Curtiss P-40 «Томагавк» стал ответвлением классического американского истребителя- моноплана P-40 «Уорхок» и был создан на основе ранних серийных моделей «Уорхок» — P-40, P-40B и P-40C, которые стали называться «Томагавк I», «Томагавк IIA» и «Томагавк IIB» соответственно. Модели B и C были немного улучшенными версиями базовой модели P-40 с более мощным пулемётным вооружением и повышенной живучестью. Эти модели получили значительный боевой опыт в небе над Европой, Средиземноморьем, Северной Африкой, Юго-Восточной Азией и на Восточном фронте. Программа ленд-лиза обеспечила доступность самолётов для многих основных союзников, включая Великобританию, Австралию, Канаду и Советский Союз.
Первоначальный заказ армии США на «Уорхоков» составлял 524 самолёта, из которых 199 были марки P-40 с экспортным обозначением Hawk 81A. Поставки начались в июне 1940 года. По сравнению с истребителями того времени эти самолёты были слабо вооружены — 2 крупнокалиберных пулемёта, установленных на капоте двигателя, были единственным оружием, которое пилот мог использовать. Кроме того, эти самолёты поставлялись без какой-либо защиты кабины пилота и — что, возможно, важнее всего — без самогерметизирующихся топливных баков, несмотря на то, что конструкторы Curtiss имели опыт наблюдения за расширяющейся воздушной войной в Европе. Из-за потребности в современных боевых самолётах в Европе такие державы, как Великобритания и Франция, обратились за помощью к Соединённым Штатам, и это привело к увеличению продаж американских авиационных компаний за рубежом. Затем обе страны заказали новые американские истребители, и Curtiss выполнил заказ. Несмотря на то, что количество самолётов превысило заказ армии США, военное ведомство отнеслось к ним с осторожностью, так как знало, что конструкцию можно улучшить за счёт боевого опыта, полученного на иностранной службе.
Французский заказ ни к чему не привёл, так как страна была захвачена немцами ещё до того, как были поставлены P-40. Вместо этого они достались британцам, но у них не было брони и самогерметизирующихся топливных баков. Они получили название «Томагавк Mk I». Самолёты оказались неэффективными в качестве истребителей против современных немецких самолётов и в конечном итоге были переквалифицированы в тактические разведчики на малых высотах (P-40, как правило, страдали в боях на больших высотах, уступая таким вражеским самолётам, как Messerschmitt Bf109 и Focke-Wulf Fw 190).
Для британского заказа требовалось добавить вооружение на крыльях — всего четыре пулемёта, по два на каждое крыло. Это должно было сочетаться с уже имеющимся пулеметом, установленным в обтекателе двигателя, и обеспечивать гораздо большую огневую мощь, чем изначально предполагал Кертисс. Это привело к быстрой переделке крыльев, чтобы освободить место для новых пулемётов. Новые крылья с четырьмя пулемётами оказались настолько успешными, что армия США сняла 44 таких крыла с самолётов Curtiss прикрепила их к фюзеляжам P 40 и создала модель P 40G
Часть этого самолётов Curtiss, прикрепила их к фюзеляжам P-40 и создала модель P-40G. Часть этого запаса была отправлена Советскому Союзу по ленд-лизу, а остальное осталось на вооружении США.
Первоначальный французский заказ на «Уорхоки», которые теперь стали британскими «Томагавками», был дополнен новыми британскими требованиями к P-40. Девяносто самолётов были модифицированы: на них установили броню и самогерметизирующиеся топливные баки, изменили расположение органов управления дроссельной заслонкой и установили британскую приборную панель. Так появился «Томагавк IIA». Ещё двадцать самолётов были построены на заводах Curtiss.
Затем поступил заказ на 930 моделей «Томагавк IIB», в которых оригинальные американские крыльевые пушки были заменены британскими пушками В этом варианте также был предусмотрен сбрасываемый топливный бак в нижней части фюзеляжа, британская приборная панель и обновлённая система подачи топлива. «Томагавки» использовались британскими войсками и войсками стран Содружества в Европе, во время Североафриканской кампании, в Юго-Восточной Азии и в Средиземноморье. Именно во время кампании в пустыне «Уорхок» получил свою культовую наклейку на носу в виде «акульей пасти» — деталь, которая позже появилась на американских P-40, участвовавших в войне с японцами в Китае.
Около 100 самолетов британского заказа были выделены для поставки в Китай после закупки китайским правительством современного истребителя. Они были собраны на месте и в конечном итоге были выставлены с американскими пилотами-добровольцами за штурвалами через "Американскую группу добровольцев" - или AVG. AVG служила косвенным участием Америки в войне против Японии силами, состоящими из сухопутных войск, военно-морского флота и летчиков морской пехоты.
Для различных служб по всему миру, использовавших «Томагавк», этот тип самолёта хорошо подходил для своего времени, хотя вскоре он устарел как боевая машина. Те, кому удалось продержаться дольше, были выведены из строя из-за нехватки запчастей. Другие были просто превзойдены технологически с появлением более совершенных «Супермарин Спитфайр» и североамериканских «Мустангов» P-51.
Технические характеристики
Экипаж: 1 человек.
Длина: 9,66 м, размах крыла — 11,38 м, высота — 3,76 м.
Масса пустого: 2880 кг, максимальная взлётная масса — 4000 кг.
Двигатель: V-12 Allison V-1710-39 мощностью 1150 л.с..
Максимальная скорость: 580 км/ч.
Крейсерская скорость: 435 км/ч.
Практическая дальность: 1100 км.
Практический потолок: 8800 м.
Вооружение: 6 пулемётов «Браунинг M2» калибра 12,7 мм (281 патрон на ствол).
Модификации
Некоторые модификации Curtiss P-40 Tomahawk:
P-40B (Model 81-B) — модификация для Авиационного корпуса армии США.
P-40C (TomaHawk Mk.IIB, Model Hawk 81-A3) — имел самогерметизирующиеся топливные баки, броню и был вооружён шестью пулемётами калибра 7,7 мм.
P-40D KittyHawk Mk.I (Model Hawk 87-A2) — дальнейшее развитие P-40, установлен двигатель Allison V-1710-39 с поджатым радиатором, усилена броня, в крыльях — четыре пулемёта калибра 12,7 мм.
P-40E (Model 87-B2) — конструктивно аналогичен P-40D, но с шестью пулемётами в крыле.
Истребители Curtiss P-40 Tomahawk участвовали в боях на всех фронтах Второй мировой войны. В ВВС Армии США на P-40 летало около 20 истребительных авиагрупп, а также несколько разведывательных эскадрилий. В Королевских ВВС самолёты «Томагавк»/«Киттихоук» состояли на вооружении 18 эскадрилий.
В СССР P-40 применялись в обороне Москвы и Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, боях в Карелии, Заполярье и над Чёрным морем.
В начале 1943 года лейтенант Д.И. Коваль из 45-го ИАП получил статус аса на Северо-Кавказском фронте, сбив шесть немецких самолетов на Р-40. Некоторые советские пилоты стали асами на Р-40, хотя их было не так много, как на Р-39 «Аэрокобра», самом многочисленном истребителе по ленд-лизу, используемом Советским Союзом.
Майор Найденов на «Томагауке» и «Киттихауке» до мая 1942 сбил 16 немецких самолетов и стал Героем Советского Союза.
Наиболее известным летчиком 20-го ГвИАП, летавшим на Р-40, был младший лейтенант Алексей Хлобыстов. 8 апреля 1942 года командир звена лейтенант Алексей Хлобыстов дважды в одном бою таранил немецкие истребители.
Серия истребителей Curtiss P-40 «Уорхок» была дальнейшим развитием линейки Curtiss P-36 «Хок». «Уорхок» стал легендарным самолётом знаменитой Американской добровольческой группы (AVG), сражавшейся в Китае против японцев и получившей прозвище «Летающие тигры». В ходе войны P-40 в основном заменяли более совершенными типами самолётов, но, тем не менее, он оставался одним из важнейших истребителей союзников в начале Второй мировой войны, которым пользовались американцы, британцы и советские лётчики.
С 1939 по 1944 год было произведено около 13 738 самолётов P-40. Среди операторов были Австралия, Бразилия, Канада, Китай (Тайвань), Египет, Финляндия, Франция, Индонезия, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, Южная Африка, Советский Союз, Турция, Великобритания и США. Некоторые самолёты попали в руки японских войск.
Не являясь чем-то выдающимся в какой-либо одной категории, P-40 «Уорхок» мог стать смертоносной боевой машиной в умелых руках. Он был оснащён грозным вооружением из 4 крупнокалиберных пулемётов Browning M2, от 200 до 235 патронов на пулемёт) в носовой части и на крыльях. Позже к этому добавилась способность самолёта нести небольшой бомбовый груз в попытке увеличить нагрузку на «рабочую лошадку» во время войны.
«Уорхоки» оснащались рядным поршневым двигателем с жидкостным охлаждением, что отличало их от более популярных радиальных двигателей с воздушным охлаждением, которые использовались во многих истребителях того периода (в том числе в P-36 «Хок»). Двигатель представлял собой V-образный 12-цилиндровый двигатель Allison мощностью более 1000 лошадиных сил.
Дальнейшие усовершенствования линейки P-40 привели к созданию модели «D», которая отличалась более высокими характеристиками поршневого двигателя Allison. К этому времени вооружение было усилено до 6 пулемётов калибра 12,7 мм, а также была добавлена дополнительная подвеска для бомб, которая позволяла нести одну бомбу, что повышало универсальность самолёта. Обтекатель двигателя был немного изменён. Помимо переоборудованных французских «Уорхоков»/«Томагавков», британцы также заказали собственные модели P-40D и присвоили им название «Киттихаук». Таким образом, в число известных модификаций вошли P-40D, P-40E, «Киттихаук» Mk 1 и «Киттихаук» Mk Ia. Они служили с 1942 по 1943 год и сражались над Новой Гвинеей, Гуадалканалом, Кокодой, заливом Милн, Дарвином, Северной Африкой и Китаем.
С 1942 по 1942 год в боевых действиях участвовали P-40K, P-40M и Kittyhawk Mk III. Модель K имела изменённый хвостовой оперение увеличенной площади, а у моделей M хвостовое оперение было удлинённым. Они использовались на Гуадалканале, Кокосе, в заливе Милн и Дарвине.
На P-40F, P-40L, Kittyhawk Mk II и Kittyhawk Mk IIa был установлен двигатель Packard-Merlin, а воздухозаборники двигателя были перенесены в нижнюю часть фюзеляжа. Вооружение на новых модификациях различалось, а фюзеляж был удлинён.
С 1943 по 1944 год на Средиземноморском и Юго-Западном Тихоокеанском театрах военных действий появились самолёты P-40N, Kittyhawk Mk IV и Warhawk. Они отличались изменённой задней частью кабины, которая обеспечивала улучшенную ситуационную осведомлённость.
Удлинённый фюзеляж увеличивал внутренний объём и улучшал устойчивость. На некоторых версиях отсутствовали крыльевые пушки для снижения веса.
К этому моменту войны истребители «Уорхок» всё чаще уступали в бою истребителям противника нового поколения. Несмотря на это, «Уорхок» во всех своих модификациях продолжал добиваться успеха вплоть до последних недель конфликта, закрепив за собой место одного из классических американских истребителей Второй мировой войны.
Некоторые характеристики истребителя P-40E:
Экипаж: 1 человек.
Длина: 9,66 м.
Размах крыла: 11,38 м.
Высота: 3,76 м.
Площадь крыла: 21,92 м².
Масса пустого: 2880 кг.
Масса снаряжённого: 3760 кг.
Максимальная взлётная масса: 4000 кг.
Двигатели: 1× V-12 Allison V-1710-39 мощностью 1150 л. с. (860 кВт).
Лётные характеристики:
максимальная скорость: 580 км/ч;
крейсерская скорость: 435 км/ч;
практическая дальность: 1100 км;
практический потолок: 8800 м;
скороподъёмность: 11 м/с.
Вооружение: 6× 12,7 мм пулемётов «Браунинг M2», 281 патрон на ствол.
Бомбовая нагрузка: 680 кг (максимальная), 3× 227 кг бомбы.
Производство: 1939–1944 годы. В общей сложности фирмой было построено почти 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 вооружённых сил государств мира (в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР).
Наиболее результативным советским пилотом Р-40 был Степан Новичков, одержавший на этой машине 19 воздушных побед. На втором месте - Николай Кузнецов - 18 побед, на третьем - Петр Покрышев - 14