Найти в Дзене

Примеры ролевых конфликтов

Конфликт (от лат. «сonflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. Это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого). Объект конфликта – это реально существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго до самого конфликта. Субъектами конфликта, или оппонентами могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью и участвующие в конфликте. Ролевой конфликт - состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению. ПРИМЕР. В то же время группы, на нормы и ценности которых мы ориентируемся, к членам которых стремимся, заставляют нас вести себя по определенным правилам, чтобы соответствовать их основным требованиям. В принципе в процессе своего развития все лучше или хуже научаются этому. Образно эта спосо

Конфликт (от лат. «сonflictus» - столкновение) – есть форма выражения противоречия. Это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому (или один за счет другого).

Объект конфликта – это реально существующая объективная причина, из-за которой и разгорается конфликт. Объект конфликта возникает задолго до самого конфликта.

Субъектами конфликта, или оппонентами могут быть индивиды или группы индивидов, объединенные некоторой общей целью и участвующие в конфликте.

Ролевой конфликт - состояние, возникающее, когда человек пытается одновременно выполнять две (или более) роли, предъявляющих противоречащие друг другу требования к его поведению.

ПРИМЕР. В то же время группы, на нормы и ценности которых мы ориентируемся, к членам которых стремимся, заставляют нас вести себя по определенным правилам, чтобы соответствовать их основным требованиям. В принципе в процессе своего развития все лучше или хуже научаются этому. Образно эта способность людей описана Р. Брэдбери в новелле «Марсианин». Главный герой ее овладел нормами поведения землян, мгновенно изменяясь так, чтобы полностью соответствовать ожиданиям окружающих. Так, супруги, потерявшие сына, не могли смириться с мыслью, что его уже нет в живых; они страстно желали, чтобы он нашелся, вернулся домой - и встретившийся им «марсианин» принял облик их сына. Пока это существо находилось в одной, и только одной, группе, исполняло одну, и только одну, роль (сына) - были довольны и группа, и сам «марсианин». Однако стоило ему оказаться на людях, встретиться с массой других интересов, требований - и это существо трагически погибло, разорванное противоречивыми ожиданиями.

Вольно или невольно стремясь сохранить значение своего «Я», мы отбираем из массы окружающих нас людей тех, кто согласен с нашим представлением о самих себе, кто подкрепляет своим поведением это представление. Нам не интересно общение с людьми, которые нас «недооценивают», поэтому мы избегаем их и стараемся сблизиться с теми, кто нас «ценит». Может, например, случиться, что студент забросил занятия, выключается из жизни учебной группы. Одна из причин такого явления в том, что само положение «студент» для него обесценено - его успехи или неуспехи в вузе ничего не значат для окружающих.

Напротив, в музыкальном ансамбле каждый его успех находит общее признание, да еще подкрепляется существенным материальным вознаграждением.

Ролевые конфликты отнюдь не обязательно вызываются психологической несовместимостью людей. В их основе может лежать конфликт собственно функций, которые соответствуют данным ролям. Этот факт блестяще подтвердил эксперимент, проведенный в 1970-х гг. американским психологом из Стэндфордского университета Ф. Зимбардо и его коллегами.

ПРИМЕР. «На цокольном этаже здания факультета психологии они создали «тюрьму»: наняли за 15 долларов в день две дюжины эмоционально устойчивых, здоровых физически, законопослушных студентов, достигших «нормального уровня» в ходе обширных личностных тестов, произвольно назначив каждого на роль либо «стражника», либо «заключенного», и установив некоторые базовые правила. Затем экспериментаторы стали наблюдать за тем, что будет происходить.

В начале запланированного на две недели эксперимента не наблюдалось заметных различий между «заключенными» и «стражниками». Кстати, со «стражниками» не была проведена специальная подготовка. Им было сказано лишь «сохранять законность и порядок» в тюрьме и не применять силу по отношению к заключенным. Чтобы достовернее воспроизвести реальность тюремной жизни, родственникам и друзьям разрешили навещать заключенных. Но ведь «стражники» работали лишь по восемь часов в сутки, а «заключенных» держали в камерах целыми днями, разрешая выходить только на обед, на кратковременные прогулки и занятия спортом, а также в целях соблюдения правил личной гигиены, на перекличку и на работу. «Заключенным» понадобилось совсем немного времени, чтобы смириться с властной позицией «стражников», равно как и последним на то, чтобы почувствовать данную им власть. После того, как «стражники» предотвратили попытку бунта, совершенную на второй день эксперимента, «заключенные» становились все пассивнее.

Все, что ни «преподносили» «стражники», «заключенные» принимали. Они действительно начали верить и действовать так, будто они были (о чем постоянно им напоминали «стражники») бесправными и бессильными. И каждый «стражник» на том или ином этапе эксперимента начинал злоупотреблять властью. Так, один из них признался: «Я удивился сам себе... Я заставлял их называть друг друга по именам и вычищать туалеты голыми руками. Я считал «заключенных» каким-то скотом и все время думал: «Я должен обнаружить, если они что-либо задумают предпринять». Другой добавил: «Меня утомляло смотреть на «заключенных» в их одеждах и чувствовать резкий запах их тел, наполнявший камеры. Я наблюдал, как они перепоручали друг другу выполнение наших приказов. Они не воспринимали все происходящее как некие надуманные условия. Все считалось как бы по-настоящему, и они боролись, чтобы сохранить свою индивидуальность. Но мы постоянно напоминали им, кто здесь босс».

Эксперимент показал, что восприятие новых ролей может протекать очень быстро, в считанные дни. Причем этот процесс зашел так далеко, что экспериментаторы вынуждены были остановиться уже после шести дней проведения эксперимента из-за возникших патологических реакций у участников. Напоминаем, это были люди, тщательно отобранные как нормальные и эмоционально устойчивые.

Какие выводы были сделаны из этой имитации тюрьмы? Участники эксперимента получили знания о стереотипах поведения «стражников» и «заключенных» из средств массовой информации и собственного опыта власти и безвластия, приобретенного в домашних отношениях (родитель - ребенок), в школе (учитель - ученик) и других ситуациях. Это позволило им легко и быстро вжиться в роли, отличающиеся от свойственных им как индивидам. В данном случае, мы увидели, как люди с отсутствием психических отклонений и не знакомые прежде с их будущими ролями, смогли вступить в крайние формы поведения, продиктованные играемыми ролями».

В ряде случаев ролевой или статусный конфликт делают специально.

Бытует мнение, что герои реалити-шоу - люди не вполне нормальные. На самом деле, они отличаются от большинства лишь тем, что все они сверхэкстраверты и относятся к так называемым демонстративным личностям. Без внимания окружающих они вянут, как цветы без солнца. Они «экспонируют» себя постоянно. У них сильно выражена тяга к новому, они жаждут риска и приключений. Ассистентов, ведущих кастинг, предупреждают: «Если кого-то из соискателей вам хочется прогнать, вот он-то в шоу и нужен». Зрители смотрят реалити в психотерапевтических целях - чтобы понять, что они не хуже других. Многомиллионный приз выигрывает не самый умный или ловкий, а, как правило, самый заурядный - середняк. Жанр реалити-шоу стал полем социальных экспериментов.

Например, в Германии идет «Большой брат - деревня». Участники поделены на три группы: богатых, бедных и середняков. То, как меняются взаимоотношения между героями при изменении статуса, - предмет интереса в этом шоу. О том, как жизнь семьи зависит от ее материального положения и социальных установок женщины,- английское реалити-шоу Wife Swap. Это программа, в которой на неделю меняются местами жена банкира и жена шахтера. Каждая в результате извлекает свои уроки.

Также хочу остановиться на таком моменте, касающемся разрешения конфликтов.

Основными формами управления конфликтом являются:

1. Профилактика конфликта;

2. Подавление конфликта;

3. Разрешение конфликта;

4. Манипулирование конфликтом.

Профилактика конфликта – это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации. Это деятельность, направленная на недопущение возникновения конфликта и его разрушительного влияния на интересы сторон.

Подавление конфликта подразумевает прекращение конфликта посредством тотального навязывания условий прекращения конфликта как одной конфликтующей стороной другой стороне, так и нейтральной (не участвующей) стороной к конфликтующим сторонам. Подавление не предусматривает необходимости учета интересов другой стороны или сторон и чаще всего основывается на превосходство физических, экономических, психологических сил. Подавление конфликтов — не лучший метод управления ими, поскольку оно предполагает использование физической силы и жесткие управленческие решения.

Разрешение конфликта – процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как произошел инцидент.

Манипулирование конфликтом – стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды.