Найти в Дзене

Данил Голованов: «Первый клиент оказался трушным м*даком. Миллион он так и не заплатил»

Оглавление

Агентство RED PEPPER было основано в Екатеринбурге в 2006 г., уральские рекламщики практически сразу громко заявили о себе и закрепились в рейтинге лучших креативных агентств России по версии АКАР.

С тех пор команда собрала более 100 российских и международных наград (в их числе Золотой Орел, Кинотавр, Eurobest, Red Apple), участвовала в Cannes Lions, Vancoover Film Festival, Webby Awards и многих других фестивалях. В портфолио уральской компании работа с брендами Яндекс, Nike, Samsung, BMW, Zolla, Ushatava, Дядя Ваня, Avgvst, Россельхозбанк, Zenit, Epica и др.

Десять лет агентство занималось только рекламой, но в 2016 г. основатели решили сменить фокус и начали снимать брендированный контент на рынке рекламы, а агентство стало носить название RED PEPPER FILM, рассказывал DK.RU.

В первой части DK.RU публикует воспоминания экс-рекламщика и одного из основателей креативного агентства RED PEPPER Данила Голованова о том, как создавалось агентство, с какими трудностями приходилось сталкиваться рекламщикам и как случились первые Львы.

Во второй части будут опубликованы воспоминания Данила Голованова о самых ярких рекламных кампаниях за почти 20-летнюю историю RED PEPPER.

Маленькое рекламное агентство каждый может обидеть

— Екатеринбург в начале 2000-х казался мне центром мира. Крутое было время. Я учился на втором курсе Уральского государственного университета им. Горького на несуществующей специальности «Связи с общественностью», промышлял вечеринками и грезил привести в родной город Мадонну с большим концертом. Поэтому, когда мой друг Даня, с которым мы познакомились на конкурсе «Мисс Екатеринбург—2004» (или где-то еще), предложил открыть компанию по организации праздников — это было для меня подарком судьбы. Так появилось ООО «Агентство коммуникаций «Рэд Пеппер». А я внезапно стал бизнесменом и перестал ходить на пары, за что ему, конечно, отдельное спасибо!

Чем мы только ни занимались: суровым уральским фешном, свадьбами без драк и с ними, презентациями автомобилей, чемпионатами по метанию капусты и прочими ивентами. Поскольку агентств в городе было мало, а людей — миллион, дела быстро пошли в гору. Мы моментально сняли какой-то офис, купили себе по тачке (хороший понт дороже денег) и решили наконец заняться серьезным бизнесом — рекламой.

Тогда от слова «реклама» пахло настоящей свободой. Это сейчас на креативе способен зарабатывать каждый второй, а тогда даже профессиональные музыканты и режиссеры вынуждены были рисовать макеты или заниматься копирайтом, чтобы параллельно творить. И за это никто не платил — креатив всегда входил в стоимость размещения роликов или билбордов. Поэтому мы подкопили денег и взяли дюжину «растяжек» в аренду на месяц в самых козырных местах города.

Если честно, уже не помню, кто был наш первый клиент, но он оказался реальным трушным мудаком. Наверняка что-то связанное со строительством. Или нет. Но денег он нам не заплатил. А миллион рублей, так-то, был порядочной суммой. Поэтому пришлось украсить город вот такими «шикарными» макетами… Ох, никогда больше в жизни не вкладывал столько в собственный промоушен. Но вроде сработало!

«Оригинальная приправа к Вашему бизнесу!»

Та спонтанная рекламная кампания неожиданно произвела эффект атомной бомбы. На следующий день о существовании какой-то мутной конторы под названием «Red Pepper» в Екатеринбурге говорили все. Более того, мы узнали о существовании профессиональных рекламных медиа, читая в них статьи про себя. Короче, звучит круто, но надо было что-то с этим хайпом делать дальше…

Нам повезло, что в городе оказалось несколько смелых клиентов, в основном из ресторанного бизнеса, которые обратились к нам за креативом сразу после этой истории. Но зарабатывать на креативе невозможно, не было ведь таких кейсов… думали мы. Да и обсчитывать подобные услуги не умели. Все эти рейт-карты, креативные пары и прочие аккаунт-менеджеры пришли в нашу жизнь чуть позже и окончательно убили всю романтику.

При этом все это время в городе функционировало рекламное агентство «Восход» и эти ребята делали обезбашенный креатив для крутых брендов прямо через два квартала от нашего офиса! А еще у них случился первый шортлист Каннских Львов — это такой рекламный Оскар. Как же мне захотелось познакомиться с ними! Оказалось, что мой одногруппник Антон и еще один друг на курс помладше по имени Женя уже работают там копирайтерами (надо было все-таки чаще ходить на пары). Они познакомили меня с Андреем Губайдуллиным — основателем и лучшим креативным директором России всех времен. Мы увидели в его команде крутых конкурентов, цель, к которой можно стремиться, опыт, который можно перенять. За это, конечно, «Восходу» и Андрею лично грандиозное мерси!

Мы быстро придумали себе идиотский слоган «Оригинальная приправа к Вашему бизнесу», сняли красивую Ладу на постере и понеслись на энтузиазме «окучивать» местных клиентов, благо никто не знал, сколько стоит креатив на самом деле.

Время шло, креатив множился

Шло время. К 2013 г. мы выросли в два раза как агентство, все больше смещая фокус в сторону креатива. А главное — мы научились выигрывать тендеры и дорого продавать рекламу.

Один из тендеров мы выиграли почти случайно — ролик для крупной нефтяной компании, впрочем, мелких там не бывает. Концепция называлась «Время», а бюджет был таким, что сегодня его хватило бы на полнометражку в Париже. Нам нужен был стильный, модный продакшен. А самые классные ролики тогда снимались в Киеве. Я пошел к Дарко в Radioactive Film — уже тогда они снимали клипы для Coldplay. Мы быстро придумали идею, выбрали бельгийских режиссеров, но проект перенесли на 2014 г. И доделывать его пришлось уже с другим, гигантским московским продакшеном.

Ролик вел голливудский постановщик — назовем его Питер. Он славился батальными сценами для блокбастеров и влетел в проект бодро и уверенно. Съемки наметили через полгода.

На съемках все выглядело шикарно: стейк из лосося, безлимитный бар, ультрамодные камеры, объективы, десятки ненужных людей, которые создавали видимость бурной деятельности. Но как же было грустно видеть результат...

У нас был внутренний принцип: выкладывать все работы на сайт, в портфолио. Но тут — целый манифест для крупного клиента с бюджетом на уровне лучших роликов мира — и... мы не смогли. Просто не смогли выложить это на сайте.

Почему так вышло? Не знаю. Наверное, стечение обстоятельств. Нам не хватило опыта. Продакшен показал полное равнодушие к результату. Всех накрыло коллективной безответственностью.

Так самый дорогой ролик в истории Red Pepper стал и самым постыдным. Хотя клиент коллективно писал кипятком от радости, запивая все это игристым, совершенно не понимая, какую хрень мы на самом деле сняли вместе. Уверен, сейчас мы бы сняли его раз в сто лучше — и раз в сто дешевле.

Но, видимо, именно такой проект и был нам нужен. Чтобы понять, как все работает. Чтобы начать разбираться. Чтобы сделать первый шаг в новом направлении — собственном продакшене под названием Red Pepper Film. Но это уже совсем другая история.

Читайте также на DK.RU: «Мы построим новый Netflix с офисом в Амстердаме». Данил Голованов, Red Pepper Film

Охота на Львов

Охота на Львов для рекламщиков — это не просто амбиция. Это ритуал. Гештальт. Пункт в резюме, который может изменить твою карьеру. Каннский Лев — это как «Оскар» в мире креатива, только с пляжем и шампанским.

Каждый креативщик мечтает попасть в Канны. А лучше — уехать оттуда с парой золотых львов в чемодане (или в ручной клади, чтобы все в самолете завидовали).

Сам фестиваль — масштабный, пафосный, снобский до судорог. Был там раза три или четыре. В основном тусовался на афтепати, где можно было случайно столкнуться локтем с каким-нибудь режиссером, который снимал клип для Бьорк или рекламу Nike. Еды на этих вечеринках, как правило, не было. Только алкоголь, фальшивые улыбки, допинг для веселья и вечные разговоры о гениальности.

Первый раз мы приехали в Канны с какими-то совсем мелкими кейсами. Шансов не было даже на бронзу. Посмотрели шортлисты — ни одного упоминания. Помню, как я разбил свой ноутбук с явками и паролями от биткойна прямо на набережной об асфальт.

Но шортлист Канн у нас в итоге случился, правда, чуть позже и все-таки за кино. А затем и серебряный лев подоспел за продакшен. Надеюсь, хоть для французской визы талантов теперь пригодится.

А так после этого интерес к фестивалям пропал совсем. Заявки там дорогие, множатся с каждым годом, как микробы в унитазе. Скоро номинаций станет больше, чем участников. Большой бизнес, все понимаю. Просто ни к чему это все. А если хотите кому-то помочь — то просто помогите, а не думайте, как эту помощь превратить в награду. Проще надо быть. И люди к вам потянутся. Как в жизни. Ну или хотя бы как в кино.

Читайте также на DK.RU: От майонезной картинки до полного метра со звездами. Путь режиссера Ивана Соснина