Найти в Дзене
Creatio Officina Sibiricum

5 правил ведения хозяйства в конфуцианстве

Конфуцианство (儒学) как философско-этическое учение возникло в Древнем Китае на рубеже пятого-шестого веков до нашей эры и было названо по имени своего основоположника Конфуция (Кун-цзы, 孔子). Учение оказало значительное влияние на китайскую культуру, политику и экономику в ходе их исторического развития. Современный Китай ориентируется на марксизм, адаптированный к нуждам экономики, где капитализм видится средством достижения коммунистического (справедливого) общества. Конфуцианские принципы вполне согласуются с основной задачей — построить справедливое общество — и потому не отвергаются. К тому же ряд идеалов, лежащих в основе конфуцианского понимания ведения хозяйства, полезны с сугубо практической точки зрения. Статья предлагает аргументы в поддержку этой позиции, также служа простым напоминанием, что не только западные, но и восточные способы ведения хозяйства способны приводить к благоденствию и процветанию. Многообразие норм сводится к пяти золотым правилам, охватывающим все у
Оглавление

Изображение из открытого источника
Изображение из открытого источника

Конфуцианство (儒学) как философско-этическое учение возникло в Древнем Китае на рубеже пятого-шестого веков до нашей эры и было названо по имени своего основоположника Конфуция (Кун-цзы, 孔子). Учение оказало значительное влияние на китайскую культуру, политику и экономику в ходе их исторического развития.

Современный Китай ориентируется на марксизм, адаптированный к нуждам экономики, где капитализм видится средством достижения коммунистического (справедливого) общества.

Конфуцианские принципы вполне согласуются с основной задачей — построить справедливое общество — и потому не отвергаются. К тому же ряд идеалов, лежащих в основе конфуцианского понимания ведения хозяйства, полезны с сугубо практической точки зрения.

Статья предлагает аргументы в поддержку этой позиции, также служа простым напоминанием, что не только западные, но и восточные способы ведения хозяйства способны приводить к благоденствию и процветанию.

Многообразие норм сводится к пяти золотым правилам, охватывающим все уровни хозяйственных отношений любой страны: от правительства до самого последнего её жителя. И, прежде всего, видится важным...

Мудрое распоряжение богатством

Равномерность распределения богатств является залогом мира и отсутствия бедности как в отдельно взятой стране, так и в мире в целом.

Конфуций полагал, что мудрым правителям пристало стремиться к тому, чтобы все люди получили равный доступ к общим благам, не исключая денежные средства. Это влечёт:

  • уменьшение тревог о завтрашнем дне;
  • рост доверия людей к правительству в целом.

Исполненные доверия люди, в свою очередь, станут бережнее относиться к попавшей в их руки доле богатства.

Ведь мудрое ведение хозяйства не может строиться на бездумных тратах. Важно быть бережливым и умеренным и в повседневной жизни, и при обеспечении хозяйственных нужд. Чрезмерное потребление и расточительность ведут к бедности и разрушению общества.

Однако мало мудро распоряжаться богатствами, полученными со стороны. Как экономно ни трать, движение только по этому пути неизбежно станет уменьшать общие блага. А каждый должен заботиться об их приумножении, проявляя со своей стороны...

Трудолюбие и усердие

Труд виделся основой жизни и воспитания. Конфуцианцы призывали к усердию и трудолюбию в работе, видя в этом залог достижения успеха и благополучия.

Идеал «благородного мужа» (цзюнь-цзы, 君子) ориентирован на гармоническое развитие общества через:

  • соблюдение ритуалов;
  • проявление гуманности и справедливости;
  • рост мудрости и искренности.

Вместе с тем общество развивается не само по себе, а в составе окружающего мира. И потому благородный муж должен искать не только гармонии в самом обществе, но и стараться, чтобы при ведении хозяйства воцарилась...

Гармония с природой

Это также является основой благополучия. Конфуций призывал к бережному отношению к природе и использованию её ресурсов не слепо и расточительно, а зряче и рачительно.

Подчёркивалась важность регулярного воздаяние благодарений природе. Это помогает человеку:

  • сохранять гармонию с окружающим миром;
  • обрести надежду на внутренний покой.

Так, каждый день, просыпаясь, можно поблагодарить природу за солнечный свет, свежий воздух и возможность нового дня. Казалось бы, простое действие! Но оно наполняет сердце радостью и уважением к миру вокруг.

Конфуций проповедовал невмешательство человека в мир природы, рекомендуя созерцание его проявлений в поисках внутренней гармонии.

В достижении этой благой цели всемерно помогают...

Образование и самосовершенствование

дают шанс на успех в ведении хозяйства, ибо подталкивают к постоянному развитию знаний, умений и навыков.

Принципиальным виделось направить образование и самосовершенствование на формирование нравственного человека с высокими моральными качествами.

Главная цель образования — заложить моральный фундамент, который позволит совершать всё более нравственные поступки. Конфуций считал, что обучение должно проходить без учёта классовых различий и быть открытым для всех людей.

Только хорошо подготовленные люди склонны:

  • рачительно относиться к полученным в своё ведение хозяйственным делам;
  • не впадать в крайности при принятии решений и видеть золотую середину.

Эта позиция позволяет увидеть, пожалуй, главное условие мудрого ведения хозяйства, которое подразумевает...

Сотрудничество и взаимопомощь на основе честности и справедливости

При ведении любого хозяйства конфуцианцы призывали к сотрудничеству между членами семьи, соседями и обществом в целом для достижения поставленных целей.

Не менее важно в совместном хозяйствовании соблюдать честность и справедливость. Только такое отношение к обязательствам и соблюдению законов и правил может стать основой мудрого распоряжения ресурсами. И только так ресурсы станут пребывать, а не уменьшаться.

Вместе с тем в основе сотрудничества и взаимопомощи должны лежать:

  • моральные принципы;
  • иерархия;
  • гармония.

Лидерство вообще должно основываться на моральной добродетели, при которой всякий высший мог бы служить примером справедливости, честности и мудрости для любого низшего.

Ключевой целью выступает гармония, ибо при ведении хозяйства мирное сотрудничество предпочтительнее конфликтов и войны.

*

Итак, конфуцианство предлагает прагматичный подход к ведению хозяйства, основанный на принципах равномерности распределения финансовых средств, бережливости, трудолюбия, гармонии с природой, образования, сотрудничества, взаимопомощи и честности.

Подход не имеет ярко выраженной идеологической окраски. И потому может быть полезным для всех участников экономической жизни, кто вообще стремится к успеху и благополучию в своих начинаниях.