Как идея, в которую никто не верил, стала стандартом индустрии, и при чем тут Чайковский и Вагнер.
Когда 20th Century Fox финансировала съемки фильма молодого режиссера Джорджа Лукаса, никто не думал, что у картины будет продолжение. «Звездные войны» воспринимали как проходное кино для детей.
Продюсеры выделили бюджет на реализацию идеи в основном потому, что предыдущая работа Лукаса, «Американские граффити», вышла невероятно удачной и многократно окупилась, а студия нуждалась в деньгах.
В середине 1970-х в моде было серьезное кино с авторской оптикой — бунт против развлекательных студийных штамповок. Мартин Скорсезе выпустил «Таксиста», Френсис Форд Коппола — продолжение «Крестного отца». На этом фоне космическая сказка с черно-белой моралью выглядела несерьезно.
Однако Лукасу повезло. Он нащупал «вечный» сюжет и поместил его в продуманную вселенную далекой-далекой галактики. Сделал ставку на прорывные по тем временам спецэффекты. И, конечно, попал в точку с саундтреком, который в 2012 году признали самым запоминающимся в мировом кино.
Джон Уильямс композитор фильма
Будущий композитор «Звездных войн» Джон Уильямс попал в проект благодаря Стивену Спилбергу. Тогда в кинотеатрах гремели его первые «Челюсти», музыка для которых принесла молодому Уильямсу второй Оскар в карьере. Поэтому, когда Лукас обратился к Спилбергу за советом, тот горячо посоветовал молодого музыканта.
Уильямс родился в семье джазового барабанщика, получил классическое музыкальное образование в Джульярдской школе и в Университете Лос-Анджелеса. Начинал карьеру он как аранжировщик и пианист, но после армии талант привёл его в Голливуд, где он стал востребованным композитором для кино и сериалов.
Когда Лукас и Уильямс встретились, режиссёр передал композитору черновой монтаж с отобранной им музыкой.
Запрос был такой: никакого минимализма, нужно что-то грандиозное. Автор «Звездных войн» хотел эпичности и оперного величия.
Для лучшего понимания задачи Лукас отдал композитору копию полного сценария. Это был жест доверия: до этого даже актёры видели только свои сцены.
Так началась работа, которая впоследствии изменила голливудские саундтреки.
Музыкальные референсы: от Бетховена до Вагнера
Предварительный монтаж IV эпизода «Звездных войн» содержал в основном классическую музыку:
- Бетховен,
- Бах,
- Чайковский,
- Дворжак,
- Элгар,
- Холст,
а также саундтреки из эпического пеплума «Бен-Гур», военного кино «Битва за Англию» и классической «Невесты Франкенштейна» 1935-го года.
Несмотря на то, что по задумке Лукаса музыка должна была звучать с космической монументальностью, ей необходимо было оставаться простой для восприятия.
В сценарии, по мнению режиссера, было предостаточно необычных и фантастических элементов. Сократить пропасть между зрителями и героями, помочь сопереживать им, могла интуитивно понятная, говорящая музыка.
На основе классики и пожеланий Лукаса Уильямс начал создавать музыку для картины. Он вдохновлялся Прокофьевым, Шостаковичем, Глинкой, Шопеном и Вагнером.
Одна за одной появлялись композиции для каждого важного действующего лица: Люка, Леи, Силы, Империи.
Так, привычные для оперы лейтмотивы — мелодии, представляющие отдельных героев, идеально вписались в саундтрек фантастического фильма.
Обвинения во вторичности
Из-за плотной работы с референсами в некоторых треках Уильямса слышны приемы, цитаты и даже мотивы из классических произведений.
Для некоторых критиков это стало поводом обвинить композитора в плагиате, однако это будет неверно.
Тем не менее, сходство действительно есть:
- Имперский марш — «Марс, вестник войны», Густав Холст
- Заглавная тема — саундтрек к фильму «Кингс Роу», Эрих Корнгольд.
Почему саундтрек к «Звездным войнам» так цепляет.
Если разобрать музыку из первой трилогии «Звездных войн», то в глаза бросятся пять композиторских находок Уильямса.
- Wall-to-wall scoring. Саундтрек сопровождает каждую сцену в фильме: от диалогов до космических битв. Для тех времен — это было новшество.
- Лейтмотивы персонажей. Помимо создания музыкального портрета каждого героя, музыкальные темы переплетаются в общих композициях. В дальнейшем мелодии, основанные на главных темах, будут встречаться в каждом фильме эпопеи.
- Качественное оркестровое исполнение. Для записи саундтрека композитор обратился к своему другу, дирижёру Андре Превину из Лондонского симфонического оркестра. Музыканты ЛСО еще с начала века участвовали в создании киномузыки. Но только после «Звездных войн» симфонические оркестры еще и такого уровня стали стандартом для Голливуда.
- Мощь духовых инструментов. Отдельно обращают на себя внимание духовые: рожки, флейты, трубы, тромбоны и валторны ведут в нежных сценах и создают триумфальное настроение в боевых. Это фирменный стиль Уильямса: музыка, звучащая так, словно судьба мира зависит от исхода следующей сцены.
- Эмоции через архетипы. В процессе работы над фильмом Лукас консультировался с исследователем мифологии Джозефом Кэмпбеллом, автором «Тысячеликого героя». Его теория мономифа о структуре историй вдохновляла Лукаса, а через него — и Уильямса. В итоге музыка соответствовала архетипическим моментам, понятным каждому: путешествие героя, столкновение с тьмой, победа света.
Как Лукас и Уильямс изменили мир саундтреков
Надо понимать, что семейное кино, равно как и оркестровая музыка, были не в моде в 1970-е.
Термин «космическая опера», который вернулся в оборот после успеха «Звездных войн», изначально был презрительным. Его придумали по аналогии с «мыльными операми» и навешивали как ярлык на низкопробную фантастику, начиная с 1940-х годов.
Оркестровые композиции ассоциировались с потерявшими популярность пеплумами — эпическими фильмами по библейским или мифическим сюжетам. По крайней мере, так считали в Голливуде.
Легкий мотив «Mrs. Robinson» в скандальном «Выпускнике» 1967-го, рок «Born to Be Wild» из «Беспечного ездока» 1969-го, лиричная «The way we were» из одноименного фильма 1973-го, — таким видели идеальный саундтрек продюсеры тех лет.
Но оказалось, что понятная и архетипичная музыка, которая оживляла происходящую на экране классическую историю о добре и зле, не менее востребована.
«Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» ждал фантастический успех. После первых показов в кинотеатры выстраивались очереди, которые снимали новостные каналы. Агенты и продюсеры заваливали Джорджа Лукаса звонками. Фильм окупился почти в 70 раз, получил 11 номинаций на Оскар и завоевал 7 статуэток, одна из которых ушла Джону Уильямсу — за лучшую музыку к фильму.
В 2012 году портал LoveFilm на основе опроса пользователей признал главную тему «Звездных войн» самой популярной мелодий из кино. Трек обошел знаменитую мелодию из бондианы и музыку к триллеру «Челюсти» за авторством самого Уильямса.
Это позволило мечте Джорджа Лукаса о многосерийной истории сбыться: за IV эпизодом последовал V и VI, затем трилогия-приквел и сиквелл. И на протяжение всех этих лет Джон Уильямс продолжал работать с музыкальным оформлением космической эпопеи, а эпическая инструментальная музыка превратилась в стандарт не только жанра, но и индустрии в целом.