Часть 2.
Часть 1.
«Подальше от нас»
Травля сплотила
В продолжение:
Ордена тишину любят
Группа компаний «Агропромкомплектация» — один из крупнейших в России производителей свинины. В рейтинге Национального союза свиноводов она занимает восьмое место. Подразделения работают в Рязанской, Тверской и Курской областях, причем не только выращивают животных, но и сами производят мясную продукцию. Чистая прибыль за последние три года — 25,1 млрд рублей.
Бенефициар «Агропромкомплектации» Сергей Новиков лицо непубличное, его редко упоминают в новостях, не связанных с деятельностью его предприятий. При этом власти его работу оценивают весьма высоко: он был отмечен благодарностями министра сельского хозяйства и президента России, получил три церковных ордена, а самое главное — два ордена «За заслуги перед Отечеством» (I и II степеней), присуждать которые имеет право только президент. Оба раза высокие государственные награды предпринимателю вручал министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
В 2023 году в Кораблинском и Ряжском районах области уже открыли два свинокомплекса «Агропромкомплектации». В июле 2024 года Россельхознадзор выдал предприятиям предостережение, обязав устранить целый ряд нарушений: от хранения трупов свиней вперемешку с обычными бытовыми отходами до использования кормов неизвестного происхождения с неподтвержденной безопасностью. В 2021 году еще одно предприятие «Агропромкомплектации» в Курске было оштрафовано за загрязнение воздуха и несоблюдение правил обращения с отходами.
— Если бы у них все было так замечательно, то нас бы и на общественные слушания пригласили. Но мы о них даже не знали, будто они боятся людей, — рассуждает Павел.
Общественные слушания в Михайловском районе официально прошли еще в сентябре-октябре 2023 года и длились 21 день. Но никто из местных жителей о них не слышал.
В заключении о результатах общественных обсуждений, подписанном председателем комиссии по землепользованию Рязанской области, значится лаконично: «Участники общественных обсуждений не зарегистрированы».
Возмутившись тем, что их мнения никто не спросил, селяне в декабре 2024 года пошли в суд.
Запредельно близко
Белое пятиэтажное здание Рязанского областного суда стоит на пустыре между широкой дорогой и парком. Здесь михайловские селяне пытаются доказать, что строительство свинокомплекса рядом с их домами незаконно. Пока назначено предварительное заседание.
В зале суда перебирает бумаги юрист, представляющий сельских жителей. На скамейке сидят двое истцов, среди которых и лидер инициативной группы Владимир Обойшев. Входит судья Воейков и начинает заседание.
— Расстояние от планируемого объекта до деревни Аннино составляет 654 метра, — приводит позицию истцов юрист. — При этом, согласно санитарным нормам и правилам, свинокомплекс на более чем 12 тысяч голов относится к объектам I категории опасности. Минимальное расстояние от него до жилых домов должно составлять 1000 метров. Оно может быть уменьшено, но это должно быть научно обосновано.
— Ваша позиция понятна, — отвечает судья и предлагает изложить свою позицию ответчикам.
Встает представитель Главного управления архитектуры и градостроительства Рязанской области — именно к этому ведомству были поданы иски жителей. В 2023 году оно утвердило постановление, согласно которому земли близ населенных пунктов были признаны пригодными для постройки свинокомплекса. Как и авторы анонимного телеграм-канала, ответчик обращает внимание, что среди истцов много дачников.
— Не подтверждаются сведения о том, что нормативные акты нарушили их права, — заявляет представитель ведомства. Если проанализировать список истцов, то у нас только 17 человек из 65 проживают на территории Слободского поселения. Кто-то в Московской области, кто-то в Рязани. Непонятно, как рассматриваемый вопрос влияет на их права и интересы.
Судья просит ответчика прокомментировать тезис о том, что строительство свинокомплекса на расстоянии менее 1000 метров от жилых домов небезопасно. Представитель Главного управления архитектуры и градостроительства региона заявляет о соответствии объекта всем действующим нормам, потому что так написано в санитарно-эпидемиологическом заключении к планируемому объекту.
— 1000 метров — это ведь ориентировочная норма, — отвечает он. — Она может быть сокращена при определенных мероприятиях и расчетах. Сейчас мы рассматриваем только производственную площадку, установить все на этапе зонирования сложно. В заключении написано, что все нормы учтены, все соответствует.
Несмотря на заключение санитарного контроля, государственная экологическая экспертиза федерального уровня у застройщика отсутствует. Для объектов I класса опасности, к которым относятся в том числе свинокомплексы, она является обязательной. Росприроднадзор уже выдал компании «АПК-Рязань», структуре «Агрокомплектации», предостережение по этому поводу. Без госэкспертизы строительство будет незаконным.
Под конец заседания Владимир Обойшев просит судью дать ему слово.
— Представитель ответчика говорит, что не все административные истцы имеют отношение к поселению, но это не так, — заявляет Обойшев. — Они либо являются собственниками жилья, либо проживают там, что подтверждается документами. Я сам являюсь и собственником, и жильцом. Поэтому утверждаю, что мои права нарушены.
После суда истцы и ответчики вежливо прощаются друг с другом. Основные слушания еще впереди: рассмотрение иска по существу начнется 19 мая.
«Тогда пахло навозом, а сейчас — химией»
В 2017 году свою борьбу против свинокомплекса на 6 тысяч голов начали жители 25-тысячного Скопина и соседнего с ним села Вослебово. До сел, которые протестуют сегодня, отсюда всего ничего — 50 км. И, возможно, именно посмотрев на Скопинский район, жители михайловских сел решили активно протестовать.
— У нас «бум» был в основном в интернете. Мы подписывали петицию, но люди разделились. Одни были в восторге, что появятся рабочие места, грезили о дешевом мясе. А другие крутили пальцем у виска и твердили про экологию, — рассказывает жительница Скопина Екатерина. — Теперь мы часто чувствуем запах, особенно по утрам. Видимо, ночью куда-то сливают отходы… Еще на предприятии сжигают туши, в такие дни тоже отвратительно пахнет. А вот мясо ничуть не подешевело.
Свинокомплекс, который вблизи Скопина построила компания «СПФ Рязань» норвежского предпринимателя Томаса Норгаарда, включает в себя крематорий. Он нужен для утилизации туш заболевших животных.
В июне 2024 года после жалоб жителей на вонь Роспотребнадзор вынес свинокомплексу предупреждение. В «СПФ-Рязань» ответили, что стараются уменьшать запах от работы предприятия с помощью специального препарата. За два года до этого администрация Скопинского района в ответ на претензии жителей заявила, что на предприятие пригласили научных сотрудников, чтобы подобрать химический состав по нейтрализации запаха. Но жалобы с тех пор не прекратились.
К свинокомплексу мы едем с активисткой Надеждой, уроженкой Скопина. Тема для нее болезненная еще и потому, что мясо она не ест. С последствиями открытия животноводческого производства, по словам женщины, она столкнулась вскоре после его запуска: вышла на пробежку и ее облепила мошкара.
— Это не обычные мухи, таких я сроду не видела. Раньше их не было, — рассказывает она. — Эти мошки плодятся и развиваются из-за навоза. Летают тучами. Я бегала по стадиону и не понимала, откуда они взялись. Только потом, когда доехала до поля с отходами, увидела: вот отсюда.
У линии горизонта виднеется серый забор, где начинается свинокомплекс. Перед ним — развороченная трактором земля. Она тянется долго, пока мы подъезжаем к нужному полю. Сюда Надежда приезжала год назад, чтобы заснять, как на землю сливают зловонные отходы производства.
— Где-то они просто текли ручьем, а где-то трактор пытался запахать землю после слива. Я это снимала на видео, и водитель меня заметил. Я решила не уходить, а сама думала: сейчас догонит и начнет ругаться или закопает меня здесь же. Но он провалился в собственные отходы, застрял в них, — смеется Надежда.
Свиной навоз — один из распространенных видов удобрений. При этом он характеризуется низким содержанием органических веществ, биогенных элементов и высоким процентом токсичных соединений, что вредно для почв, особенно когда его используют в больших объемах.
— Свежий навоз — это достаточно агрессивное вещество, — рассказал «Кедру» представитель союза «За химическую безопасность». — Выдерживать его необходимо вдали от населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения, а потом можно использовать на угодьях. Если запах остается, это может указывать на недостаточную выдержку. В таком виде навоз все еще опасен для почвы.
С марта 2023 года в России начал действовать закон, согласно которому переработанные отходы, по согласованию с Россельхознадзором, могут приравниваться производителями к побочным продуктам животноводства (ППЖ). Юридически они не являются отходами, и лицензия на обращение с ними не нужна. Животноводы теперь сами решают, какое количество ППЖ у них накопится за отчетный период и нужно ли уведомлять об этом Россельхознадзор.
— Согласно закону, ППЖ — это ценный ресурс для восстановления плодородия почв, — объясняет юрист и специалист по защите окружающей среды организации «Голоса за животных» Артем Алексеев. — Но большинство животноводческих предприятий не имеют мощностей: лагун, оборудования и достаточного количества земель — для того, чтобы переработать образованный у них навоз в побочный продукт.
В России на животноводческих комплексах образуется от 300 до 650 млн тонн навоза и помета — переработать и обезвредить такие объемы, по мнению экспертов, практически невозможно. Тем более в России, где не выделяют достаточно средств на развитие инфраструктуры, чтобы перерабатывать отходы животноводства. Поэтому большую часть отходов вывозят на поля.
— Свиной навоз должен полгода выдерживаться в лагунах, но их, я думаю, не хватает, — считает Надежда. — Все говорят: «И раньше свиньи были, и запах тоже». Но тогда пахло навозом, а сейчас химией какой-то. Аж глаза режет. Поросят ведь кормят специальными средствами, обкалывают их, чтобы не болели. Я знаю семью, которая из-за этого запаха уехала из города. У них ребенок астматик. От запаха обычного навоза ему бы так плохо не было.
Останавливаемся сфотографировать свинокомплекс. Когда выходим из машины, в нос ударяет резкий запах, похожий на вонь от канализации. Над зеленым полем в аккуратную линию выстроились белые здания.
— Картинка-то свинокомплекса нормальная. Жаль, фото запаха не передаст, — усмехается Надежда.
P. S. «Сильно кашляла, но привыкла»
В выходные на улицах Скопина мало людей. Возле одного кафе курят две женщины. На вопрос о свинокомплексе отвечают, что они там работают и довольны этим. Мария* трудится в компании уже не первый год, хвалит зарплату и условия труда.
— Платят вовремя, ну а запах ведь не только у нас. Сейчас везде химическая обработка идет, сжигание.
Да, от ветра может донестись, но зато работникам мясо дешевое дают — раз в 3-4 месяца по половине тушки. Ну и ничего, можно потерпеть.
Ирина* работает на площадке откорма свинокомплекса. Говорит, что к запаху внутри привыкала долго, но справилась. А некоторые так и не смогли.
— Запах там очень специфический, — морщится она. — Нужно период адаптации пройти. Я первый месяц сильно кашляла, но привыкла. Думала, сдохну, но ничего. Со мной девчонка приходила, и у нее кашель не прошел. Ушла. Теперь запаха почти не чувствую.
Внезапно Ирина подходит к нам и предлагает понюхать свои волосы. Спрашивает, не пахнет ли. Волосы ничем не пахнут, но женщина вздыхает:
— Возможно, мне уже мерещится. Особенно, когда они мокрые, я чувствую запах. Зато нам такие крутые средства для мытья головы приносят. Это не какая-то «Бабушка Агафья». Шампуни эстелевские, от фирмы Ollin бывают.
Перед скопинским МФЦ замечаю объявление, прикрепленное к столбу: «В компанию “Агропромкомплектация-Рязань” требуются работники». Местные активисты рассказывают, что за борьбой против свинарников в Михайловском районе следят и желают его жителям учиться на их ошибках.
— У нас не было сплоченности, — сожалеет Надежда. — Я вот даже не знала, что у нас была инициативная группа. Михайловцам надо учитывать этот момент — действовать сообща.
— Видела их видеообращение, дай бог им сил и терпения, — добавляет Екатерина. — Они более активны, чем были мы. Видимо, на нашем опыте поняли, как надо. Мы тогда еще не понимали, чем это грозит. А теперь можем сказать: проблем много, лучше не будет.
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах