Найти в Дзене
тут.архитектурно

Церковь Святого Иосифа в Бургленгенфельде: молитва в бетоне и дереве

Если вы любите архитектуру середины XX века, особенно церковную, то обязательно запишите себе в список: Бургленгенфельд, церковь Святого Иосифа (St. Josef) . Это не просто храм — это целое архитектурное событие, построенное в духе послевоенного модерна, где каждый элемент работает на духовность, функциональность и эмоциональную глубину. Церковь расположена в юго-восточной части города, в районе Занд (Sand) , внутри жилой застройки «Am Sand». Вокруг — небольшие дома и деревья, но благодаря большим открытым пространствам вокруг комплекс чётко выделяется, оставаясь при этом частью городской среды. История этой церкви начинается в начале 1970-х годов, когда растущее население района потребовало создания новой приходской структуры. Так родилась идея второй общины в Бургленгенфельде — Pfarrei St. Josef am Sand. На конкурс были представлены пять проектов, но выбор пал на работу Франца Кизлинга , молодого архитектора, ученика знаменитого Ганса Дёллагста. Его задумка включала церковь, приходск
Оглавление

Если вы любите архитектуру середины XX века, особенно церковную, то обязательно запишите себе в список: Бургленгенфельд, церковь Святого Иосифа (St. Josef) . Это не просто храм — это целое архитектурное событие, построенное в духе послевоенного модерна, где каждый элемент работает на духовность, функциональность и эмоциональную глубину.

📍 Где находится?

  • Город: Бургленгенфельд (Burglengenfeld), Верхняя Палатина, Германия
  • Диоцез: Епархия Регенсбурга
  • Дата освящения: 6 мая 1979 года
  • Архитектор: Франц Кизлинг (Franz Kießling)

Церковь расположена в юго-восточной части города, в районе Занд (Sand) , внутри жилой застройки «Am Sand». Вокруг — небольшие дома и деревья, но благодаря большим открытым пространствам вокруг комплекс чётко выделяется, оставаясь при этом частью городской среды.

Burglengenfeld | St. Josef | Gesamtplan Modell | Foto: Gaupp Architekten
Burglengenfeld | St. Josef | Gesamtplan Modell | Foto: Gaupp Architekten

🏗️ Архитектурная концепция: от идеи к реализации

От мысли к проекту

История этой церкви начинается в начале 1970-х годов, когда растущее население района потребовало создания новой приходской структуры. Так родилась идея второй общины в Бургленгенфельде — Pfarrei St. Josef am Sand. На конкурс были представлены пять проектов, но выбор пал на работу Франца Кизлинга , молодого архитектора, ученика знаменитого Ганса Дёллагста. Его задумка включала церковь, приходской дом и детский сад , но из-за сложного грунта последний так и не был реализован.

Храм был освящён в 1979 году, а уже в 80-х стал лауреатом нескольких важных архитектурных премий, включая годовую премию BDA , немецкую премию по деревянному строительству и даже упоминание на конкурсе имени Миса ван дер Роэ .

Burglengenfeld | St. Josef | Gesamtplan Schnitt | Plan: Gaupp Architekten
Burglengenfeld | St. Josef | Gesamtplan Schnitt | Plan: Gaupp Architekten

🧱 Внешний облик: геометрия, свет и дерево

Комплекс зданий

Церковный ансамбль состоит из:

  • Отдельно стоящей колокольни ,
  • Самой церкви ,
  • Приходского дома (Pfarrhaus) .

Все они расположены под прямым углом друг к другу, образуя вокруг себя открытый внутренний двор , частично мощёный, частично оставленный с деревьями.

Форма и крыша

Церковь покрыта односкатной крышей , которая переходит в плоскую надстройку над входом. Под этой плоскостью прячется колонный портик , повторяющий угол двора и создающий ощущение объятий храма.

Материалы и цвета

Архитектор играл с контрастами:

  • Нижняя часть стен — из светлого известнякового кирпича .
  • Верх — облицован тёплым американским красным деревом (Redwood) , которое с годами потемнело и стало почти символическим.

Особенно эффектны деревянные жалюзи на главном фасаде — они мягко рассеивают свет и создают ощущение святости.

Колокольня: сталь и символизм

Колокольня выполнена в системе MERO — как стальной каркас из труб, соединённых шаровыми узлами. Внутри — подвешенное деревянное звоновое отделение , связывающее её визуально с основным зданием.

-3

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer

📐 План: чёткая зонирование без перегородок

Церковь имеет прямоугольную форму , ориентированную по улице. Алтарная часть — на севере.

Пространство разделено на зоны не стенами, а мебелью и уровнем пола :

  • Входная ниша с органом и хором немного приподнята.
  • Основной зал разделён скамьями на три части, две из которых установлены по диагонали , усиливая направленность взгляда к алтарю.

Литургическая ось

По северной стене проходит главная литургическая ось :

  • Крестильня,
  • Алтарная группа,
  • Стела для молитвы.

Вспомогательные помещения

На восточной стороне — двери в сакристийю и исповедальни . А между сакристийей и приходским зданием сделана ступенчатая открытая площадка для особенных богослужений.

🕯️ Интерьер: свет, ритм и природные материалы

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer

Впечатление при входе

Войдя внутрь, чувствуешь сразу: здесь светло, свободно и тепло . Пространство открытое, с природными материалами — кажется, что здание дышит вместе с вами.

Связь через свет

  • По западной стене — широкая полоса окон , объединяющая все части зала.
  • Напротив — панорамная зона крещения .
  • За алтарём — стена, полностью застеклённая, но смягчённая деревянными жалюзи .

Такой подход создаёт ощущение непрерывности пространства.

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer

Пол и отделка

  • Пол — из крупных плит сланца . Разные тона и размеры подчёркивают переход от общего пространства к более торжественной зоне алтаря.
  • Орган расположен по центру западной стены — завершает композицию интерьера.

Возвышение к алтарю

Потолок чуть возвышается к северу — именно там находится алтарь , расположенный по всей ширине зала. Это не просто архитектурный приём, а символический жест.

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer
Kircheninneres zur Bauzeit | Bild: Gaupp Architekten
Kircheninneres zur Bauzeit | Bild: Gaupp Architekten

🎨 Убранство: от алтаря до креста

В оформлении интерьера принимали участие несколько художников и мастеров:

  • Франц Кизлинг сам спроектировал алтарь, амвон, табернакль и купель.
  • Херман Юнгер (Hermann Jünger) из Мюнхена создал золотое крестильное распятие и семь светильников.
  • Блезиус Герг (Blasius Gerg) сделал монументальное крестообразие , повешенное над алтарём.
  • Отто Бауманн (Otto Baumann) подарил интерьеру цикл акварелей "Синяя страсть" , включая станции крестного пути.
  • Йозеф Обербергер (Josef Oberberger) — автор двух больших стеклянных картин у купели: св. Иосиф с ребёнком и абстрактный круг.
  • Герберт Кроттер (Heribert Krotter) — создатель современного деревянного креста с символикой греха и искупления.

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer

Photo: Frank Bachfischer
Photo: Frank Bachfischer

🏅 Архитектор: Франц Кизлинг

Франц Кизлинг (1925–2013) Franz Kießling — один из ключевых представителей послевоенной немецкой модерны. После обучения в Техническом университете Мюнхена он работал с легендарным Гансом Дёллагстом , который сильно повлиял на его стиль.

Кизлинг был известен тем, что:

  • Любовно относился к природным материалам .
  • Строил с минимумом декора , но с максимальной пространственной выразительностью .
  • Соединял духовность и технологию — его работы всегда имели символический уровень.

Церковь в Бургленгенфельде стала одним из самых ярких примеров его подхода.

Burglengenfeld | St. Josef | Grundriss
Burglengenfeld | St. Josef | Grundriss

Источники и дополнительное чтение

Как и у любой интересной архитектурной истории, у церкви Святого Иосифа в Бургленгенфельде есть свои источники, исследования и публикации. Если вы хотите углубиться в тему или просто почитать больше о творчестве Франца Кизлинга и его современников, вот небольшая подборка литературы и статей:

  • Architekturzirkel Schwandorf e.V. — статья из газеты Mittelbayerische Zeitung от 2006 года даёт краткий обзор местной архитектуры, включая этот храм.
  • Hans Busso von Busse — написал юбилейный очерк о Франце Кизлинге, где подробнее рассказывает о его жизненном пути и творческом наследии.
  • Friedrich Fuchs — исследует не только саму церковь, но и историю возникновения прихода St. Josef am Sand . Отличная отправная точка для понимания социального и культурного контекста.
  • Jürgen Joedicke (ред.) — сборник „Architektur in Deutschland ’83“ включает работы лауреатов немецкой архитектурной премии, среди которых и здание в Бургленгенфельде.
  • Regensburg Dommuseum — в рамках выставки современного церковного зодчества в 2013 году церковь также упоминалась как важный пример модерна.
  • Thomas Rieke — в статье к 40-летию приходского центра рассказывается о жизни общины и роли архитектуры в её развитии.
  • Hans Wichmann (ред.) — книга „Kirche heute“ посвящена церковной архитектуре Южной Германии и содержит описание не только зданий, но и их внутреннего убранства.

Эти материалы помогают посмотреть на церковь не только как на красивое здание, но и как на часть более широкой архитектурной и духовной эпохи.

Автор текста

Текст оригинальной статьи на сайте подготовила доктор Мануэла Клаузер (Dr. Manuela Klauser) из Заигерсбурна. Он доступен онлайн с октября 2019 года.

Ссылка на оригинал на немецком языке https://strasse-der-moderne.de/kirchen/burglengenfeld-st-josef/?spm=a2ty_o01.29997173.0.0.210dc921Zcajpr