Найти в Дзене

Лукас, Уильямс и лондонский оркестр: как создавался саундтрек «Звездных войн»

Как идея, в которую никто не верил, стала стандартом индустрии, и при чем тут Чайковский и Вагнер. Когда 20th Century Fox финансировала съемки фильма молодого режиссера Джорджа Лукаса, никто не думал, что у картины будет продолжение. «Звездные войны» воспринимали как проходное кино для детей. Продюсеры выделили бюджет на реализацию идеи в основном потому, что предыдущая работа Лукаса, «Американские граффити», вышла невероятно удачной и многократно окупилась, а студия нуждалась в деньгах. В середине 1970-х в моде было серьезное кино с авторской оптикой — бунт против развлекательных студийных штамповок. Мартин Скорсезе выпустил «Таксиста», Френсис Форд Коппола — продолжение «Крестного отца». На этом фоне космическая сказка с черно-белой моралью выглядела несерьезно. Однако Лукасу повезло. Он нащупал «вечный» сюжет и поместил его в продуманную вселенную далекой-далекой галактики. Сделал ставку на прорывные по тем временам спецэффекты. И, конечно, попал в точку с саундтреком, который в 201
Оглавление

Как идея, в которую никто не верил, стала стандартом индустрии, и при чем тут Чайковский и Вагнер.

автор изображения: Зацаринин Иван Сергеевич, витрина на IPEX: ipex.ru/showcase/x0wisk6
автор изображения: Зацаринин Иван Сергеевич, витрина на IPEX: ipex.ru/showcase/x0wisk6

Когда 20th Century Fox финансировала съемки фильма молодого режиссера Джорджа Лукаса, никто не думал, что у картины будет продолжение. «Звездные войны» воспринимали как проходное кино для детей.

Продюсеры выделили бюджет на реализацию идеи в основном потому, что предыдущая работа Лукаса, «Американские граффити», вышла невероятно удачной и многократно окупилась, а студия нуждалась в деньгах.

В середине 1970-х в моде было серьезное кино с авторской оптикой — бунт против развлекательных студийных штамповок. Мартин Скорсезе выпустил «Таксиста», Френсис Форд Коппола — продолжение «Крестного отца». На этом фоне космическая сказка с черно-белой моралью выглядела несерьезно.

Однако Лукасу повезло. Он нащупал «вечный» сюжет и поместил его в продуманную вселенную далекой-далекой галактики. Сделал ставку на прорывные по тем временам спецэффекты. И, конечно, попал в точку с саундтреком, который в 2012 году признали самым запоминающимся в мировом кино.

Джон Уильямс композитор фильма

Будущий композитор «Звездных войн» Джон Уильямс попал в проект благодаря Стивену Спилбергу. Тогда в кинотеатрах гремели его первые «Челюсти», музыка для которых принесла молодому Уильямсу второй Оскар в карьере. Поэтому, когда Лукас обратился к Спилбергу за советом, тот горячо посоветовал молодого музыканта.

Уильямс родился в семье джазового барабанщика, получил классическое музыкальное образование в Джульярдской школе и в Университете Лос-Анджелеса. Начинал карьеру он как аранжировщик и пианист, но после армии талант привёл его в Голливуд, где он стал востребованным композитором для кино и сериалов.

Когда Лукас и Уильямс встретились, режиссёр передал композитору черновой монтаж с отобранной им музыкой.

Запрос был такой: никакого минимализма, нужно что-то грандиозное. Автор «Звездных войн» хотел эпичности и оперного величия.

Для лучшего понимания задачи Лукас отдал композитору копию полного сценария. Это был жест доверия: до этого даже актёры видели только свои сцены.

Так началась работа, которая впоследствии изменила голливудские саундтреки.

Музыкальные референсы: от Бетховена до Вагнера

Предварительный монтаж IV эпизода «Звездных войн» содержал в основном классическую музыку:

  • Бетховен,
  • Бах,
  • Чайковский,
  • Дворжак,
  • Элгар,
  • Холст,

а также саундтреки из эпического пеплума «Бен-Гур», военного кино «Битва за Англию» и классической «Невесты Франкенштейна» 1935-го года.

Несмотря на то, что по задумке Лукаса музыка должна была звучать с космической монументальностью, ей необходимо было оставаться простой для восприятия.

В сценарии, по мнению режиссера, было предостаточно необычных и фантастических элементов. Сократить пропасть между зрителями и героями, помочь сопереживать им, могла интуитивно понятная, говорящая музыка.

На основе классики и пожеланий Лукаса Уильямс начал создавать музыку для картины. Он вдохновлялся Прокофьевым, Шостаковичем, Глинкой, Шопеном и Вагнером.

Одна за одной появлялись композиции для каждого важного действующего лица: Люка, Леи, Силы, Империи.

Так, привычные для оперы лейтмотивы — мелодии, представляющие отдельных героев, идеально вписались в саундтрек фантастического фильма.

Обвинения во вторичности

Из-за плотной работы с референсами в некоторых треках Уильямса слышны приемы, цитаты и даже мотивы из классических произведений.

Для некоторых критиков это стало поводом обвинить композитора в плагиате, однако это будет неверно.

Тем не менее, сходство действительно есть:

Почему саундтрек к «Звездным войнам» так цепляет.

Если разобрать музыку из первой трилогии «Звездных войн», то в глаза бросятся пять композиторских находок Уильямса.

  • Wall-to-wall scoring. Саундтрек сопровождает каждую сцену в фильме: от диалогов до космических битв. Для тех времен — это было новшество.
  • Лейтмотивы персонажей. Помимо создания музыкального портрета каждого героя, музыкальные темы переплетаются в общих композициях. В дальнейшем мелодии, основанные на главных темах, будут встречаться в каждом фильме эпопеи.
  • Качественное оркестровое исполнение. Для записи саундтрека композитор обратился к своему другу, дирижёру Андре Превину из Лондонского симфонического оркестра. Музыканты ЛСО еще с начала века участвовали в создании киномузыки. Но только после «Звездных войн» симфонические оркестры еще и такого уровня стали стандартом для Голливуда.
  • Мощь духовых инструментов. Отдельно обращают на себя внимание духовые: рожки, флейты, трубы, тромбоны и валторны ведут в нежных сценах и создают триумфальное настроение в боевых. Это фирменный стиль Уильямса: музыка, звучащая так, словно судьба мира зависит от исхода следующей сцены.
  • Эмоции через архетипы. В процессе работы над фильмом Лукас консультировался с исследователем мифологии Джозефом Кэмпбеллом, автором «Тысячеликого героя». Его теория мономифа о структуре историй вдохновляла Лукаса, а через него — и Уильямса. В итоге музыка соответствовала архетипическим моментам, понятным каждому: путешествие героя, столкновение с тьмой, победа света.

Как Лукас и Уильямс изменили мир саундтреков

Надо понимать, что семейное кино, равно как и оркестровая музыка, были не в моде в 1970-е.

Термин «космическая опера», который вернулся в оборот после успеха «Звездных войн», изначально был презрительным. Его придумали по аналогии с «мыльными операми» и навешивали как ярлык на низкопробную фантастику, начиная с 1940-х годов.

Оркестровые композиции ассоциировались с потерявшими популярность пеплумами — эпическими фильмами по библейским или мифическим сюжетам. По крайней мере, так считали в Голливуде.

Легкий мотив «Mrs. Robinson» в скандальном «Выпускнике» 1967-го, рок «Born to Be Wild» из «Беспечного ездока» 1969-го, лиричная «The way we were» из одноименного фильма 1973-го, — таким видели идеальный саундтрек продюсеры тех лет.

Но оказалось, что понятная и архетипичная музыка, которая оживляла происходящую на экране классическую историю о добре и зле, не менее востребована.

«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» ждал фантастический успех. После первых показов в кинотеатры выстраивались очереди, которые снимали новостные каналы. Агенты и продюсеры заваливали Джорджа Лукаса звонками. Фильм окупился почти в 70 раз, получил 11 номинаций на Оскар и завоевал 7 статуэток, одна из которых ушла Джону Уильямсу — за лучшую музыку к фильму.

В 2012 году портал LoveFilm на основе опроса пользователей признал главную тему «Звездных войн» самой популярной мелодий из кино. Трек обошел знаменитую мелодию из бондианы и музыку к триллеру «Челюсти» за авторством самого Уильямса.

Это позволило мечте Джорджа Лукаса о многосерийной истории сбыться: за IV эпизодом последовал V и VI, затем трилогия-приквел и сиквелл. И на протяжение всех этих лет Джон Уильямс продолжал работать с музыкальным оформлением космической эпопеи, а эпическая инструментальная музыка превратилась в стандарт не только жанра, но и индустрии в целом.