Конституционный суд Южной Кореи вынес вердикт по делу экс-президента Юн Сок Ёля. 3 декабря он ввёл в стране военное положение, которое, впрочем, ему довольно скоро пришлось отменить.
Действия лидера Южной Кореи парламентом поняты не были. Президенту объявили импичмент, после чего Юн Сок Ёль стал фигурантом двух процессов. Конституционный суд должен был подтвердить или опровергнуть правомерность импичмента. Кроме того, против президента было возбуждено уголовное дело о мятеже (к ответственности по нему может быть привлечён даже глава государства). 15 января Юн Сок Ёля задержали как раз по этому делу.
Заключительное слушание в Конституционном суде состоялось 25 февраля. Обвинение настаивало на том, что «определения Юном таких понятий, как "справедливость", "здравый смысл" и "защита Конституции", отличаются от всеобщего их понимания», и что, вернувшись во власть, он может вновь пойти на введение военного положения. Сторона защиты исходила из того, что объявление военного положения было неизбежным на фоне «насилия со стороны оппозиции», приведшего страну к кризису, и являлось законным актом главы государства.
В показаниях свидетелей было довольно много нестыковок. Во-первых, потому что человеческая память не идеальна. Во-вторых, потому что участники процесса, пользуясь ситуацией, пытались переложить ответственность друг на друга и, по возможности, утопить конкурента. Кроме того, были обнаружены и весьма любопытные детали. Выяснилось, например, что о намерении президента ввести военное положение не знал никто, включая жену, и все попытки переубедить Юна наталкивались на «я уже забронировал время на ТВ» и «военное положение не продлится долго».
Важно отметить, что в компетенцию Конституционного суда не входит определение того, совершил ли Юн мятеж или какое бы то ни было другое преступление. Задача КС - определить, законно ли отрешение президента от власти вследствие того, что он своими действиями нарушил Конституцию. Согласно ей, президент имеет право объявить военное положение (что он и сделал), парламент имеет право его отклонить (что депутаты и сделали), после чего президент не пошёл на конфронтацию и тоже всё отменил.
Дискуссия велась вокруг двух основных моментов. Первый - в какой мере действия оппозиции могут рассматриваться как повод для введения военного положения и соответствовали ли предпринятые президентом меры необходимым условиям и процедурам. Второй - стояло ли за введением военного положения стремление Юна захватить власть, разогнав парламент?
4 апреля Конституционный суд единогласно лишил Юна президентской власти. Как заявил исполняющий обязанности председателя суда Мун Хён Бэ, «польза от защиты конституции путём отстранения ответчика от власти существенно превосходит урон, понесённый государством от его отставки». Суд счёл, что чрезвычайной ситуации, которая могла бы требовать введения военного положения, в стране не было.
Принятие единогласного решения стало следствием комплекса причин. Во-первых, в действиях Юн Сок Ёля были обнаружены признаки нарушения конституции. Во-вторых, выбор был сделан в пользу решения, которое поддерживала большая часть общества. В-третьих, судьи могли голосовать не столько за импичмент Юна, сколько за завершение острой фазы кризиса (возвращение Юна во власть запустило бы процессы по новому кругу).
На фоне всех этих событий в Южной Корее произошёл раскол общества. Митинги за и против импичмента случались и раньше, при других президентах. Но, например, в 2016 году сторонников президента Пак Кын Хе было немного, да и выглядели они откровенными маргиналами. Сегодня же поляризация весьма велика, и многотысячные митинги собирают не только противники, но и сторонники президента.
Тем не менее, вопреки ожиданиям, лишение Юна власти обошлось без жертв и разрушений. Правящая партия «смиренно» приняла решение суда, вооружённого сопротивления со стороны сторонников президента не было, за вычетом пары мелких инцидентов. Сам экс-президент, конечно, выразил сожаление, но вердикт принял, хотя и намерен отстаивать свои невиновность и правоту до конца.
И всё же его политической карьере, весьма вероятно, пришёл конец. А дело о мятеже, скорее всего, закончится обвинительным приговором. Не исключено и открытие против экс-президента и первой леди нескольких новых уголовных дел, чтобы окончательно демонизировать их образ в массовом сознании.
Дальше - президентские выборы. А на них могут быть свои сюрпризы. Сейчас ЮК разделена на два лагеря, у каждого из которых есть своя правда. И их не сильно волнуют возможные факты, способные радикально повлиять на изменение позиций. Так что неожиданные повороты или новые скандалы вполне вероятны.
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#корея #власть #президент #мятеж #военноеположение #суд