Найти в Дзене

Реакция Трансплантат Против Хозяина для чайников. Первая ТКМ.

Реакция «трансплантат против хозяина» (РТПХ) — это серьёзное, иногда опасное для жизни осложнение трансплантации гемопоэтических клеток, в том числе костного мозга или стволовых клеток. РТПХ возникает, когда иммунные клетки донора (трансплантат) воспринимают обычные клетки тела реципиента (хозяина) как инородные и атакуют их. Симптомы иммунной реакции зависят от того, какая часть организма будет повреждена донорскими клетками. Различают острую и хроническую РТПХ: · Острая обычно развивается в первые 100 дней после трансплантации и поражает преимущественно кожу, печень и желудочно-кишечный тракт. Симптомы могут включать сыпь, зуд, желтуху, тошноту, рвоту, диарею. Поэтому в течении первых ста дней каждый родитель пристально следит за ребенком, так как каждый прыщик, каждое покраснение глаз или боль в животе могут быть признаками начавшейся реакции. Каждый прожитый день без РТПХ - это победа. Поэтому все так скурпулезно считают дни после ТКМ. Чтобы наконец-то переступить стодневную черту

Реакция «трансплантат против хозяина» (РТПХ) — это серьёзное, иногда опасное для жизни осложнение трансплантации гемопоэтических клеток, в том числе костного мозга или стволовых клеток.

РТПХ возникает, когда иммунные клетки донора (трансплантат) воспринимают обычные клетки тела реципиента (хозяина) как инородные и атакуют их. Симптомы иммунной реакции зависят от того, какая часть организма будет повреждена донорскими клетками.

Различают острую и хроническую РТПХ:

· Острая обычно развивается в первые 100 дней после трансплантации и поражает преимущественно кожу, печень и желудочно-кишечный тракт. Симптомы могут включать сыпь, зуд, желтуху, тошноту, рвоту, диарею. Поэтому в течении первых ста дней каждый родитель пристально следит за ребенком, так как каждый прыщик, каждое покраснение глаз или боль в животе могут быть признаками начавшейся реакции.

Каждый прожитый день без РТПХ - это победа. Поэтому все так скурпулезно считают дни после ТКМ. Чтобы наконец-то переступить стодневную черту и выдохнуть.

С другой стороны, отсутствие РТПХ может свидетельствовать, что трансплантат не работает, не приживается, тем самым не дает никаких ответов от иммунной системы организма. Поэтому РТПХ - это хорошо. Главное, чтобы реакция была не острая и развернулась в пределах, которые врачи могут нивелировать медикаментозно.

· Хроническая возникает позже и может затрагивать практически любой орган, напоминая по проявлениям аутоиммунные заболевания.

Тяжёлые формы РТПХ опасны для жизни, кроме того, хроническая РТПХ резко ухудшает качество жизни и может привести к инвалидности.

Для лечения и профилактики РТПХ используются различные препараты с иммуносупрессивным действием (глюкокортикостероиды, циклоспорин, програф и многие другие).

При появлении любых изменений в состоянии после трансплантации необходимо сообщать врачам, так как РТПХ лучше лечится на ранних стадиях.

После первой трансплантации мы ждали проявлений РТПХ. Чаще всего встречается кожная реакция - это сыпь на всем теле, в особенности на ладонях и пятках. Поэтому каждый осмотр врачей после трансплантации направлен на выявление признаков реакции: жидкий стул, рвота, сыпь, болевой синдром. Весь пищевод, кишечник, горло становятся под воздействием РТПХ одной сплошной раной, слизистая внутренних органов буквально хлопьями рвется и сходит, как после ожега. Пациент не может принимать пищу и пить. Ему просто больно. Здесь очень важно есть. Чтобы кишечник худо-бедно хоть как-то работал. Так как после отказа от еды, кишечнику достаточно буквально пары суток в условиях отсутствия лейкоцитов, чтобы началось воспаление и продолжилось поражение внутренних органов.

Считается, что чем донор совместимее, тем менее выраженная будет РТПХ. Так как донорский трансплантат ближе к реципиенту и его иммунная система не будет отторгать его ткани, так как они близки ему. Но это теория. На практике это не всегда так.

В нашем случае донором для Саши выступал папа. А родитель - это всегда донор, подходящий на 50%. Поэтому-то мы и ждали РТПХ. Первые 30 дней никаких реакций не было. И мы очень радовались этому. Хотя слово «радовались» здесь конечно же не подходит. Просто переворачивали дни, как дни, когда мы живы и у нас ничего не болело. Я видела детей, пораженных РТПХ. Детей, кричащих от боли, когда наркотические обезболивающие перестают действовать, и их внутренности оказываются одной голой раной. Детей, у которых буквально сходила кожа на ладонях и стопах. «Господи, только не глаза»,- думала я, понимая насколько чувствительна слизистая глаз и как сложно маленькому ребенку капать капли и закладывать гормональные мази за веко. Я видела детей, которых постоянно тошнило. Детей с кожей, как у инопланетянина, то ли рябой, то ли истонченной, то ли черной. Предсказать, как ударит иммунитет на тебя нельзя.

Чтобы предотвратить острое развитие РТПХ  пациентам назначают иммуносупрессоры - у нас был Такролимус. В дозировке, которая усмирит иммунитет, но не задавит приживляющийся костный мозг. Это тоже своего рода хождение по лезвию ножа. Чуть больше - и костный мозг отторгнется, чуть меньше - начнется РТПХ и неизвестно, совместима ли она будет с жизнью или нет.

На 23-й день после ТКМ врачами было зафиксировано приживление костного мозга и восстановление работы донорского трансплантата. На 34-й день у Саши началась РТПХ кожи 1-ой стадии. За 10 дней на фоне топических стероидов РТПХ удалось купировать.

-2
-3
-4
-5
-6