Найти в Дзене

Тусклый блеск. Выставка в ГИМ

Сегодня будет не рассказ, а маленькая заметка о писательском закулисье. В поисках вдохновения и фактуры для новых исторических произведений решила посетить выставку "Драгоценности! Блеск русского двора" в Государственном историческом музее. Это не реклама (к сожалению🤣), но жители и гости Москвы еще могут успеть посетить выставку до 12 мая. И раз это не реклама, скажу честно, экспозиция произвела неоднозначное впечатление. "Драгоценностей" и "блеска" там явно было недостаточно для такого претенциозного названия. К тому же удивил подбор экспонатов в каждой витрине: они плохо сочетались между собой и относились к разным периодам. Было много предметов быта, что, безусловно, интересно, но в моём представлении слабо укладывается в концепцию выставки. Наличие экспозиции траурных украшений тоже удивило: разумеется, это очень интересная часть культуры XIX столетия, но опять же к блеску двора никак не относится. Впрочем, ворчать я могу долго, но всё-таки я пишу эту статью не для того, чтобы из

Сегодня будет не рассказ, а маленькая заметка о писательском закулисье. В поисках вдохновения и фактуры для новых исторических произведений решила посетить выставку "Драгоценности! Блеск русского двора" в Государственном историческом музее. Это не реклама (к сожалению🤣), но жители и гости Москвы еще могут успеть посетить выставку до 12 мая.

И раз это не реклама, скажу честно, экспозиция произвела неоднозначное впечатление. "Драгоценностей" и "блеска" там явно было недостаточно для такого претенциозного названия. К тому же удивил подбор экспонатов в каждой витрине: они плохо сочетались между собой и относились к разным периодам. Было много предметов быта, что, безусловно, интересно, но в моём представлении слабо укладывается в концепцию выставки. Наличие экспозиции траурных украшений тоже удивило: разумеется, это очень интересная часть культуры XIX столетия, но опять же к блеску двора никак не относится.

Впрочем, ворчать я могу долго, но всё-таки я пишу эту статью не для того, чтобы излить праведный гнев, а чтобы поделиться интересными находками. Поэтому переходим к позитиву.

Хотя у меня и не нашло понимания участие в выставке предметов быта, но эти экспонаты оказались самыми интересным, и в другой заявленной концепции я бы была в полном восторге. Например, совершенно очаровательный слон - подставка под флаконы. Каждая башенка - это флакон. Или зеркало, в которое кто только не смотрелся: оно было изготовлено для Анны Иоановны, затем принадлежало Елизавете Петровне и Петру III. Позже находилось в Ораниенбауме и его последней владелицей значится герцогиня Е.Г. Саксен-Альтенбургская, внучка великого князя Михаила Павловича. Великолепный золотой туалетный прибор Анны Иоановны и усыпанный камнями ларец (его вес около трёх килограммов). А так же можно полюбоваться искусным комодиком и очаровательным попугайчиком. Листайте карусель.

Другой зал был условно посвящён князьям Юсуповым. Условно, так как опять же экспонаты составляли сборную солянку. Но портреты трёх представительниц этого рода и большинство вещей позволяют обозначить зал именно так. Здесь очень понравился стенд с портретом Татьяны Александровны Юсуповой, и рядом же был выставлен тот самый веер, что она держит на портрете. Возможность увидеть вживую предмет со старинной картины словно приближает к зрителю человека из прошлого, делает его более реальным. Другой стенд представлял вниманию посетителей бальное платье Зинаиды Ивановны Юсуповой и совершенно потрясающие украшения и веер из чугуна! Вообразить такую тонкую работу из такого грубого материала казалось совершенно невозможно. Этот стенд был прекрасен: вещи одного периода, одних владельцев. Не исключено, что Зинаида их и носила именно так, с этим платьем. Подобные украшения были очень популярны в первой половине XIX века. Их производство достигло пика в 1813-1815 годах, когда принцесса Марианна Прусская обратилась ко всем женщинам Пруссии с просьбой отдать свои золотые украшения для финансирования восстания против Наполеона во время Освободительной войны в обмен на брошь или кольцо из железа с надписью "Я отдала золото за железо". Изящные чёрные аксессуары ещё долго оставались популярными благодаря своей сдержанной красоте и возможности использования в качестве траурных украшений.

Другой удачный комплект состоял из вечернего платья императрицы Марии Федоровны, туфель и украшений с аметистами. Фото в карусели.

А вот драгоценностей было не так много, и все оказались достаточно миниатюрные, так что на фото смотрелись совсем плохо. Но для примера покажу жутковатую, но весьма характерную для рубежа веков подвеску "Клубок змей" мастерской Лалика, несколько симпатичных браслетов и чудесную коллекцию портбукетов. И снова фото в карусели.

На этом, пожалуй, всё. Нравятся ли вам статьи об интересных местах? Пишите в комментариях)