Конфуцианство (儒学) как философско-этическое учение возникло в Древнем Китае на рубеже пятого-шестого веков до нашей эры и было названо по имени своего основоположника Конфуция (Кун-цзы, 孔子). Учение оказало значительное влияние на китайскую культуру, политику и экономику в ходе их исторического развития.
Современный Китай ориентируется на марксизм, адаптированный к нуждам экономики, где капитализм видится средством достижения коммунистического (справедливого) общества.
Конфуцианские принципы вполне согласуются с основной задачей — построить справедливое общество — и потому не отвергаются. К тому же ряд идеалов, лежащих в основе конфуцианского понимания ведения хозяйства, полезны с сугубо практической точки зрения.
Статья предлагает аргументы в поддержку этой позиции, также служа простым напоминанием, что не только западные, но и восточные способы ведения хозяйства способны приводить к благоденствию и процветанию.
Многообразие норм сводится к пяти золотым правилам, охватывающим все уровни хозяйственных отношений любой страны: от правительства до самого последнего её жителя. И, прежде всего, видится важным...
Мудрое распоряжение богатством
Равномерность распределения богатств является залогом мира и отсутствия бедности как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом.
Конфуций полагал, что мудрым правителям пристало стремиться к тому, чтобы все люди получили равный доступ к общим благам, не исключая денежные средства. Это влечёт:
- уменьшение тревог о завтрашнем дне;
- рост доверия людей к правительству в целом.
Исполненные доверия люди, в свою очередь, станут бережнее относиться к попавшей в их руки доле богатства.
Ведь мудрое ведение хозяйства не может строиться на бездумных тратах. Важно быть бережливым и умеренным и в повседневной жизни, и при обеспечении хозяйственных нужд. Чрезмерное потребление и расточительность ведут к бедности и разрушению общества.
Однако мало мудро распоряжаться богатствами, полученными со стороны. Как экономно ни трать, движение только по этому пути неизбежно станет уменьшать общие блага. А каждый должен заботиться об их приумножении, проявляя со своей стороны...
Трудолюбие и усердие
Труд виделся основой жизни и воспитания. Конфуцианцы призывали к усердию и трудолюбию в работе, видя в этом залог достижения успеха и благополучия.
Идеал «благородного мужа» (цзюнь-цзы, 君子) ориентирован на гармоническое развитие общества через:
- соблюдение ритуалов;
- проявление гуманности и справедливости;
- рост мудрости и искренности.
Вместе с тем общество развивается не само по себе, а в составе окружающего мира. И потому благородный муж должен искать не только гармонии в самом обществе, но и стараться, чтобы при ведении хозяйства воцарилась...
Гармония с природой
Это также является основой благополучия. Конфуций призывал к бережному отношению к природе и использованию её ресурсов не слепо и расточительно, а зряче и рачительно.
Подчёркивалась важность регулярного воздаяние благодарений природе. Это помогает человеку:
- сохранять гармонию с окружающим миром;
- обрести надежду на внутренний покой.
Так, каждый день, просыпаясь, можно поблагодарить природу за солнечный свет, свежий воздух и возможность нового дня. Казалось бы, простое действие! Но оно наполняет сердце радостью и уважением к миру вокруг.
Конфуций проповедовал невмешательство человека в мир природы, рекомендуя созерцание его проявлений в поисках внутренней гармонии.
В достижении этой благой цели всемерно помогают...
Образование и самосовершенствование
дают шанс на успех в ведении хозяйства, ибо подталкивают к постоянному развитию знаний, умений и навыков.
Принципиальным виделось направить образование и самосовершенствование на формирование нравственного человека с высокими моральными качествами.
Главная цель образования — заложить моральный фундамент, который позволит совершать всё более нравственные поступки. Конфуций считал, что обучение должно проходить без учёта классовых различий и быть открытым для всех людей.
Только хорошо подготовленные люди склонны:
- рачительно относиться к полученным в своё ведение хозяйственным делам;
- не впадать в крайности при принятии решений и видеть золотую середину.
Эта позиция позволяет увидеть, пожалуй, главное условие мудрого ведения хозяйства, которое подразумевает...
Сотрудничество и взаимопомощь на основе честности и справедливости
При ведении любого хозяйства конфуцианцы призывали к сотрудничеству между членами семьи, соседями и обществом в целом для достижения поставленных целей.
Не менее важно в совместном хозяйствовании соблюдать честность и справедливость. Только такое отношение к обязательствам и соблюдению законов и правил может стать основой мудрого распоряжения ресурсами. И только так ресурсы станут пребывать, а не уменьшаться.
Вместе с тем в основе сотрудничества и взаимопомощи должны лежать:
- моральные принципы;
- иерархия;
- гармония.
Лидерство вообще должно основываться на моральной добродетели, при которой всякий высший мог бы служить примером справедливости, честности и мудрости для любого низшего.
Ключевой целью выступает гармония, ибо при ведении хозяйства мирное сотрудничество предпочтительнее конфликтов и войны.
*
Итак, конфуцианство предлагает прагматичный подход к ведению хозяйства, основанный на принципах равномерности распределения финансовых средств, бережливости, трудолюбия, гармонии с природой, образования, сотрудничества, взаимопомощи и честности.
Подход не имеет ярко выраженной идеологической окраски. И потому может быть полезным для всех участников экономической жизни, кто вообще стремится к успеху и благополучию в своих начинаниях.