак немцы просто перестреляли, а инструкторов захватили в плен.

Как пишут некоторые источники, после неудач такого плана некоторые инструктора отказывались работать с собаками (думаю, их дальнейшей судьбе не позавидуешь). Однако ошибки при подготовке были учтены и тренировки продолжались несмотря ни на что. Историк Борис Егоров пишет, что «к концу 1941 года на фронте сражалось более 1000 противотанковых собак, а в следующем году их число превысило 2000».

Инструктор с противотанковой собакой. Калининский фронт, 1942 год. Фото Ольга Игнатович. Из личного архива Артура Бондаря.
Инструктор с противотанковой собакой. Калининский фронт, 1942 год. Фото Ольга Игнатович. Из личного архива Артура Бондаря.

У него же я прочитал, что 21 июля 1942 года собаки помогли решить исход крупного сражения под Таганрогом: «Когда 40 вражеских танков прорвались сквозь батарею противотанковых орудий и подорвали позиции бригады морской пехоты, 4-я рота противотанковых собак была единственным, кто стоял между командным пунктом и нацистами. Одновременно 56 собак бросились в атаку и уничтожили много вражеских танков. Эти собаки не только остановили наступление, но и заставили немцев бежать с поля боя».

Всего за годы войны собаки-подрывники уничтожили более 300 танков противника. Известно, что во время Курской битвы группа из 16 собак вывела из строя 12 танков. Собственно, то сражение стало последним, где широко использовались собаки – вскоре программа подготовки была свернута, хотя, по некоторым данным, отдельные эксперименты в этом направлении проводились в Союзе вплоть до конца 1960-х годов.

Среди причин отказа от собак-подрывников называют низкую эффективность такого метода борьбы с танками, пагубное влияние на моральный дух солдат и протесты авторитетных специалистов, таких, как Дина Волкац, супруга широко известного кинолога Александра Мазовера – сама будучи выдающейся дрессировщицей собак-минёров, она ратовала за использование собак в других направлениях, где не предполагается неминуемая гибель животного.

Собачья упряжка вывозит раненого. 1 Украинский фронт, 1945 год. Фото Ольга Игнатович. Из личного архива Артура Бондаря.
Собачья упряжка вывозит раненого. 1 Украинский фронт, 1945 год. Фото Ольга Игнатович. Из личного архива Артура Бондаря.

Да, подготовленные собаки часто гибли, не дойдя до цели. Порой они ошибались или, будучи напуганными грохотом боя, бежали обратно, а необходимость их расстреливать, чтобы избежать взрыва на своих позициях, тяготила солдат. Все так, однако скорее всего главную роль сыграла промышленность, которая к тому времени смогла наладить выпуск достаточного количества «механических» средств поражения.

Собаки-камикадзе, насколько бы жестоким ни казалось современным людям такое использование животных, безусловно сыграли важную роль в разгроме фашистов. Сейчас некоторые историки говорят, что, мол, враги быстро смекнули, в чем дело и подстреливали собак ещё на подходе – ничего подобного.

Факты говорят об обратном. По воспоминаниям немецких офицеров, вид четвероногих со взрывчаткой наводил ужас на их солдат. Деморализующее влияние было настолько сильным, что фашистская пропаганда вынуждена была кричать о жестокости русских и отчаянном положении Красной армии, которая из-за нехватки людей пускает в бой собак. Пилотам люфтваффе тем временем был дан приказ расстреливать всех собак, которых они заметят на поле боя.

Скажете, что такое несколько сотен погибших собак по сравнению с миллионами жизней, отданных нашей страной в той войне. Скажете – и, наверное, будете правы. Действительно, ничего. Капля в море. Но для русского человека животные всегда значили много больше, чем просто функция, которую они выполняли. Отправлять на верную смерть того, кого ты любил, кто беззаветно тебе верил – черт возьми, что делает война!

Тысячи собак отдали свои жизни за Победу. Не дай Бог, чтобы в нашей жизни наступил такой момент, чтобы нам опять пришлось просить их о помощи. Не дай Бог.

Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.

***

Меня зовут Александр Смирнов, я кинолог и дипломированный клинический психолог. На своём канале пишу о собаках то, что они хотели бы сказать нам сами. Вне канала обучаю, дрессирую, помогаю с воспитанием. Нужна консультация? Звоните, пишите в Вотсапп, я на связи: мой телефон +7 (921) 921 09 11.

Прямо сейчас вы можете прокачать свои знания, получив доступ в секретный раздел моего канала. Там лежат особые материалы, только для Продвинутых Владельцев. Доступ к ним стоит 99 рублей. Подписывайтесь! Новые статьи – каждую неделю.