Найти в Дзене
Ксения Мосунова

Мнение психолога Ксении Мосуновой о компьютерных играх

В последние годы зависимость от компьютерных игр стала предметом активного обсуждения среди специалистов в области психического здоровья, педагогов и родителей. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2018 году «игровое расстройство» было официально признано заболеванием и включено в Международную классификацию болезней. Исследования показывают, что от 1% до 10% игроков по всему миру могут демонстрировать признаки зависимости. В России, по данным Высшей школы экономики, около 6% подростков входят в зону риска по формированию игрового расстройства. Причём мальчики чаще, чем девочки. Однако важно понимать, что не каждая увлечённость игрой — это диагноз. Клинический психолог и семейный психолог Ксения Мосунова подчёркивает: «Киберспортсменов — единицы. А тех, кто просто проводит в игре 10 тысяч часов, — тысячи. Это уже не про карьеру, а про уход от реальности». По словам Мосуновой, главная опасность игр — не сами по себе, а в том, что они становятся заменой реально

В последние годы зависимость от компьютерных игр стала предметом активного обсуждения среди специалистов в области психического здоровья, педагогов и родителей. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в 2018 году «игровое расстройство» было официально признано заболеванием и включено в Международную классификацию болезней.

Исследования показывают, что от 1% до 10% игроков по всему миру могут демонстрировать признаки зависимости. В России, по данным Высшей школы экономики, около 6% подростков входят в зону риска по формированию игрового расстройства. Причём мальчики чаще, чем девочки.

Однако важно понимать, что не каждая увлечённость игрой — это диагноз. Клинический психолог и семейный психолог Ксения Мосунова подчёркивает:

«Киберспортсменов — единицы. А тех, кто просто проводит в игре 10 тысяч часов, — тысячи. Это уже не про карьеру, а про уход от реальности».

По словам Мосуновой, главная опасность игр — не сами по себе, а в том, что они становятся заменой реальной жизни:

«В игре ты можешь быть кем угодно — героем, победителем, супервоином. А в жизни пока не получилось, и туда возвращаться страшно. Это и есть психологический уход».

Интересный факт: в 2021 году в Южной Корее было проведено масштабное исследование, в котором участвовало более 200 тысяч школьников. Результаты показали, что ежедневная игровая активность более 3 часов в день связана с повышенным уровнем тревожности, ухудшением сна и снижением концентрации. При этом умеренные игровые практики (до 1 часа в день) не вызывали негативных последствий, а иногда даже улучшали когнитивные навыки.

То есть, проблема не в игре как таковой, а в балансе. Родителям важно не просто «запретить», а понять: что именно привлекает ребёнка в игре? Победа? Уход от стресса? Ощущение значимости?

«Мы, как родители, должны не просто ограничивать экранное время, но и разговаривать, искать альтернативы, вовлекать в реальную жизнь. Самим тоже не залипать в телефоне рядом с ребёнком — ведь дети учатся у нас», — говорит Ксения Мосунова.

Подытожим: игры — это часть современной культуры. Они не зло и не панацея. Как и с любым другим инструментом, всё зависит от того, зачем и как мы их используем. И если вместо запретов появится диалог, а вместо контроля — внимание, возможно, никакой зависимости и не возникнет вовсе.