Легенда под названием «Карнавальная ночь»
«Я и сам шутить не люблю, и людям не дам», — знакомая с детства фраза и.о директора Дома культуры товарища Огурцова. На экране ликует легенда нашего кино «Карнавальная ночь». Нарядная, как праздничный торт, кипучая, как шампанское, полная неувядаемой, льющейся с экрана молодости и счастья, она неизменно повышает градус новогоднего настроения.
Песню «Пять минут» пели буквально в каждом доме:
Пять минут, пять минут,
Бой часов раздастся вскоре,
Пять минут, пять минут,
Помиритесь те, кто в ссоре.
Оглушительный успех, который последовал за премьерой 29 декабря 1956 года, стал для всех сюрпризом. Фильм посмотрели более 48 миллионов человек. Очереди в кинотеатр начинались ещё с улицы. «Карнавальную ночь» показали в Японии и странах Совета экономической взаимопомощи. Особенно фильм полюбился зрителям Восточной Германии.
Фильм «Карнавальная ночь» открыл миру таланты юной Людмилы Гурченко и начинающего режиссёра Эльдара Рязанова. «Для меня, — писал Рязанов, — подлинной школой режиссуры во всех её компонентах, и в особенности в становлении характера, стала «Карнавальная ночь» (Эльдар Рязанов. Неподведенные итоги. Вагриус. М. 1995).
В этом фильме персонажей деловитых, прямолинейных и веселых сыграли: Игорь Ильинский, Юрий Белов, Сергей Филиппов, Тамара Носова, Георгий Куликов, Андрей Тутышкин, Геннадий Юдин, Борис Петкер, Владимир Зельдин.
Знаменитые фразы из фильма
Как только эта картина появилась, её тут же разобрали на цитаты. Люди так смеялись, что падали со стульев. Многие помнят фразы, ставшие знаменитыми:
«Есть установка весело встретить Новый год»;
«Бабу Ягу со стороны брать не будем – воспитаем в своем коллективе»;
«А я одна, совсем одна… с моим здоровым коллективом!»
«Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок»;
«Мы уже видим две звездочки, три звездочки... Лучше всего, конечно, пять звездочек!»;
«Мы должны воспитывать нашего зрителя. Его голыми ногами не воспитаешь».
«Костюмы надо заменить, ноги изолировать».
«На чём я остановился?» — «На том, что они нашли в вашем лице дурака!» — «Вот именно! Точка».
Как всё начиналось?
Шедевры, как известно, рождаются крайне тяжело. Какие тайны, слезы и труды скрываются за нарядной обложкой? Как должны были сложиться обстоятельства, а может, и звезды, чтобы на экранах засверкала эта комедия? Для того чтобы чудо произошло, его должен организовать мэтр. Им в том самом 1956 году выступил знаменитый режиссёр и генеральный директор «Мосфильма» Иван Александрович Пырьев. Он обладал уникальным продюсерским чутьём: имел непревзойденный нюх на таланты, решительно выдвигал молодых, умел разглядеть в груде отвергнутых студией сценариев тот, что несёт в себе зерно успешного фильма.
Прочитав сценарий драматургов Бориса Ласкина и Владимира Полякова, Пырьев немедленно принял несколько решений. Запустить сценарий в производство, так как зрителям нужен веселый, заряженный энергией молодости музыкальный новогодний фильм. Поручить постановку недавно пришедшему на «Мосфильм» Эльдару Рязанову.
Молодой режиссёр до этого работал только в соавторстве и в качестве первого самостоятельного фильма видел что-то серьезное, а не попурри из эстрадных номеров. Но директор «Мосфильма» Иван Пырьев настоял на «Карнавальной ночи» и стал лично курировать проект.
«После окончания «Весенних голосов» меня приняли в штат «Мосфильма», и я намеревался ехать в свой первый в жизни отпуск. Как вдруг — срочный вызов к директору студии Ивану Александровичу Пырьеву.
Я вошел в кабинет Пырьева и увидел там двух сосредоточенных людей в серых костюмах. Одного из них я знал, это был обаятельный и веселый Борис Ласкин, написавший сценарий фильма-ревю «Весенние голоса». Вторым оказался известный писатель-юморист Владимир Поляков. Вроде бы ничто не предвещало той драмы, которая разыгралась здесь через несколько минут.
Иван Александрович начал задушевно и ласково:
— Вот, познакомься, это — замечательные, талантливые люди. У них есть замысел музыкальной комедии.
Соавторы согласно кивнули головами.
— Как ты относишься к тому, чтобы поставить музыкальную комедию? — спросил Пырьев невинным голосом и посмотрел на меня.
Я понял, к чему он гнет.
— С большим неодобрением, — бестактно ответил я.
Ласкин и Поляков были шокированы.
— Мне кажется, ты смог бы поставить комедию. И с музыкой ты умеешь работать.
— Не имею никакого желания ставить музыкальную комедию. И вообще, я еду в отпуск, отдыхать. Вот у меня путевка и железнодорожный билет, — я машинально полез в карман.
— Покажи, — вкрадчиво попросил Иван Александрович.
Я еще был очень наивен, плохо разбирался в Пырьеве и неосмотрительно вручил ему путевку и билет. Пырьев нажал на кнопку звонка, в кабинет влетел референт.
— Сдайте в кассу билет, путевку верните обратно, а деньги возвратите ему. — Пырьев показал на меня, референт кивнул головой и удалился.
— А ты поедешь в Болшево, в наш Дом творчества. Будешь там отдыхать и помогать им писать сценарий» (Эльдар Рязанов).
Сюжет «Карнавальной ночи»
Сюжет «Карнавальной ночи», снимавшейся летом 1956-го в павильонах «Мосфильма» и интерьерах Центрального театра Советской армии, был прост и бесхитростен.
Группа молодых работников Дома культуры во главе с энтузиасткой Леночкой Крыловой решили организовать новогодний костюмированный бал. Весёлые активисты хотят сделать этот вечер незабываемым, они репетируют цирковые номера, сольные песни, танцы и выступление джазового оркестра. Но исполняющий обязанности директора клуба Серафим Иванович Огурцов, сам того не подозревая, может испортить ребятам и зрителям праздник своим видением на проведение этого мероприятия. Он предлагает стандартно-бюрократическую программу с выступлениями докладчиков и лектора-астронома. Вместо «бессодержательных» танцев, легкомысленных песенок и клоунских реприз он постановил прочитать лекцию – «коротенько так, минут на сорок».
Знакомство Рязанова с Ильинским
Приступив к режиссёрскому сценарию, Рязанов попытался сгладить все фабульные неувязки, добавить действия и лучше проработать характеры персонажей. Особенно важную роль Рязанов отводил образу товарища Огурцова, который делал картину более сатирической и злободневной.
«Изначально по сценарию главным героем фильма должен был стать Серафим Огурцов, а не героиня Гурченко. «Огурцов непохож на иных начальников, которые вросли в мягкое кресло. Он инициативен… открыт, прост… демократичен без панибратства и фамильярности. В нём есть все качества, которые мы требуем от положительного героя», – рассказывал про бюрократа сам Эльдар Рязанов.
Именно Огурцов виделся Рязанову многогранной личностью, которая заинтересует публику, поэтому на эту роль искали маститого актёра. Рязанов видел Огурцовым Петра Константинова, сделал с актёром несколько проб и уже было утвердил его в качестве главного героя «Карнавальной ночи».
«Проба получилась убедительной. Правда, Огурцов Константинова не столько смешил, сколько страшил. На экране действовал очень взаправдашний, натуральный, зловещий чиновник. Фигура, созданная Петром Александровичем Константиновым, вызывала бы у зрителя глубокие и далеко не весёлые аллюзии» (Эльдар Рязанов).
Директор «Мосфильма» Пырьев видел в этой роли только Игоря Ильинского. Однако ответ Ильинского был вполне логичным: «Извините, но я подобную роль уже играл». Бюрократ Бывалов из фильма «Волга-Волга», который тоже мешал молодежи проявлять таланты на смотре художественной самодеятельности.
По завершению проб Пырьев безапелляционно заявил: «Роль Огурцова должен играть Игорь Ильинский!». Это предложение повергло Рязанова в полную панику. Знаменитый актёр театра и кино Игорь Ильинский был классиком сценического искусства и любимчиком советских зрителей. Ильинский уже в 20-е годы был звездой немого кино, огромную популярность ему принесли фильмы «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка», «Процесс о трёх миллионах», «Мисс Менд», «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Праздник святого Йоргена». Афиши в разных городах гласили: «Завтра — единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского!», «К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка, похититель трёх миллионов, личный друг Мисс Менд и возлюбленный Аэлиты — Игорь Ильинский!» .
Звезда театра и кино Игорь Ильинский был утверждён на роль Огурцова.
«Снимать самого Ильинского в «Карнавально ночи», – вспоминал Рязанов, – я не собирался – робел, понимал, что корифей меня просто задавит. Он же мой кумир с детства, знаменитый артист Мейерхольда, любимый народом Бывалов, потрясающий Хлестаков и Городничий, Фамусов и Счастливцев, первый, кто сыграл Присыпкина! А на другой чаше весов – я, снимающий свою первую игровую картину! Но на первой же встрече кумир и классик меня сразил – был необыкновенно деликатен и ничем не выказывал своего старшинства. Партнёром Ильинский оказался прекрасным – совсем лишён гонора и самоуверенности, и у нас не было ни одного конфликта. Как безупречный профессионал, он привык серьёзно относиться к профессии режиссёра, и это именно он задал на съемочной площадке тон уважительного отношения ко мне. Ничем не давал почувствовать разницы в опыте, положении, возрасте, и я открыл в нём еще один талант, которым обделены столь многие, – талант чуткости и такта. Тогда я понял: чем крупнее личность, тем меньше в ней фанаберии».
Звезда советского экрана Ильинский в роли товарища Огурцова
Рязанов вместе с Ильинским решили переписать роль Огурцова, сделав его активным, инициативным, демократичным, но полным дураком без капли чувства юмора. Лихо написанные диалоги изобиловали остроумными, афористичными репликами, просто обреченными на то, чтобы по выходе фильма мгновенно уйти в народ.
На съёмках известный актёр профессионально отыграл свою роль, отразив все грани и нотки характера своего персонажа:
«За солидным директорским столом стоит человек в смешной карнавальной маске.
– Зачем нашим советским людям скрывать своё лицо?
Маска снята, и мы видим строгое лицо Серафима Ивановича Огурцова.
– Зачем, товарищи? – сурово вопрошает он. – Это нетипично. Но не в этом дело. Перейдём к существу вопроса.
Огурцов оглядывает сотрудников и озабоченно говорит:
– Товарищи, есть установка весело встретить Новый год. Это на нас, так сказать, накладывает и в тоже время от нас требует. Мы должны провести наше мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать» (Отрывок из киносценария «Карнавальная ночь»).
О работе в паре со знаменитым актёром пишет Людмила Гурченко в своей книге воспоминаний:
«В этой весёлой картине я встретилась с великим артистом нашей страны — Игорем Владимировичем Ильинским. Он легенда. Неужели же я, девушка с харьковским говорком, буду работать рядом с Игорем Ильинским?! Страшновато было. Так уж повелось, если вокруг человека ореол славы, ореол признанного и прочно зарегистрированного уважения, список титулов, званий и наград, то чувствуешь себя маленьким, мешающим, хочется незаметно исчезнуть. Такое положение обязывает человека быть постоянно вежливым и демократичным. Попробуй разберись, какой он и как он на самом деле к тебе относится. Позже многие журналы и газеты обращались ко мне с просьбой рассказать об Игоре Владимировиче Ильинском. Но без всяких видимых причин, сама не знаю почему, я уходила от этого. Ведь как выглядит обычное, всех удовлетворяющее интервью? «Была счастлива такому случаю…», «Мне на редкость посчастливилось…», «Это огромное событие в моей творческой жизни…», «Это незабываемая встреча…», «Подарок судьбы…». Всё это — привычные официальные стереотипные фразы. Мне виделось что-то совсем другое. Виделось со своей колокольни, и слышались совсем простые фразы. Весь груз официальных почестей и популярности не обременял этого человека. Он как будто и не знал, что он великий Народный всего СССР. Тихий, скромный, никакой позы. Я смотрела на него и думала: «Эх, Игорь Владимирович, мне бы вашу славу, да я бы весь мир перевернула!» А он сидит себе в уголочке, на разбитом диванчике, прикрыв глаза… в руках сценарий, но он в него не заглядывает, что-то шепчут губы, потом он слегка улыбается… и вдруг мгновенно вскакивает и идёт в кадр. Оказывается, он и «там» существует, и тут, в реальной жизни, ничего не пропускает. Ах, как иногда резко видишь то, что память закрепила когда-то» (Гурченко Л. М. Аплодисменты. М.ЭКСМО, 2006).
Как Людмилу Гурченко утверждали на роль Леночки Крыловой?
Поиски актрисы на роль Леночки Крыловой проходили в авральном режиме. Претенденток на роль было огромное количество. Среди них были Ирина Скобцева, Людмила Касьянова, Татьяна Конюхова.
Порекомендовала пригласить Гурченко на просмотр именно Конюхова: «Я от роли отказалась, — рассказывала актриса — так как должна была сниматься в кино Григория Рошаля «Хождение по мукам». Но я порекомендовала ассистентке «Мосфильма» Люсю Гурченко из ВГИКа. Она и на аккордеоне играла, и прекрасно танцевала. А какая фигурка была!».
Для Людмилы Гурченко «Карнавальная ночь» стала вторым фильмом, в котором она снялась, и сразу сделала её знаменитостью. А могла бы не попасть в фильм и не сыграть Леночку Крылову. Всё из-за того, что Гурченко снимал начинающий оператор и снял неудачно. Она исполнила песню Лолиты Торрес из фильма «Возраст любви». Создавалось ощущение, что актриса кривляется в кадре и неважно выглядит.
«Весной 1956 года, — вспоминает Гурченко, — у меня была кинопроба в музыкальной картине, в роли, о которой я мечтала с детства. Но, как я ни старалась, как я ни мечтала и ни хотела, этого оказалось слишком мало. <…> Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а открывали рот под чужую фонограмму. Я пела сама. Это было единственным, что выгодно отличало мою пробу. Но в те времена главным всё же была внешность актрисы. Меня плохо снял оператор, кажется, начинающий. А ведь это жанр, где не только актеру нужна музыкальность, ощущение пластики и понимание особой жанровой красоты музыкального фильма. Очевидно, оператор этим не обладал. Иначе бы он увидел мою неуёмную радость существования в музыке. Костюм случайный, проба наспех. Кто-то видел меня в студенческом концерте с аккордеоном. Вот и пригласили. Пригласили, но не полюбили. Не поняли. И не утвердили».
Эльдар Рязанов писал в «Неподведённых итогах» о том, почему Людмила Марковна не произвела должного впечатления на пробах: «Этому предшествовала весьма причудливая цепь событий. Среди кандидаток на главную женскую роль (а их было предостаточно) значилась и Гурченко — способная студентка второго курса ВГИКа. Мы знали, что она музыкальна, ритмична, хорошо поёт, танцует. Что же еще нужно для ревю? Были проведены кинопробы: Надо сказать, что все претендентки ставились в одинаковые условия: они играли актерский эпизод из сценария и исполняли выбранную ими песенку. Гурченко пела одну из песен модной в те годы аргентинской актрисы Лолиты Торрес.
Гурченко спела и станцевала очень лихо и была непередаваемо похожа на оригинал, который она то ли бессознательно, то ли с умыслом копировала. Было ясно, что Лолита Торрес являлась её тогдашним кумиром. Однако кандидатура Гурченко была отклонена как съёмочной группой, так и художественным советом».
В итоге на главную роль утвердили Людмилу Касьянову, которая не была профессиональной артисткой. Через несколько дней съёмок стало понятно, что Касьянова роль Леночки просто не тянет – работа остановилась.
Но тут в дело вмешался «счастливый господин Случай» в лице того же Пырьева. Он не мог не произойти. Уж слишком страстно Гурченко желала такой роли! Директор случайно столкнулся с ней в коридорах «Мосфильма» – и узнал в ней ту актрису, которая принимала участие в пробах. Предложил ей ещё раз пройти пробы. Привёл её в павильон, где снимался фильм и попросил опытного оператора Аркадия Кальцатого снять девушку получше: «Поработай над портретом, — сказал он оператору, — и будет человек».
Так Людмила Гурченко попала в «Карнавальную ночь».
«В «Карнавальной ночи» в роли Леночки Крыловой впервые раскрылись комедийность, лёгкость, пластичность актрисы, её вокальное и танцевальное искусство. Гурченко, как мне кажется, прекрасно справилась с ролью молодёжной заводилы, эдакого темпераментного чертёнка в юбке, которая становится мягкой и женственной под влиянием любви. Она лихо сыграла, но это не было результатом накопленного мастерства, не являлось итогом осознанного построения роли. Это была, скорее, стихия юности, рвущаяся наружу. Композитор, оператор, художники по гриму и костюму, режиссёр, балетмейстер вводили её в нужное русло, направляли, отсекали излишества, подсказывали, помогали. А дальше случилось неожиданное: мы — я и она, как говорят, «проснулись знаменитыми» (Эльдар Рязанов).
Юрий Белов в компании начинающих и знаменитых
Биография Юрия Белова в кинематографе началась в 1955 году с двух эпизодических ролей. А вот следующий 1956 год стал для актёра звёздным часом. Белов, прекрасно вписался в компанию великих и знаменитых, а также начинающих кинематографистов. На время съёмок Белов перевоплотился в электрика Гришу Кольцова, жизнерадостного и улыбчивого паренька.
Эту роль актёр получил буквально с первой пробы, настолько органичным он оказался в этом образе: «Прощайте, товарищи, иду на сцену.<…> А сейчас перед вами выступит музыкальный коллектив пенсионеров. Ансамбль пенсии и пляски. Виноват: ансамбль песни и пляски. Дирижирует Василий Бенедиктович Свиристинский-Шмыгайло» (Киносценарий).
Мило застенчивый на экране, на съёмках он был очаровательно весел, остроумен и горазд на увлекательные рассказы.
После выхода фильма «Карнавальную ночь» Белов, что называется, стал буквально нарасхват. Режиссёры выстраивались в очередь, чтобы заманить обаятельного актёра в свой проект.
В 1956 году на экраны вышла ещё одна картина с его участием «Весна на Заречной улице». Эти картины закрепила за ним славу перспективного артиста. В 1957-м Рязанов пригласил его в свой новый проект — лирическую комедию «Девушка без адреса». В течение нескольких лет фильмография Белова только набирала обороты. Он снялся в таких известных лентах, как «Алёшкина любовь» , «Приходите завтра», «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки», отнесенные специалистами к советской киноклассике.
«Король эпизода» Сергей Филиппов в роли лектора Некадилова
У Сергея Филиппова в фильме роль небольшая эпизодическая. Но «Король эпизода» умел так мастерски исполнить свою роль, что всего лишь одна фраза, сказанная им, становилась крылатой.
Актёр стал широко узнаваем с середины 50-х годов после выхода на экраны комедийного фильма «Укротительница тигров», поставленный режиссёрами Надеждой Кошеверовой и Александром Ивановским. Роль наглого и самовлюбленного дрессировщика Казимира Алмазова получилась столь яркой, что Филиппов стал навсегда любимцем публики.
Эпизод с лектором, рассказывающим о жизни на Марсе, появился в «Карнавальной ночи» не сразу — это была режиссёрская импровизация. Человека с портфелем Рязанов позаимствовал из реальной жизни. В то время развернуло активную деятельность Всесоюзное Общество по распространению политических и научных знаний. Среди его членов было немало странных людей, готовых рассказывать что угодно и где угодно, лишь бы платили за лекции. Именно их решили высмеять кинематографисты
в «Карнавальной ночи».
Подходящего артиста на роль лектора Некадилова режиссёр долго не мог подобрать, так как Пырьев отвергал все предложенные им кандидатуры. А съёмки были уже в разгаре, времени оставалось мало, и Рязанов вспомнил про замечательного комедийного актёра Сергея Филиппова.
Филиппов не любил долгих репетиций, практически сразу схватывая рисунок той или иной роли. Его решили добавить прямо в сцену, а если результат окажется неудачным — убрать эпизод вовсе. Но результат оказался отличным, Пырьев, пересматривая кадры, хохотал. Так актёра и утвердили.
Как-то на съёмках Филиппов заблудился среди декораций и стал взывать: «Люди, где вы? Ау-у!». Именно этот дубль остался в картине.
Блистательная по простоте и комизму сцена филипповского лектора стала классикой советского кинематографа:
«Отворяется дверь. На пороге стоит унылого вида человек в пенсне, с портфелем в руке.
– Я сюда попал или не сюда?
– Сюда, сюда, – приветствует его Огурцов. – Знакомьтесь. Товарищ Некадилов, лектор из общества по распространению. Товарищ Некадилов сегодня прочтет народу лекцию на тему…
«Есть ли жизнь на Марсе?»
<…>
– Прошу вас, профессор, проходите. Познакомьтесь, пожалуйста, с художественным оформлением нашего буфета.
Очень мило. Очень…
– Не выпить ли нам по рюмочке чего-нибудь освежающего в связи, так сказать, с наступающим?
Лектор с трудно скрываемым вожделением смотрит на рюмку.
– Что вы, голубчик, что вы! У меня же лекция.
– Где лектор? Лектор готов?
– Готов лектор. Давно готов...
– Выпускайте!..
Сохраняя строгое выражение лица, лектор устремляется на сцену...
– Люди! Ау-у!.. – жалобно взывает лектор.
И, увидев освещенный зал, лектор, простирая руки, направляется к рампе.
– Товарищи! Всех вас интересует вопрос, есть ли жизнь на М-марсе…
Сурово глядя в зал, лектор едва заметно покачивается.
– Прошу всех взглянуть на небо. Снизу звездочки кажутся маленькими-маленькими. Но стоит нам взять телескоп.
Он берет воображаемый телескоп, как стопку, и привычно подносит ко рту. Впрочем, он тут же поправляется, поднимая руку на уровень глаза…
– Стоит посмотреть вооруженным глазом, и мы уже видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки, а лучше всего, конечно, пять звездочек.
Смеются в зале. Лекция приобретает несколько своеобразный колорит.
– Есть ли жизнь на Марсе, – беспечно произносит лектор, – нет ли жизни на Марсе, это науке неизвестно. Наука ещё пока не в курсе дела.
Лихо взмахнув портфелем, неожиданно для сидящих в зале и, вероятно, для самого себя, лектор пускается в пляс.
– Асса, асса! – восклицает он, танцуя лезгинку...» (Киносценарий).
Любопытно, что позднее Филиппов снова сыграл полюбившуюся зрителям роль, воплотив Некадилова в фильме «Комедия давно минувших дней».
Практически ни одна его роль не оставалась незамеченной публикой, которую как магнит притягивало обаяние исполнителя, в каком бы образе он не появлялся на экране. Даже внешняя угрюмость черт не могла скрыть от зоркого зрительского глаза блестящее чувство юмора актёра, которое окрашивало практически любые его образы. Злодеи в его исполнении не страшили, а смешили. Неслучайно известный советский кинорежиссёр Сергей Юткевич посмотревший комедию «Золушка» с его участием воскликнул: «Великолепный буффон!».
Не хуже, чем в Голливуде!
Одержимый Голливудом директор «Мосфильма» Пырьев мечтал о новогоднем мюзикле. Поэтому ещё до начала съёмок Рязанову была поставлена задача: «Сделать музыкальную комедию не хуже, чем в Голливуде!».
Рязанов буквально на ощупь двигался от стиля традиционного фильма-концерта к жанру мюзикла о котором, на самом деле, не имел представления. Помогала ему достаточно опытная команда кинематографистов. Режиссёр впервые тогда понял, как много зависит в кинематографическом деле от оператора, гримёра, художника. Понял также, что успех музыкального фильма зависит от удачных песен, доходчивости мелодий и их душевности.
За танцевальные номера в фильме отвечали руководитель Молодёжного ансамбля танца Аркадий Обрант и главный балетмейстер Московского театра оперетты Галина Шаховская. До этого Обрант и артисты его ансамбля снимались в танцевальных номерах фильма «Небесный тихоход», Шаховская работала в картинах «Цирк» и «Волга-Волга».
Тексты песен написали Владимир Лифшиц и Вадим Коростылёв, музыку — композитор Анатолий Лепин, который впоследствии работал над многими картинами Рязанова.
«Я убежден, — писал Рязанов, — что музыка и песни Анатолия Лепина во многом способствовали бурному приёму «Карнавальной ночи» у зрителей. Песни «О влюблённом пареньке», «Танечка», «Пять минут», «Хорошее настроение» легко запоминались, создавали праздничность, поднимали настроение зала. Талантливый композитор наполнил фильм также прекрасной инструментальной музыкой, зажигательными танцевальными мелодиями. Короче говоря, музыка Лепина не только украшала ленту. Она делала её».
Музыканты в картине были тоже первоклассные — джазовый оркестр под управлением знаменитого Эдди Рознера, с успехом выступавший в Германии, Англии, Франции, Польше и странах Скандинавии.
«Ныне мюзикл — популярный жанр, но тогда ни я, ни композитор Анатолий Лепин, ни поэт Владимир Лифшиц не знали этого слова и работали в полной темноте не подозревая о будущем расцвете этого жанра, мы создали, например, концертный номер «Пять минут». По сценарию требовалось, чтобы героиня фильма перед наступлением Нового года спела приветствие гостям Дома культуры. Сначала в голове поэта родилась песня о пяти минутах, о том, что можно успеть сделать за это короткое время. Потом в моей голове возникла мысль, что и исполняться концертный номер должен за пять минут до начала Нового года. Затем композитор додумался, что длиться песня будет тоже пять минут. А когда она кончится, раздастся бой часов. Наступит Новый год» (Эльдар Рязанов).
К работе над фильмом привлекли также лучших художников по костюмам. На наряды в голливудском стиле денег не пожалели. В кадре даже появились свитера с оленями, которых было не найти в советских магазинах, и стильная шотландка в разных вариациях. Для главной героини сшили пять платьев и деловой костюм. Все они были копией моделей конца 40-х годов модного дома «Диор», которые эффектно подчеркивали осиную талию Гурченко. Еще одним элементом одежды была меховая муфта. Её добавили, чтобы намекнуть зрителям на роскошные наряды голливудских звёзд, ведь на обложках журналов они все были с меховыми накидками или воротниками. Каждый образ героини - как из журнала мод, был продуман до мелочей.
Чтобы поставить советский мюзикл, привлекли известных художников-постановщиков Константина Ефимова и Олега Гроссе. Перед ними была поставлена задача сделать декорации, способные удивить зрителей.
Художники решили поставить на сцене огромный будильник, на нём разместить джаз-оркестр, ударника посадили на кнопку звонка. Когда открывался занавес, будильник показывал без пяти минут двенадцать. Звучало музыкальное вступление, и героиня фильма выходила из циферблата.
«После того как композитор написал музыку, а художники построили декорацию, начались репетиции. Стало ясно, что петь песню на сцене, как обычный вокальный номер, неинтересно. Надо выводить героиню в зал. Потом я сообразил, что хорошо бы в это дело вовлечь и публику, но особую, поющую. Так Леночке Крыловой стали подпевать официантки (трио сестёр Шмелёвых) и участники карнавала — квартет «Аккорд». Некоторые строчки песни иллюстрировались действием. После нескольких куплетов в музыкальной партитуре били часы — двенадцать ударов.<...>Так родился номер «Пять минут», а поначалу в литературном сценарии была всего-навсего одна строчка: «Леночка Крылова поёт песенку-приветствие...» (Эльдар Рязанов).
«И вот уже медленно под звуки оркестра открывается занавес. В центре сцены, окруженный строем заснеженных елей, стоит огромный будильник. Стрелки показывают без пяти двенадцать. Играют музыканты, разместившиеся вокруг декоративного будильника.
В светлом платье, украшенном блёстками, Лена. Она поёт:
Я вам песенку спою про пять минут.
Эту песенку мою пускай поют…
Лена спускается со сцены в зал.
Пусть летит она по свету,
Я дарю вам песню эту,
Эту песенку про пять минут.
Пять минут, пять минут,
Бой часов раздастся вскоре.
Пять минут, пять минут,
Помиритесь те, кто в ссоре».
(Киносценарий)
Таким же идеальным номером стала песня «Танечка» в исполнении сестёр Валентины, Ольги и Евгении Шмелевых:
Ах, Таня, Таня, Танечка,
С ней случай был такой:
Служила наша Танечка
В столовой заводской.
Работница питания
Приставлена к борщам,
На Танечку внимания
Никто не обращал.
На сестёр обратил внимание в Москонцерте Рязанов и предложил сняться в музыкальном фильме. На съёмках три официантки в скромных, но милых платьицах и кружевных передничках буквально летали между столиками, разнося гостям вино и закуски. Но для этого им пришлось научиться удерживать тяжелый поднос на одной руке. Пришлось также достичь лёгкости, элегантности и изящества в исполнении чечетки на ступеньках лестницы.
Музыкальная комедия «Карнавальная ночь» дала толчок стремительному обновлению советской эстрады.
Внимание! Мотор! Начали!
Рязанов вместе с художниками Ефимовым и Гроссе по-новому подошли к организации съёмочного пространства. К тому времени «Карнавальную ночь» снимал уже другой маститый и опытный оператор Аркадий Кальцатый. Предыдущего с работы над фильмом сняли, потому как на кинопробах он исказил внешность не только Гурченко, но и ряда других, вполне киногеничных актрис.
«Карнавальная ночь» была первой цветной лентой, которую снимали в помещении. Было лето, театры уже разъехались на гастроли и большая часть интерьерных съёмок проходила в душных павильонах Центрального академического театра Советской армии. Для съёмок фильма в цвете требовалось очень много освещения. Но осветительные приборы не были предназначены для обычных интерьеров. Их использовали на открытом воздухе или в специально оборудованных павильонах. В помещении они так сильно нагревались, что от жары и духоты некоторые актёры даже падали в обморок.
«Когда начались съёмки, — пишет в своих воспоминаниях Рязанов, — Пырьев еженедельно смотрел отснятый материал и тут же вызывал меня для очередной нахлобучки или разноса. Если же эпизод ему нравился, он не боялся похвалить и не считал это непедагогичным. Постепенно я стал применять и к Пырьеву свою излюбленную тактику. Когда он директивно советовал то, что мне приходилось не по нутру, я делал вид, что соглашаюсь. Возражать не решался — страшился Пырьева. Потом уходил в павильон или монтажную и делал по-своему. Но Иван Александрович был не из тех, кого можно обвести вокруг пальца. Он вскоре раскусил мои маневры и, обзывая меня «тихим упрямцем», продолжал упорствовать и добивался своего. Во время постановки «Карнавальной ночи» если кто и проявлял режиссёрский характер, то в первую очередь директор студии, а уж потом режиссёр-постановщик».
Картину снимали в рекордно короткие для того времени сроки. Приступили к работе летом и должны были завершить к концу года. Причём много сцен приходилось переснимать, так как постановка фильма для молодого режиссёра была одновременно и первой практической школой кинематографии. В результате возник перерасход сметы и отставание от сроков.
Ситуация с картиной сложилась тревожная. Эти причины побудили худсовет студии собраться для определения дальнейшей судьбы фильма. Отснятую и смонтированную часть картины показали худсовету, в который входили многие известные режиссёры. В газете «Советская культура» даже появилась заметка о том, что на «Мосфильме» по отвратительному сценарию молодой режиссёр снимает пошлую комедию.
«Я показал маститым мастерам отрывки из «Карнавальной ночи», — пишет в своей книге Рязанов, — составляющие примерно половину картины. Среди членов художественного совета, к сожалению, не обнаружилось никого, кто в своей жизни поставил хотя бы одну комедию. Надо отдать должное уважаемым режиссёрам — они были единодушны в оценке: снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным. В частности, Сергей Иосифович Юткевич печально констатировал, что положение с фильмом — безнадежное: ведь половина уже отснята, а оставшиеся деньги на исходе. Ему было ясно, что актёров менять поздно, а выгонять режиссёра бессмысленно. Никто из уважающих себя художников не возьмётся за доработку. Вывод художественного совета оказался таков: единственное, что остается, — закончить скорее съёмки и забыть об этом фильме как о кошмарном сне. «Благословив» меня таким образом, члены художественного совета разошлись с чувством исполненного долга. А я, убежденный высокими авторитетами в собственном ничтожестве, вернулся в павильон, чтобы продолжать съёмки весёлой картины».
В отличие от мнения худсовета директор киностудии Иван Пырьев верил в успех фильма. Он показал отснятые части режиссёру Михаилу Ромму, лауреату пяти Сталинских премий, к позиции которого в то время прислушивались все кинематографисты Советского Союза. Михаил Ильич очень смеялся и встал на защиту ленты и Эльдара Рязанова. У режиссёра известных фильмов «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году», был такой авторитет, что впоследствии «Карнавальную ночь» утвердили без единого замечания.
Работа над картиной была практически завершена, когда Рязанов решил, что не хватает ещё одной песни в финале. Поэт Владимир Лифшиц, написавший слова к песням фильма, куда-то уехал. Тогда Рязанов обратился к драматургу и поэту Вадиму Коростылёву с просьбой написать стихи и сформулировал задачу, чтобы в песне обязательно были слова «хорошее настроение». Готовый текст отправили поездом в Ригу композитору Анатолию Лепину, который за ночь сочинил мелодию и также поездом возвратил в Москву ноты готовой песни.
Песню утвердили, и Гурченко срочно начала её разучивать. «Вот такой резиновый наушник. Мне двадцать лет, — вспоминает Людмила Гурченко, — я ничего не понимаю, а в окошко вижу Рознера с оркестром. И тут — «Если вы нахмурясь…».
«Открывается занавес. На сцене – городской зимний пейзаж. Луна. Мерцают звёзды. Группа девушек и юношей в спортивных костюмах имитирует движения конькобежцев.
На сцену выходит Лена. В чёрном платье, с белой муфточкой в руках, она особенно хороша сейчас.
Лена поёт:
Если вы, нахмурясь, выйдете из дома,
Если вам не в радость солнечный денёк,
Пусть вам улыбнется, как своей знакомой,
С вами вовсе не знакомый встречный паренёк.
И улыбка, без сомненья,
Вдруг коснётся ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.
...
Аплодисменты.
(Киносценарий)
Сцены из «Карнавальной ночи», где все сидят за столиками и смотрят концерт, дали толчок возникновению традиции «Новогодних огоньков» на телевидении,
29 декабря 1956 года, без объявлений о скорой премьере, музыкальная комедия «Карнавальная ночь» вышла на экраны страны. Фильм даже не рекламировали, тем не менее он стал лидером проката, собрав около 50 млн зрителей. Согласно опросу журнала "Советский экран", «Карнавальная ночь» была признана лучшим фильмом 1957 года.