Найти в Дзене
Маша и Медиа

Трамп анонсировал 100% пошлины на иностранные фильмы. Почему эти санкции российскому кино не страшны

В США могут ввести заградительные пошлины на снятые за рубежом киноленты. Такая мера, как считает выступивший с инициативой американский президент Дональд Трамп, простимулирует кинопроизводство в стране Киноиндустрия США умирает, констатировал 5 мая в своей соцсети Truth Social Дональд Трамп и дал поручение министерству торговли инициировать запуск 100% пошлины на любые фильмы, произведенные за пределами страны. По словам американского президента, другие страны переманивают продюсеров и студии, предлагая «всевозможные стимулы». И в этих действиях есть не только экономический аспект, как считает Трамп, но, и идеологический. Что, по его словам, представляет угрозу национальной безопасности. Министр торговли США Говард Латник отреагировал оперативно, сообщив в тот же день на своей странице в соцсети X, что ведомство уже «работает над этим». Дьявол, как известно, кроется в деталях. А их пока нет. В частности, на данный момент не очень понятно, в отношении каких именно фильмов будут действо
Yellow, Black and White
Yellow, Black and White

В США могут ввести заградительные пошлины на снятые за рубежом киноленты. Такая мера, как считает выступивший с инициативой американский президент Дональд Трамп, простимулирует кинопроизводство в стране

Киноиндустрия США умирает, констатировал 5 мая в своей соцсети Truth Social Дональд Трамп и дал поручение министерству торговли инициировать запуск 100% пошлины на любые фильмы, произведенные за пределами страны. По словам американского президента, другие страны переманивают продюсеров и студии, предлагая «всевозможные стимулы». И в этих действиях есть не только экономический аспект, как считает Трамп, но, и идеологический. Что, по его словам, представляет угрозу национальной безопасности. Министр торговли США Говард Латник отреагировал оперативно, сообщив в тот же день на своей странице в соцсети X, что ведомство уже «работает над этим».

Дьявол, как известно, кроется в деталях. А их пока нет. В частности, на данный момент не очень понятно, в отношении каких именно фильмов будут действовать новые пошлины. Если речь про импортируемое в страну кино (в случае с США – это преимущественно релизы из Азии и Индии), то его доля в американском прокате минимальная и, по разным оценкам, составляет около 3% от общего объема выпускаемых в стране кинолент.

Другой вопрос, если мера затронет фильмы американских киностудий, которые те снимают за пределами США, в том числе, совместно с продюсерами из других стран. Количество таких фильмов в последние годы неуклонно растет, а вот кинопроизводств в Калифорнии, где расположен Голливуд, что логично, сокращается: в 2021-2024 гг., по разным оценкам, снижение этого показателя составило порядка 30%. Причин несколько – стоимость кинопроизводства в США, а в особенности киноштате – Калифорнии – растет, а действенных мер налогового стимулирования нет.

Зато они есть в других странах, это так называемые «рибейты» - компенсация части затрат съемочных групп за фактические расходы, понесенные в стране. К примеру, некоторые европейские страны предлагают компенсацию затрат на съемки фильмов в размере 35%, а самый высокий рибейт в мире действует на островном государстве Фиджи – 75%.

Как бы то ни было, причин для беспокойства у российской киноиндустрии в связи с возможным введением 100% пошлин на иностранное кино в США на сегодня практически нет. Дело в том, что Штаты в обозримой ретроспективе никогда и не были ключевым рынком для фильмов из России. До пандемии крупнейшими рынками для нашей кинопродукции были Китай, где любят наши блокбастеры, а также Европа, где было востребовано российское авторское кино.

После пандемии и введения в ряде европейских стран санкций после 2022 года география экспорта российского кино претерпела изменения. Так, поставки в числе прочего переориентировали на дружественные страны MENA (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Оман), и по итогам 2024 г. этот регион занял пятую строчку в рейтинге крупнейших рынков-экспортеров российских фильмов, следует из данных отраслевого издания «Бюллетень кинопрокатчика». Первая строчка осталась за Китаем, среди крупнейших рынков – Мексика (№2), Бразилия (№3) и Италия (№4), указано там же.

А вы какие меры поддержки кинопроизводства считаете более эффективными - пряник (меры налогового стимулирования) или кнут (100% пошлины)?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, если вам понравился этот обзор.