Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Предлагаю вашему вниманию третью часть краткого путеводителя по «Некрополю XVIII века» - музею под открытым небом, где похоронены многие выдающиеся россияне, оставившие заметный след в истории культуре нашей страны 18–19 веков.
Берилова Анастасия Парфентьевна (1776–1804)
Русская балерина, по происхождению крепостная крестьянка графов Шереметьевых. Как известно граф Николай Петрович Шереметьев, будучи покровителем искусств, постоянно искал среди крепостных детей таланты и давал им возможность развиваться. Самая знаменитая вошедшая в русскую историю крепостная актриса Прасковья Жемчугова, но были и другие.
К таковым относится и Анастасия Гладышева, прославившаяся под сценическим псевдонимом Берилова. Кстати сказать, псевдоним выбран не случайно. Всем актерам и актрисам своего театра сценические имена Николай Петрович придумывал лично и происходили они от названия драгоценных камней. В его труппе были актрисы Рубинова, Сапфирова, актеры Изумрудов, Алмазов и так далее.
но давайте вернемся к Анастасии Бериловой.
Она училась в Императорском театральном училище Ивана Ивановича Вальберха. В 1794 году была принята на службу в качестве актрисы балета Императорских театров Российской империи с денежным содержанием 1050 рублей в год. В дальнейшем содержание было повышено до 1300 рублей в год плюс 150 рублей «квартирных».
Анастасия Берилова выступала на сцене Эрмитажного театра и пользовалась особым расположением императора Павла I.
После того, как его императорское величество счел балет неуместным занятием для мужчин она главным образом стала специализироваться на исполнении мужских партий. Скончалась прима Императорского балета в 1804 году в возрасте 28 лет от скоротечной чахотки.
Была похоронена на Лазаревском кладбище. Надгробие, установленное на её могиле представляет собой ступенчатый профилированный постамент из облицованного мрамором известняка.
На постаменте установлена подставка, украшенная рельефными изображениями гирлянд которую, венчает ваза светильник с символическим пламенем.
Памятник является классическим образцом мемориальной скульптуры начала 19 века, но, к сожалению, давно уже требует реставрации. На схеме, которая как обычно будет размещена в конце публикации, монумент Анастасии Парфеньтьевны Бериловой обозначен №14.
Бетанкур Августин Августинович (1758–1824)
Выдающийся архитектор, инженер-строитель, специалист в области транспортных систем. Будучи испанцем по происхождению, он, поступив на русскую службу в 1808 году внес огромный вклад в облик Петербурга, Москвы и других российских городов.
Будучи талантливым инженером, руководил перестройкой и модернизацией старейшего в России Императорского оружейного завода в Туле, заложил и построил Пушечный литейный дом в Казани. Стал автором проектов и непосредственным руководителем строительства Московского манежа
и комплекса Нижегородской ярмарки.
В Петербурге Августин Августинович Бетанкур построил комплекс зданий «Экспедиции заготовления государственных бумаг», которая действует и сегодня под названием «Бумажная фабрика ГОЗНАК».
Кроме того, он стал автором проектов Каменноостровского
и Исаакиевского мостов.
В 1816 году к Августину Августиновичу обратился молодой французский архитектор Огюст Монферран, прибывший в Петербург из не оправившейся после войны Франции. Бетанкур по достоинству оценил талант молодого зодчего и на свой страх, и риск рекомендовал его Императору Александру I, как архитектора, которому можно доверить перестройку Исаакиевского собора. Как мы с вами знаем Монферран, полностью оправдал оказанное ему доверие.
Между прочим, участие Бетанкура в судьбе Монферрана, не ограничилось рекомендациями. Он как инженер принимал активное участие в поиске технических решений для устройства фундамента Исаакиевского собора и разработал систему подъёма и установки колонн. В дальнейшем идеи Бетанкура, Монферран применил для установки Александровской колонны.
Видный российский государственный деятель, талантливейший инженер и архитектор, генерал – лейтенант Августин Августинович Бетанкур скончался 14 (26) июля 1824 года.
Первоначально был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.
Проект памятника над могилой в виде колонны увенчанной урной разработал Огюст Монферран. Его соавтором стал архитектор Ю. А. Никитин, который создал проект кованной железной ограды.
Изготовление, доставку и установку монумента оплатили нижегородские купцы.
В 1979 году останки испанца так много сделавшего для России были перенесены вместе с памятником в «Некрополь XVIII века».
На схеме, которая как обычно будет размещена в конце публикации, монумент А. А. Бетанкура обозначен №15.
Бичурин Иакинф (Никита Яковлевич) (1777–1853)
Иеромонах, ученый-востоковед, китаевед, путешественник. Член-корреспондент Российской Академии наук, автор «Истории народов Средней Азии».
В 1799 году блестяще окончил Казанскую семинарию.
Служил преподавателем в Духовной Академии, а к 23 годам был возведен в сан иеродиакона, еще спустя месяц — иеромонаха, после чего стал архимандритом, настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске и ректором Иркутской семинарии.
Имел высокого покровителя митрополита Амвросия, благодаря которому уже через год получил назначение начальником Пекинской миссии.
Уже через несколько месяцев после прибытия в Китай Иакинф Бачурин в совершенстве владел разговорным китайским языком, а в дальнейшем освоил и письменность.
Он создал наиболее полный по тем временам словарь китайского языка и иероглифики, перевел с русского языка на китайский краткую священную историю и изложение канонов православной веры, а так же перевел с китайского на русский труды Конфуция и других великих ученых.
После 14 лет пребывания в Пекине вернулся в Петербург и был причислен к Азиатскому департаменту.
Жил в Александро-Невской лавре, как монах, но активно продолжил свои исследования.
Был знаком с Пушкиным, Крыловым, Панаевым, Одоевским и многими другими литераторами того времени.
О высокой ценности трудов монашествующего ученого свидетельствует тот факт, что он четыре раза удостаивался Демидовской премии. В 1828 году был избран первым членом-корреспондентом Российской Академии наук, а в 1831 году – действительным членом Азиатского общества в Париже.
Скончался монах сам себя считавший в большей степени ученым 11 мая 1853 года в своей монашеской келье и был похоронен на Лазаревском кладбище Александра-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Спустя 12 лет на его могиле был установлен памятник в виде гранитной стелы, увенчанной православным крестом.
Эпитафия, написанная китайскими иероглифами, гласит:
«Постоянно прилежно трудился над увековечившими его славу историческими трудами».
Памятник был создан и установлен по инициативе и на средства известного российского предпринимателя, мецената, коллекционера, почетного гражданина города Иркутска Василия Николаевича Баснина (1799–1876).
На схеме, которую вы найдете в конце публикации, захоронение обозначено №16.
Блезе-Манизер Лина Валериановна (1891–1924)
Женщина – скульптор, первая жена знаменитого советского скульптора Матвея Генриховича Манизера. Была его ученицей в Московском ВХУТЕМАС. Активно помогала мужу в работе над скульптурными произведениями, создававшимися в рамках Ленинской программы монументальной пропаганды. Самой известной их совместной работой стал памятник революционеру Володарскому на проспекте Обуховской обороны.
К сожалению, молодая художница умерла в 1924 году при рождении дочери.
Была похоронена на Лазаревском кладбище. Её захоронение стало первым и единственным произведенном в этом некрополе в послереволюционный период
Памятник работы её мужа Матвея Манизера представляет собой стилизованное изваяние в виде скульптурного молотка, который можно так же считать просто молотом – символом пролетарского труда. На гранитной поверхности закреплен медальон из белого мрамора с рельефным портретом усопшей. Изображение выполнено в классической технике, что в некоторой степени уравновешивает авангардистское начало памятника.
На схеме этот самый необычный монумент одного из старейших кладбищ Петербурга обозначен под номером 17.
Богданович Лука Федорович (1779–1865)
Видный русский флотоводец, адмирал Русского Императорского флота.
Происходил из белорусского шляхетского рода. В 1797 году окончил Морской кадетский корпус и был произведен в чин мичмана. Участник многих морских сражений и походов. В 1813 году отличился при осаде Данцига, за что награждён орденом Святого Владимира 4-й степени с бантом. В 1827 году во время Наваринского сражения командовал кораблем «Александр Невский». В результате умелых действий капитана Богдановича и экипажа вверенного ему корабля был захвачен неприятельский фрегат.
Доставленный им в Санкт-Петербург флаг с турецкого фрегата был пожалован Николаем I Морскому кадетскому корпусу.
В дальнейшем Лука Федорович Богданович командовал кораблями и флотскими соединениями.
С 1834 г. — командир Кронштадтского порта. 6 декабря 1854 года произведен в чин адмирала. С 1855 года член Адмиралтейств-совета.
Скончался адмирал Богданович в июне 1865 года и был похоронен на Лазаревском кладбище.
Памятник представляет собой постамент черного гранита с декоративными элементами, на который установлен крест из серого гранита. Захоронение обнесено декоративной чугунной решеткой из корабельных цепей и якорей.
На схеме монумент отважному флотоводцу обозначен №18.
Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825)
Видный художник – портретист конца 18 начала 19 веков. Уроженец Миргорода, выходец из семьи потомственных иконописцев. Первым его учителем в живописи стал отец.
С 1774 по 1780 годы служил в Миргородском казачьем полку. Уволившись в звании поручика, полностью посвятил себя живописи. Работал главным образом, как иконописец, но во второй половине 80-х годов 18 века благодаря знакомству с известным поэтом и общественным деятелем В. В. Капнистом получил выгодный заказ на внутреннюю роспись интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для Императрицы Екатерины Великой. Государыня по достоинству оценила работу живописца и повелела ему отправляться в Петербург.
Боровиковский перебирается в столицу в 1788 году и становится учеником Дмитрия Григорьевича Левицкого, крупнейшего портретиста эпохи Екатерины II.
В 1794 году Боровиковский пишет портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» за который получил статус назначенного (кандидата) в академики.
В 1795 году Владимир Лукич становится академиком Императорской Академии художеств за портрет великого князя Константина Павловича. В дальнейшем он пишет портрет Павла I и множество парадных портретов знатных особ того времени которые сегодня можно увидеть в ГРМ, Третьяковской галерее и других крупнейших отечественных музеях.
Кроме парадных портретов Боровиковский известен как один из родоначальников русского сентиментализма. Одним из самых известных его произведений стал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи»
В дальнейшем тема изображения "не испорченных роскошью", живущих в мире простых чувств и в тесном общении с природой крестьян получила широкое распространение в творчестве ученика Боровиковского Алексея Веницианова.
Скончался замечательный художник 6 (18) апреля 1825 года и был похоронен на Смоленском православном кладбище.
Вскоре над его могилой было воздвигнуто надгробие в виде саркофага из гранита с рельефным изображением креста на профилированной крышке. Саркофаг установлен на плите из тесанного камня на металлических фигурных опорах в виде львиных лап.
В 1931 году художника перезахоронили в «Некрополе 18 века».
На схеме могила Боровиковского отмечена №19.
Бутков Владимир Петрович (1814–1881)
Видный государственный деятель времен Императора Александра II. руководитель разработки судебной реформы 1864 года. Действительный тайный советник, член Государственного совета и комитета министров.
Скончался 28 марта (9 апреля) 1881 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище Александра-Невской лавры.
Надгробие представляет собой гранитный серый саркофаг с рельефным крестом на крышке. Ещё один крест установлен вертикально. Захоронение является семейным.
На схеме его можно найти под № 20.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Если кто-то из вас пропустил предыдущие публикации цикла, увидеть их можно перейдя по ссылкам
Всего вам доброго и до скорой встречи.